Как меняется переход на МСФО в Узбекистане

preview

На сайте Налогового комитета опубликован новый Перечень крупных налогоплательщиков – в два раза меньше предыдущего. Параллельно на портале regulation.gov.uz обсуждается проект постановления президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы бухгалтерского учета и стимулированию ее перехода на международные стандарты финансовой отчетности» (ID-101485).

Ситуацию по просьбе buxgalter.uz разъяснила налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:

Внимание
Чтобы не пропускать ответы налоговых консультантов, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

 

– Сокращение списка крупных налогоплательщиков, для которых в соответствии с №ПП-4611 от 24.02.2020 г. МСФО – обязателен, ни в коем случае не надо трактовать как отказ от перехода на МСФО. Приказ председателя Налогового комитета №209 от 04.07.2024 г. нацелен на перенастройку работы подразделений налоговой службы в соответствии с изменениями, внесенными в Положение об определении критериев отнесения юридических лиц к категории крупных налогоплательщиков. Очевидно такое решение продиктовано необходимостью перераспределить:

  • рабочую нагрузку между подразделениями налоговой службы;
  • бюджетные поступления между центром и регионами.

Сокращение списка произошло с увеличением порога чистой выручки, на основании которого организация включается в число крупных налогоплательщиков. Ранее это были 100 млрд сум. Теперь к крупным налогоплательщикам относятся юрлица и постоянные учреждения (подразделения) иностранных юридических лиц в Узбекистане, чья чистая выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по итогам прошедшего календарного года либо по итогам последовательного 12-месячного периода превышает 735 тыс. БРВ, а также среднегодовая численность сотрудников которых составляет не менее 10 человек.

В число сокращаемых крупных налогоплательщиков в основном вошли предприятия, которые были включены в этот список в октябре 2023 года и 9 января 2024 года. Потому что у большинства из них показатель чистой выручки находится между прежним и новым порогом. Думаю, очень немногие из них откажутся отсрочить переход на МСФО.

Проект постановления президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы бухгалтерского учета и стимулированию ее перехода на международные стандарты финансовой отчетности» говорит о том, что внедрение МСФО продолжается. Важно, что Министерство экономики и финансов принятием этого документа намерено вывести этот процесс на новый уровень.

На мой взгляд, такой документ должен был выйти года два-три назад – в 2020–2021 годах, т.к. он направлен на урегулирование многих вопросов, связанных с поддержкой предприятий и организаций по переходу на МСФО, гармонизацию национальных и международных стандартов финансовой отчетности и аудита. Чтобы документ вышел качественным и максимально полезным, нужно чтобы как можно больше специалистов оставило свои замечания и предложения на regulation.gov.uz. Обсуждение продлится до 27 июля.

Как мы видим, на практике очень часто переход на МСФО и обратно может происходить в течение года, причем – по причинам и основаниям, не зависящим от самого налогоплательщика. В дальнейшем это приводит к большим сложностям в отчетности и ее проверках. Поэтому считаю очень важной норму проекта, регламентирующую момент перехода. В проекте предлагается установить дату составления отчетов по МСФО для всех предприятий – 1 января года, следующего за отчетным. Исключение составляют организации, переходящие на МСФО добровольно.

Субъекты предпринимательства, принявшие решение в отчетном году перейти на международные стандарты добровольно, должны будут направить в налоговые органы соответствующее уведомление, указав дату перехода на МСФО до 1 апреля отчетного года.

Хозсубъекты, формирующие консолидированную финотчетность на основании требований МСФО, должны будут готовить собственную отдельную финансовую отчетность в соответствии с МСФО.

Большое внимание уделяется кадровой политике и поддержке предприятий в вопросах подготовки кадров. Для предприятий, работающих по МСФО, планируется внедрить систему обязательной сертификации руководителей служб бухгалтерского учета организаций:

1)      общественно значимых;

2)      оказывающих бухгалтерские услуги.

Будет усовершенствована служба обязательного аудита. Формы электронных документов, в частности, – ЭСФ, адаптируют к требованиям МСФО.

В перечень общественных организаций предлагается включить:

а) организации, чьи ценные бумаги включены в листинг фондовой биржи;

б) коммерческие банки и платежные организации;

в) страховые организации;

г) инвестиционные фонды;

д) фондовые биржи;

е) хозяйственные общества с госдолей в УФ (УК) более 50%, одновременно соответствующие требованиям пункта «ж»;

ж) организации, у которых балансовая стоимость активов на конец отчетного года более чем в 200 тыс. раз превышает сумму БРВ, годовой доход от реализации товаров и услуг за последние два года подряд составляет 500 тыс. БРВ и более, а среднегодовая численность работников – больше 1 человека.

Вместе с тем для определенной группы крупных налогоплательщиков предлагают ввести квартальную финансовую отчетность. Хотя только совсем недавно Узбекистан отказался от этой практики и перешел на годовую периодичность сдачи финансовой отчетности. Думаю, что это решение связано с камеральным контролем. Анализировать цифры за три месяца проще, чем за весь год.

Buxgalter.uz рекомендует

Тут есть полезная информация:

Подготовил Олег ГАЕВОЙ

МСФО МСФО МСФО /uz/publish/doc/text201398_kak_menyaetsya_perehod_na_msfo_v_uzbekistane