Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Информационное письмо Президиума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан (Одобрено Президиумом ВХС 29.07.1999 г.)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ОДОБРЕНО

Президиумом ВХС

29.07.1999 г.




ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Президиума Высшего хозяйственного суда Республики

Узбекистан  по  применению  ст.16  Хозяйственного

процессуального кодекса Республики Узбекистан,

в частности, изложения особого мнения судьи



В связи с возникающими в судебной практике хозяйственных судов вопросами по применению ст. 16 Хозяйственного процессуального  кодекса Республики Узбекистан, в частности, изложения особого мнения судьи, Президиум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан считает необходимым проинформировать хозяйственные суды о следующем:

В соответствии со ст. 16 Хозяйственного процессуального кодекса вопросы, возникающие при рассмотрении дела хозяйственным судом в коллегиальном составе, решаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий  в заседании голосует последним.

Никто из судей при решении каждого вопроса не может воздержаться от голосования. Принцип принятия решения по большинству голосов в случае расхождения мнения судей распространяется и на порядок решения вопросов при рассмотрении в судах вышестоящих инстанций.

Особое мнение означает несогласие одного из судей с решением, принятым большинством, по решению в целом или по отдельным вопросам, подлежащим разрешению в решении (постановлении). Особое мнение судьи может иметь место и в случаях вынесения судом в совещательной комнате определения, которым решается вопрос по существу. (Например, о прекращении производства по делу). Мнение двух судей всегда означает решение суда.

Судья, оставшийся в меньшинстве, т. е. несогласный с решением других судей, не вправе в связи с этим отказаться от подписания решения. Он обязан подчиниться решению большинства и подписать решение, принятое большинством голосов судей, и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение по делу. В особом мнении судья может указать, с чем конкретно он не согласен в решении суда, и предложить свое решение.

В судебном заседании особое мнение не оглашается.

Особое мнение судьи является реализацией требований Закона о равенстве прав судей (судьи, председательствующего по делу) при вынесении решений (ст. 15 ХПК ).

Лиц, участвующих в деле, с особым мнением судьи не знакомят.

Особое мнение приобщается к делу по сложившейся практике в запечатанном конверте и указывается в описи.

При рассмотрении дела в суде апелляционной и кассационной инстанциях, по которому имеется особое мнение, суд в соответствии с требованиями ст. 166 и ст. 186 ХПК обязан проверить законность и обоснованность решения с учетом доводов, приведенных в особом мнении.

Право судьи изложить особое мнение распространяется на все случаи коллегиального решения судом любого вопроса, а не только вынесения решения.

Особое мнение излагается в совещательной комнате. Суд может выйти из нее после того, как будет составлено решение по делу (или иное постановление суда) и изложено особое мнение.

Особое мнение, изложенное в письменном виде и приобщенное к делу, не может быть изъято из дела, в том числе и судьей, оставшимся при особом мнении. Оно не относится к числу судебных документов, которые могут быть обжалованы или опротестованы.

Председательствующий, а также судья, оставшийся при особом мнении, вправе сообщить об этом руководству вышестоящего хозяйственного суда с целью решения вопроса об опротестовании решения (постановления) в порядке надзора после вступления его в законную силу.