Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Республике Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 08.05.2001 г. N 207)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 08.05.2001 г. N 207



ПОЛОЖЕНИЕ

о дипломатических представительствах

и консульских учреждениях иностранных

государств в Республике Узбекистан


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Дипломатическому представительству (посольству или миссии) иностранного государства в Республике Узбекистан (далее "диппредставительство"), консульскому учреждению (генеральное консульство, консульство, вице-консульство или консульское агентство) иностранного государства в Республике Узбекистан (далее "консульское учреждение") как органам иностранного государства, сотрудникам диппредставительств и членам консульских учреждений для осуществления их функций предоставляются предусмотренные настоящим Положением привилегии и иммунитеты, которые определяются в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года и Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года, международными обычаями, законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

1.2. Сотрудники диппредставительств и работники консульских учреждений, которым предоставляются предусмотренные Положением привилегии и иммунитеты, обязаны уважать законы и правила Республики Узбекистан, культуру, традиции и обычаи ее народа.

1.3. Если международными договорами Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Положении, то применяются правила международного договора.

1.4. Предусмотренные Положением правила могут применяться по отношению к диппредставительствам и консульским учреждениям отдельных иностранных государств, а также их сотрудникам исходя из принципа взаимности.

1.5. Используемые для целей настоящего Положения термины употребляются в соответствии с их значениями, определяемыми Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года и Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года.



II. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА


2.1. Диппредставительства устанавливают и поддерживают официальные отношения с государственными органами и учреждениями республики через Министерство иностранных дел Республики Узбекистан.

2.2. Главы диппредставительства на уровне:

1) послов, нунциев, посланников, интернунциев аккредитуются при Президенте Республики Узбекистан;

2) поверенные в делах аккредитуются при Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан.

Классы, к которым должны принадлежать главы диппредставительств, определяются между соответствующими государствами и Республикой Узбекистан.

2.3. Глава диппредставительства или любой член дипломатического персонала может быть аккредитован в другом или других государствах при условии предварительного уведомления об этом аккредитующим государством Правительства Республики Узбекистан.

2.4. Диппредставительство предварительно уведомляет Министерство иностранных дел Республики Узбекистан:

1) о назначении сотрудников диппредставительства, их прибытии и отбытии или прекращении их деятельности в диппредставительстве;

2) о прибытии и окончательном отбытии лица, принадлежащего к семье сотрудника диппредставительства;

3) о прибытии и окончательном отбытии домашних работников сотрудников диппредставительств;

4) о найме и увольнении лиц, проживающих в Узбекистане в качестве сотрудников диппредставительства или домашних работников, имеющих право на привилегии и иммунитеты;

5) о намерении приобрести или арендовать недвижимое имущество для размещения диппредставительства и резиденции главы представительства;

6) о местопроживании дипломатических сотрудников представительства.

2.5. Аккредитующее государство не может учреждать канцелярии, составляющие часть диппредставительства, в других населенных пунктах республики без согласия на то Правительства Республики Узбекистан.

2.6. Бюро по обслуживанию дипломатического корпуса МИД Республики Узбекистан оказывает содействие диппредставительству и его сотрудникам в приобретении и аренде на территории Республики Узбекистан, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, необходимого недвижимого имущества, а также выступает посредником при аренде помещений у частных лиц.


III. ИММУНИТЕТЫ И ПРИВИЛЕГИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ

ДИППРЕДСТАВИТЕЛЬСТВУ, ГЛАВАМ И ЧЛЕНАМ

ДИППЕРСОНАЛА


3.1. Помещения диппредставительств и частных резиденций глав диппредставительств, а также жилые помещения членов диппредставительств являются неприкосновенными. Охрана диппредставительства и частной резиденции может осуществляться Национальной гвардией Республики Узбекистан по представлению Министерства иностранных дел Республики Узбекистан на договорной основе в установленном законодательством порядке. Техническая укрепленность диппредставительств и резиденций, вверяемых под охрану подразделениям Национальной гвардии, должна соответствовать требованиям нормативных актов Национальной гвардии Республики Узбекистан.

Диппредставительство может создавать внутреннюю охрану при условии, что ее деятельность будет связана с сугубо внутренними делами диппредставительства и соответствовать законодательству Республики Узбекистан.

Доступ к помещениям диппредставительств и частных резиденций глав диппредставительств, а также жилым помещениям членов диппредставительств может иметь место только при согласии главы диппредставительства соответствующего иностранного государства. Эти помещения и обстановка в них, а также средства передвижения, принадлежащие диппредставительству, пользуются иммунитетом от обыска, изъятия, реквизиции, ареста и других принудительных действий.

Указанные помещения и средства передвижения не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями диппредставительства.

3.2. Диппредставительства и глава диппредставительства имеют право устанавливать государственный флаг и государственный герб аккредитующего государства на помещениях диппредставительств, включая резиденции глав диппредставительств, а также на средствах передвижения глав диппредставительств.

3.3. Диппредставительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством, с другими представительствами и консульскими учреждениями своего государства, находящимися в Республике Узбекистан, а также с дипломатическими и другими представительствами и консульскими учреждениями своего государства в третьих государствах посредством обычных средств связи, закодированных и шифрованных депеш, а также дипломатической почты (далее диппочта).

Диппредставительства могут устанавливать беспроволочные передатчики и использовать их только с разрешения компетентных органов Республики Узбекистан.

3.4. Архивы, документы и официальная корреспонденция диппредставительства являются неприкосновенными в любое время независимо от их местонахождения.

3.5. Диппочта не подлежит вскрытию и задержанию. Все места, составляющие диппочту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и они могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования.

3.6. Дипломатический курьер (далее дипкурьер), который должен быть снабжен официальным документом с указанием его статуса и числа мест, составляющих дипломатическую почту, пользуется при исполнении своих обязанностей защитой Республики Узбекистан. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

Компетентные органы государственной власти оказывают дипкурьерам всевозможное содействие и защиту в выполнении служебных обязанностей.

3.7. Положения пункта 3.6 применяются к временным дипкурьерам, назначенным для разовой перевозки диппочты (дипкурьеры аd hос), за тем исключением, что упомянутые в них иммунитеты прекращаются в момент доставки таким курьером порученной ему диппочты по назначению.

На основе специального соглашения с иностранным государством диппочта может пересылаться по обычным каналам связи без сопровождения курьера или быть вверена командиру гражданского самолета, который не считается дипкурьером. Диппредставительство на основе специального разрешения в соответствии с законодательством Республики Узбекистан может направить своего сотрудника для принятия диппочты непосредственно от командира самолета.

3.8. Вознаграждения и сборы, взимаемые диппредставительством при выполнении своих официальных обязанностей, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин.

3.9. Главы диппредставительств освобождаются от всех налогов, сборов и пош-лин в отношении помещений диппредставительства, собственных или арендованных, за исключением таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания, в том числе за аренду помещения.

3.10. Глава диппредставительства и члены дипломатического персонала освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением:

1) налогов, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

2) сборов и налогов на имущество физических лиц, находившееся на территории Республики Узбекистан, если оно не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

3) государственных пошлин на наследование;

4) сборов и налогов на доход, источник которого находится в Республике Узбекистан, налогов на капиталовложения в коммерческие предприятия в Республике Узбекистан;

5) сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания;

6) регистрационных, судебных и реестровых пошлин имущества.

3.11. Диппредставительство может ввозить и вывозить товары, предназначенные для официального пользования, а глава диппредставительства и члены дипперсонала диппредставительства - предметы, предназначенные для их личного пользования, включая товары для первоначального обзаведения.

Предметы, предназначенные для официального пользования диппредставительства, а также товары, предназначенные для личного пользования главы диппредставительства и членов дипперсонала диппредставительства, при соблюдении установленного порядка перемещения предметов через таможенную границу, освобождаются от всех таможенных пошлин, налогов и сборов, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление предметов вне определенных мест или вне установленного времени работы таможенных органов.

3.12. Личный багаж главы диппредставительства и членов дипперсонала диппредставительства освобождается от досмотра, за исключением случаев, когда имеются основания полагать, что он содержит товары, ввоз и вывоз которых запрещен законодательством Республики Узбекистан. Такой досмотр должен производиться только в их присутствии или уполномоченного ими представителя.

3.13. Глава диппредставительства и члены дипперсонала пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты обыску или аресту, или задержанию в какой бы то ни было форме.

3.14. Республика Узбекистан обеспечивает свободу передвижения сотрудникам диппредставительств в пределах своих границ, за исключением зон, въезд в которые осуществляется на основании специального разрешения.

3.15. Глава диппредставительства и члены дипперсонала пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции Республики Узбекистан. Однако эти лица могут подлежать юрисдикции Республики Узбекистан в случае ясно выраженного согласия на это аккредитующего государства.

Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава диппредставительства и члены дипперсонала диппредставительства вступают в гражданско-правовые отношения как частные лица в связи с исками о принадлежащем им недвижимом имуществе на территории Республики Узбекистан, наследовании, а также в связи с исками, вытекающими из их профессиональной или коммерческой деятельности, которая осуществляется ими за пределами служебных обязанностей.

Глава диппредставительства и члены диппредставительства не обязаны давать показания в качестве свидетелей, а в случае согласия давать такие показания не обязаны для этого являться в судебные или следственные органы.

3.16. Иммунитеты и привилегии, предусмотренные пунктами 3.8, 3.9, 3.11, 3.12 и 3.13 настоящего Положения, распространяются на членов семьи, проживающих вместе с главой диппредставительства, с членами дипперсонала, если члены семей не являются гражданами Республики Узбекистан.

3.17. Члены административно-технического персонала диппредставительства и проживающие вместе с ними члены их семей, если они не являются гражданами Республики Узбекистан или не проживают в Узбекистане постоянно, пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в пунктах 3.1, 3.8, 3.9, 3.10, 3.11 (с тем исключением, что привилегии, указанные в пункте 3.11, применяются в отношении товаров, предназначенных для первоначального обзаведения), 3.13 и 3.15 (с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции Республики Узбекистан распространяется только на действия, совершенные сотрудниками административно-технического персонала при исполнении служебных обязанностей).

Члены обслуживающего персонала, которые не являются гражданами Республики Узбекистан или не проживают в Республике Узбекистан постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. Таким лицам могут быть также предоставлены таможенные льготы на основе специального соглашения с каждым иностранным государством и исходя из принципа взаимности в отношениях с ним.

3.18. Глава диппредставительства, члены дипперсонала диппредставительства иностранного государства в третьем государстве, которые следуют транзитом через территорию Республики Узбекистан, пользуются личной неприкосновенностью и другими иммунитетами, которые необходимы для обеспечения их проезда. Данное положение применяется и по отношению к членам их семей, пользующимся привилегиями и иммунитетами, а также лицам, которые их сопровождают или направляются отдельно, чтобы присоединиться к ним или вернуться в свое государство.

3.19. Дипкурьерам, направляющимся транзитом через территорию Республики Узбекистан, предоставляются неприкосновенность и защита так же как и дипкурьерам, направляющимся в Республику Узбекистан.



IV. КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ


4.1. Консульское учреждение выполняет свои функции в пределах консульского округа.

Местонахождение консульского учреждения, его класс и границы его консульского округа определяются соглашением между Республикой Узбекистан и соответствующим иностранным государством.

4.2. Главой консульского учреждения определяется назначенный иностранным государством и принятый как таковой Правительством Республики Узбекистан в лице министра иностранных дел Республики Узбекистан генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент.

4.3. Глава консульского учреждения может приступить к выполнению своих обязанностей после выдачи ему Министерством иностранных дел Республики Узбекистан консульской экзекватуры.

4.4. Консульское должностное лицо может при особых обстоятельствах, с согласия Правительства Республики Узбекистан, выполнять свои функции за пределами своего консульского округа.

4.5. Помещения консульского учреждения являются неприкосновенными. Доступ к этим помещениям может иметь место только при согласии главы консульского учреждения или главы диппредставительства соответствующего иностранного государства в Республике Узбекистан. Тем не менее, согласие главы консульского учреждения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты.

Неприкосновенность помещений консульского учреждения не предоставляет права использовать их для целей, не совместимых с функциями консульского представительства.

4.6. На помещении консульского учреждения, а также на резиденции главы консульского учреждения, и когда это связано с выполнением служебных обязанностей, на средствах передвижения главы консульского учреждения может вывешиваться государственный флаг и устанавливаться государственный герб аккредитующего государства.

4.7. Иммунитеты и привилегии, предусмотренные пунктами 2.5, 2.6, 3.1 настоящего Положения, применяются и по отношению к консульскому учреждению.

4.8. Архивы, документы и официальная корреспонденция консульского учреждения являются неприкосновенными в любое время независимо от их местонахождения.

4.9. Консульское учреждение может сноситься со своим правительством, с находящимися в Республике Узбекистан диппредставительством и консульским учреждением своего государства, а также с диппредставительствами и консульскими учреждениями своего государства в третьих государствах в порядке, предусмотренном пунктом 3.3 настоящего Положения.

4.10. Иммунитеты и привилегии, предусмотренные пунктами 3.5 и 3.6 настоящего Положения о диппочте и дипкурьерах, применяются и по отношению к консульской вализе и консульским курьерам. Исключением могут быть случаи, когда есть серьезные основания считать, что консульская вализа содержит что-то другое, кроме официальной корреспонденции, документов и предметов, предназначенных для официального использования. В таком случае компетентные органы Республики Узбекистан вправе потребовать распечатать консульскую вализу в присутствии уполномоченных органов. В случае отказа выполнить такое требование вализа отправляется обратно отправителю.



V. ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ

КОНСУЛЬСКИМ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ И ДРУГИМ

РАБОТНИКАМ КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ


5.1. Консульские должностные лица пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть задержаны или арестованы, за исключением преследования за совершение тяжкого преступления или выполнения приговора (решения, постановления) суда, вступившего в законную силу.


5.2. Консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов Республики Узбекистан по гражданским делам в отношении действий, которые они совершают при выполнении консульских функций.

Данный иммунитет не применяется в отношении гражданского иска, вытекающего из договора, заключенного консульскими должностными лицами, по которому они прямо или косвенно не приняли на себя обязательств в качестве агента представляемого государства, либо третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в Республике Узбекистан, вызванным дорожно-транспортным средством.

5.3. Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел.

5.3.1. Консульский служащий или работник обслуживающего персонала, за исключением случаев, упомянутых в подпункте 5.3.3, не может отказываться давать показания.

5.3.2. Орган, которому требуется показание консульского должностного лица, должен избегать причинения помех выполнению этим лицом своих функций. Он может, когда это возможно, выслушивать такие показания на дому у этого лица или в консульском учреждении, или же принимать от него письменные показания. Если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания.

5.3.3. Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства.

5.4. Штатные консульские должностные лица не могут заниматься на территории Республики Узбекистан какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов, в случае нарушения данной нормы в отношении них не распространяются предоставляемые привилегии и иммунитеты, предусмотренные настоящим Положением.

Государство, представляемое консульским учреждением, может отказаться от привилегий и иммунитетов работника консульского учреждения, предусмотренных данным пунктом.

5.5. Порядок перемещения через таможенную границу Республики Узбекистан имущества консульских учреждений, а также предоставления таможенных льгот консульским должностным лицам определяется в соответствии с пунктом 3.11 настоящего Положения.

На консульских служащих и работников обслуживающего персонала, а также на членов их семей, не проживающих в Республике Узбекистан постоянно, могут быть распространены таможенные льготы на основе специального соглашения с каждым иностранным государством и исходя из принципа взаимности в отношениях с ним.



VI. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


6.1. Привилегии и иммунитеты, предусмотренные настоящим Положением для членов дипперсонала, также распространяются на представителей иностранных государств, на членов парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, прибывающих в Республику Узбекистан для участия в межгосударственных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями, а также на членов их семей, которые их сопровождают и не являются гражданами Республики Узбекистан.

6.2. Представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, направляющиеся для этих же целей транзитом через территорию Республики Узбекистан, а также члены их семей, сопровождающие их и не являющиеся гражданами Республики Узбекистан, пользуются личной неприкосновенностью и другими иммунитетами, необходимыми для обеспечения их проезда.

6.3. Привилегии и иммунитеты, предоставляемые в Республике Узбекистан международным межправительственным организациям, представительствам иностранных государств при этих организациях, а также их должностным лицам, определяются соответствующими международными договорами Республики Узбекистан.

6.4. Принадлежность к лицам, пользующимся указанными в настоящем Положении привилегиями и иммунитетами, за исключением лиц, указанных в пунктах 3.18, 3.19 и 6.1, подтверждается документами, выданными Министерством иностранных дел Республики Узбекистан.

6.5. Вопросы, не охваченные настоящим Положением, регулируются законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2001 г., N 9