Какие налоговые проверки получит бизнес после карантина

22.04.2020

В соответствии с Указом Президента №УП-5969 до 1 января 2021 года приостановлено проведение налогового аудита, за исключением проводимого в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица. Но другие виды проверок проводятся уже сейчас или начнут проводиться сразу по завершении карантина. В соответствии с новой редакцией НК по каждому их виду должно быть утверждено отдельное положение, т.к. НК не детализирует в полной мере все сопутствующие процедуры и формы документов. Пока такие положения не приняты, приходится ориентироваться исключительно на кодекс. Ведущий эксперт «Нормы» Жорилла АБДУЛЛАЕВ свел все виды и правила налоговых проверок в единую сопоставительную таблицу.

 

 

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка 

Налоговый аудит

(не проводится до 1.01.2021 г.) 

1. Определение

Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом на основе анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой и финансовой отчетности, а также других документов и сведений о его деятельности, имеющихся у налогового органа.

Само слово «камеральная» подразумевает проверку без выхода на предприятие

Выездная налоговая проверка – проверка исполнения отдельных обязанностей налогоплательщиков в сфере исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством. При проверке анализируется учетная документация, движение ТМЦ и денежных средств, а также другая информация, связанная с деятельностью налогоплательщика .

 

Выездная проверка включила в себя ранее действовавшие краткосрочные проверки, хронометражное обследование, тематические экспресс–изучения и т.п.

Налоговый аудит – проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период. Проводится в отношении субъектов, относящихся к категории налогоплательщиков (налоговых агентов) с высокой степенью риска.

Налоговый аудит включает в себя ранее действовавшую проверку финансово-хозяйственной деятельности (ревизию) налогоплательщика.

Степень риска налоговые органы определяют на основе риск-анализа всей имеющейся по налогоплательщику информации – как внутренней, так и внешней

2. Основание для проведения

Приказ руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В приказе указываются:

  • наименование и ИНН хозсубъекта;
  • Ф. И. О. и должности проверяющих лиц;
  • сроки проведения;
  • проверяемый период;
  • виды проверяемых налогов и сборов.

Основанием для камеральной проверки могут быть выявленные недостатки отчетов и расчетов налогоплательщиков, сопоставительная информация, имеющаяся в налоговых органах и приходящая со стороны

Приказ руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В приказе указываются:

  • Ф.И.О. и должности проверяющих лиц;
  • сроки проведения проверки;
  • проверяемый период;
  • цель проверки.

Основанием для проведения выездной  проверки могут быть результаты камеральной проверки налогоплательщика, информация, имеющаяся в налоговых органах и приходящая со стороны, а также обращения физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства

Приказ руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В приказе указываются:

  • наименование и ИНН хозсубъекта;
  • Ф. И. О. и должности проверяющих лиц;
  • сроки проведения;
  • цель проведения;
  • утвержденная программа аудита.

Налоговые органы не менее чем за 30 календарных дней до начала проведения аудита направляют налогоплательщику извещение о проведении аудита.

Налоговый орган по согласованию с ГНК вправе начать аудит без предварительного извещения налогоплательщика, если есть признаки уклонения от уплаты налогов .

До 1 января 2022 года налоговые органы уведомляют Уполномоченного при Президенте РУз по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства о назначении налогового аудита

Основанием могут быть результаты риск-анализа, выездной проверки, информация правоохранительных и других органов, а также обращения физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства.

Если раньше ревизии проходили только по согласованию с уполномоченным органом по координации проверок деятельности субъектов предпринимательства, то теперь достаточно уведомления соответствующего органа

3. Период проведения проверки

Период, по которому не истек срок исковой давности .

Срок исковой давности по НК – 5 лет

Период, по которому не истек срок исковой давности

Период, следующий за последним налоговым аудитом, по которому не истек срок исковой давности .

4. Место проведения

Проверка проводится в налоговом органе, в котором стоит на учете налогоплательщик, без выхода на предприятие

Место деятельности налогоплательщика

5. Объект проверки

Представленные налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговая и финансовая отчетность, а также другие документы и сведения о его деятельности, имеющиеся у налогового органа

Учетная документация, движение ТМЦ и денежных средств, а также другая информация, связанная с деятельностью налогоплательщика

Вся деятельность и вся документация налогоплательщика в соответствии с утвержденной программой налогового аудита

6. Ограничения

Проверка проводится в соответствии с приказом

Проверка проводится в соответствии с приказом и утвержденной программой

Проверка проводится в соответствии с приказом и утвержденной программой.

Налоговые органы не вправе проводить более одного налогового аудита налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением случаев выявления новых обстоятельств, которые не были известны налоговому органу при проведении налогового аудита. В случае выявления новых обстоятельств налоговый орган вправе назначить повторный налоговый аудит 

7. Методы проведения проверки

Анализ представленных налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой и финансовой отчетности, других документов и сведений о его деятельности, имеющихся у налогового органа, и соответствие этих данных налоговому законодательству

При проведении выездных налоговых проверок налоговые органы вправе осуществлять профилактические мероприятия и хронометражное обследование, проводить проверку применения контрольно–кассовой техники и платежных терминалов и другие мероприятия налогового контроля .

Проверка включает осмотр территорий и помещений, а также документов и предметов .

Проверяющие вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы .

Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления проверяющего .

В проверке могут участвовать свидетель, эксперт, специалист, переводчик

 

Производится осмотр территорий и помещений, а также документов и предметов .

Проверяющие вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы .

Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления проверяющего .

В проверке могут участвовать свидетель , эксперт, специалист, переводчик

 

8. Возможность запросить дополнительные сведения

Налоговый орган может запрашивать у налогоплательщика (налогового агента, третьего лица) учетные документы, пояснения к представленной налоговой отчетности и учетным документам, а также иную информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов и сборов

Проверяющие вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию)

9. Сроки проведения проверки

Дата направления налоговым органом требования о внесении исправлений в налоговую отчетность считается датой завершения камеральной налоговой проверки. Также она считается завершенной, если по итогам изучения и анализа не выявлены расхождения и (или) ошибки.

Сроки проведения камеральной проверки в НК не установлены. Обычно она длится 1–3 рабочих дня

Проверка проводится в срок не более 10 дней. Завершением срока проверки считается день вручения налогоплательщику акта этой проверки .

Ранее срок проведения краткосрочной налоговой проверки также не превышал 10 рабочих дней

Налоговый аудит не может продолжаться более 30 дней .

Срок проведения налогового аудита может быть продлен до 2 месяцев, а в исключительных случаях – до 3 месяцев. Общий срок налогового аудита не может превышать 6 месяцев.

Срок проведения налогового аудита завершается в день составления (подписания) акта о проведенном налоговом аудите .

Ранее конкретные сроки по продлению ревизии не указывались

10. Составление акта, справки по результатам проверки

Не составляется

Составляется акт проверки

Составляется акт проверки. Форма и требования к составлению акта налогового аудита устанавливает ГНК  

11. Действие налогового органа по результатам проверки

Если по итогам проведенной камеральной налоговой проверки выявлены расхождения и (или) ошибки в представленной налоговой отчетности, налоговый орган направляет налогоплательщику требование о внесении исправлений в налоговую отчетность.

По результатам камеральной проверки  в отношении возмещения сумм НДС налоговый орган выносит решение о возмещении либо мотивированное решение об отказе (полном или частичном) в возмещении

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или отказе в этом .

Рассмотрение дел о правонарушениях осуществляется с применением:

  • финансовых санкций ;
  • административного наказания лиц, виновных в их совершении, в соответствии с КоАО.

При необходимости материалы передаются в правоохранительные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности

По результатам рассмотрения материалов налогового аудита руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает решение о:

  • доначислении налогов и пеней или отказе в этом;
  • привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или отказе в этом .

Рассмотрение дел о правонарушениях осуществляется с применением:

  • финансовых санкций ;
  • административного наказания лиц, виновных в их совершении, в соответствии с КоАО.

При необходимости материалы передаются в правоохранительные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности

12. Действие налогоплательщика по результатам проверки

Налогоплательщик обязан в течение 10 дней со дня получения требования о внесении исправлений представить уточненную налоговую отчетность по соответствующим налогам и сборам

В случае согласия с выявленными нарушениями налогоплательщик уплачивает доначисленные налоги и все виды штрафов.

При несогласии он  обращается с жалобой в вышестоящий налоговый орган .

Ранее у налогоплательщика был выбор: он мог обратиться в суд или  вышестоящий налоговый орган

13. Возможность оспорить результаты проверки

У налогоплательщика есть право в течение 10 дней со дня получения требования представить обоснование по выявленным расхождениям и подтверждающие документы

При несогласии с изложенными в акте проверки фактами, выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить письменные возражения в течение 10 дней со дня получения акта .

Рассмотрение и оспаривание материалов проверки производится в налоговом органе в соответствии со ст. 158 НК

14. Санкции по результатам проверки

Не применяются

Применяются финансовые штрафы, административные и (или) уголовные санкции.

Ранее по отдельным видам проверок (хронометраж, экспресс-изучение) санкции не применялись

Применяются финансовые штрафы, административные и (или) уголовные санкции

15. Пеня

Сумма пени уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства

16. Другие действия налоговых органов

Если налогоплательщик не представил уточненную налоговую отчетность (в т. ч. после уточненного требования) либо не представил обоснования выявленных расхождений, либо представленные им обоснования признаны недостаточными, налоговый орган вправе назначить налоговый аудит

Не допускается причинение вреда неправомерными действиями при проведении налоговой проверки проверяемым лицам либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Убытки, причиненные проверяемым лицам неправомерными решениями налоговых органов или действиями их должностных лиц, подлежат возмещению в полном объеме

 

17. Подзаконные акты по проверкам

В настоящее время акт находится в стадии разработки. Ответственное ведомство – ГНК

 

 

Разъяснения экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений.
Чтобы получать новости от Buxgalter.uz первыми, подписывайтесь на Telegram-канал