ЦБ разъяснил, как не потерять деньги с личной карточки

preview

Ранее Центробанк сообщил держателям пластиковых карт об участившихся случаях телефонного мошенничества. По просьбе buxgalter.uz о том, как распознать мошенников и как вести себя в разговоре с ними, рассказал директор департамента ЦБ Акмаль НАЗАРОВ:


– «
По результатам изучения поступающих обращений установлено, что мошенники чаще всего звонят на мобильный телефон гражданина и представляются сотрудниками службы безопасности отдела обслуживания пластиковой карты, службы поддержки клиентов или другого отдела ЦБ, коммерческого банка, платежной организации или оператора платежной системы.

С самого начала разговора они пытаются оказать психологическое, заявляя о том, что мобильное приложение клиента взломано, банковская карта заблокирована, предпринимаются попытки незаконного снятия денег с карты и т.д. Клиенту сообщают о потере всех средств, если не будут приняты немедленные меры. Мошенники предложат вам помочь, запросив одноразовый СМС-код, отправленный на ваш телефон.

Чтобы не попасть в ловушку мошенников, необходимо помнить общие приметы:

  • звонки или SMS-сообщения поступают с неизвестных или скрытых номеров;
  • вас побуждают принять немедленное решение: «быстрее», «нужно сделать прямо сейчас»;
  • у звонящего уверенно-агрессивный или, наоборот, мягкий стиль убеждения, ведущий к одному – немедленным действиям держателя карты;
  • уклонение или путаница в ответах на конкретные неудобные для мошенника вопросы;
  • запрос паспортных данных, номера карты с указанием срока ее действия, проверочного кода или другой личной информации. Помните, что на самом деле для перевода средств на вашу карту достаточно знать только ее номер;
  • интригующие сообщения, типа «вы выиграли в конкурсе», предложение призов, выгодных тарифов, подарков, просьба «доплатить» за них, «внести залог» или перевести деньги другими способами.


– Как себя вести, если позвонили мошенники? Сбросить звонок? Или –
послушать и потом отказаться? Нужно ли делать аудиозапись разговора?

– Если звонит неизвестный:

  • сохраняйте спокойствие;
  • не раскрывайте личную информацию;
  • не сообщайте коды, полученные из СМС-сообщений;
  • при требовании следовать инструкциям звонящего, попросите время на обдумывание. Состояние вашей карты и данные о денежных средствах можно проверить в персональном кабинете через официальный веб-сайт или мобильное приложения банка. Если в ответ услышите, что решение должно быть принято сию минуту, сообщите, что уже обратились в обслуживающий банк для выяснения ситуации;
  • не переводите деньги незнакомым лицам.


– Куда обратиться после звонка мошенников: в правоохранительные органы, Центральный банк или обслуживающий банк? Какую информацию им сообщить и в какой форме?

– Если вы подозреваете мошенничество, немедленно свяжитесь с обслуживающим банком по телефону или в письменной форме и сообщите о ситуации. При этом надо будет сообщить:

1) с какого номера поступил звонок;

2) как представился заявитель;

3) какую информацию он запрашивал».

Внимание
Никому не сообщайте одноразовый SMS-код, поступивший на номер телефона, привязанный к карте. А также – логины и пароли, дающие доступ к мобильным приложениям коммерческих банков, операторов платежных систем и платежных организаций. Мошеники смогут перевести средства с вашей банковской карты или управлять ими без вашего разрешения, если получат от вас эту информацию (SMS-код, логин и пароль).

Не поддавайтесь на уловки мошенников!

Подготовила Саида ДЖАНИЗАКОВА