Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

О судебной практике выдачи судебных приказов в хозяйственных судах РУз (Утверждено Постановлением Президиума ВХС от 24.06.1999 г.)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением Президиума ВХС

от 24.06.1999 г.



О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

выдачи судебных приказов в хозяйственных судах

Республики Узбекистан



В соответствии с планом работы Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан на 1 полугодие 1999 года третьим судебным составом обобщена судебная практика выдачи судебных приказов в соответствии с главой 14 Хозяйственно-процессуального Кодекса Республики Узбекистан. Указанной главой ХПК предусмотрена новая форма судебного акта и судебного производства по взысканию задолженности с должника по бесспорным, документально подтвержденным требованиям.

Руководствуясь требованиями главы 14 ХПК Республики Узбекистан хозяйственными судами за 1998 год рассмотрено 3282 заявления налоговых органов  об обращении взысканий на имущество должников  юридических лиц на общую сумму 48939, 6 тыс. сумов и по 3110 заявлениям выданы судебные приказы на сумму 20215,7 тыс. сумов. Кроме того, по 185 заявлениям налоговых органов обращены взыскания на имущество должников граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, на сумму около 524 тыс. сумов.

За истекшие 4 месяца 1999 года  рассмотрено 1535 заявлений о выдаче судебных приказов на сумму 8167,7 млн сумов и по 1526  заявлениям выданы приказы на сумму более 7681,2 млн. сумов.

Изучение практики показывает, что приказы выдаются судами в основном с соблюдением требований главы 14 ХПК РУз. В то же время имеются некоторые недостатки и упущения, связанные с разночтениями и различными толкованиями положений хозяйственного процессуального Кодекса, а также новизной применения института "Судебный приказ".

Судебные приказы (акты) выдаются без вызова сторон и имеют своей целью обеспечить механизм принудительного исполнения, то есть не что иное, как приказ на действия исполнительных органов.

Само требование о выдаче судебного приказа ставится на усмотрение кредитора (истца). Он может заявить обычный иск, и тогда это требование суд должен рассмотреть по всем правилам искового производства. Но в этом случае ему придется заплатить более высокую пошлину и, самое главное, он  не получит возможного выигрыша во времени.

Судебный приказ выдается судом  по заявлению кредитора после извещения должника, но без вызова сторон и судебного разбирательства. Приказ может быть  выдан только на основании требований, указанных в законе, представленных документов, подтверждающих эти требования. Если должник не согласен с заявленными требованиями и если усматривается наличие спора о праве, который невозможно разрешить на основании  представленных документов, судья отказывает в выдаче судебного акта.

По заявлению Зарафшанского противопожарного общества выдан приказ о взыскании с Кызылкумского ГРЭ 789068 сумов, хотя акт сверки между этими хозяйствующими субъектами составлен на 740526 сумов, т.е. меньше требуемой суммы кроме того заявление общества подано в суд  без представления доказательств о вручении копии заявления должнику. Требование о взыскании штрафа, не подтверждено документально. Несмотря на это хозяйственным судом 18 марта 1999 года выдан судебный приказ  на сумму 789068 сум.

Как было указано выше основаниями для выдачи судебных приказов согласно ст.103 ХПК Республики Узбекистан является требование об обращении взыскания недоимок по налогам, сборам и обязательным платежам в государственный бюджет на имущество организаций и граждан; требования о взыскании дебиторской задолженности, основанной на ее документальном признании и третье  требование основано на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом.

Основное количество выданных судебных приказов хозяйственными судами состоит из требований об обращении взыскания недоимок по налогам, сборам и обязательным платежам в государственный бюджет на имущество организаций  и граждан.

Законодательством установлены специальные правила о взыскании с организаций и граждан не внесенных в срок  налогов и неналоговых платежей (сборы и обязательные платежи).

Право на обращение в суд с заявлением об обращении взыскания недоимок  по налогам, сборам и обязательным платежам в государственный бюджет  на имущество граждан и организаций имеют субъекты, которые являются органами взыскания по данному виду платежей, а о взыскании дебиторской задолженности, основанной на ее документальном признании, кредиторы, чьи требования признаны должниками в установленном законом порядке.

Согласно статье 134 Налогового кодекса Республики Узбекистан взыскание с физических лиц недоимок по налогам, сборам и неуплаченных штрафов определяется по решению суда, а взыскание с юридических лиц недоимок по налогам и сборам, а также сумм финансовых санкций и сумм пени производится налоговыми органами в бесспорном порядке. В случае отсутствия денежных средств на счетах должников-налогоплательщиков по решению суда в соответствии с законодательством налоговый орган обращает взыскание на их имущество.

Порядок обращения взыскания недоимок по налогам и обязательным платежам в бюджет на имущество предприятий и организаций  установлен "Положением о порядке взыскания недоимок по налогам и обязательным платежам в бюджет на имущество предприятий и организаций", утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан N 387 от 8 ноября 1996 года.

В соответствии с пунктом 3 названного Положения налоговый орган прежде чем обращаться в суд с заявлением об обращении взыскания на имущество должника обязан выполнить определенные действия. В первую очередь, налоговый орган должен принять меры по бесспорному взысканию задолженности путем выставления инкассовых поручений на счета предприятий должников. В случае отсутствия денежных средств на счетах должника банк осуществляющий обслуживание расчетного счета предприятия-должника в трехдневный срок делает отметку о его неисполнении из-за отсутствия на расчетном счете должника денежных средств и копии инкассового поручения с отметкой банка направляет налоговому органу и предприятию должнику.

Налоговый орган в суточный срок со дня получения инкассового поручения с отметкой банка направляет предприятию-должнику письменное требование о погашении недоимки и штрафных санкций с нарочным или заказной корреспонденцией, с уведомлением о вручении.  В требовании налогового органа должно содержаться уведомление о предстоящем обращении взыскания на имущество предприятия-должника.

Данное письменное требование должником должно рассматриваться в течение одного месяца с момента получения. В случае неудовлетворения требования должником, налоговый орган обращается в хозяйственный суд с заявлением о выдаче судебного приказа об обращении взыскания на имущество должника. Порядок подачи, форма и содержание заявления должны соответствовать требованиям ст. ст.104-105 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан.

Указанное выше действие не требуется для выдачи судебного приказа по другим основаниям, в частности, по взысканию дебиторской задолженности, основанной на ее документальном признании, так как кредиторы в данном случае обращаются в хозяйственный суд с выполнением требований статей 103-106 ХПК.

Для возбуждения приказного производства кредитор должен подать в суд с соблюдением общих правил подсудности письменное заявление, с приложением к нему документов, обосновывающих его требования к должнику. Однако, в отдельных случаях судами заявления кредиторов о выдаче судебного приказа принимаются в общем порядке, назначаются на рассмотрение в судебном заседание, выносятся определения о принятии заявления к производству и назначении к рассмотрению, выносятся решения, а государственная пошлина взыскивается в половинном размере.

Как выше указывалось, заявление о выдаче судебного приказа может быть подано по строго определенным в законе требованиям (статья 103 ХПК), носящим имущественный характер (взыскание денежных сумм или истребование имущества).

Заявление о выдаче судебного приказа должно соответствовать предъявляемым к нему требованиям. Оно подписывается кредитором или его представителем. К заявлению, подписываемому представителем, прилагается доверенность. Согласно ст.104 ХПК РУз в заявлении должны быть указаны:  

наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;

наименование кредитора, должника и их адреса;

требование кредитора со ссылкой на законодательство;

обстоятельства, на которых основано требование, и доказательства, подтверждающие их;

расчет взыскиваемой суммы;

перечень прилагаемых документов;

Кредитор при подаче заявления о выдаче судебного приказа обязан вручить должнику копию этого заявления. На практике имеются случаи принятия таких заявлений судами без представления кредитором доказательства вручения  их должнику.

Заявление о выдаче судебного приказа оплачивается государственной пошлиной в размере пятидесяти процентов ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы при обращении в суд с иском в общем порядке.

Не каждое требование, заявленное в суд, может быть предметом   судебной защиты. Например, оно может быть неподведомственно суду или носить не правовой характер. Но и не каждое подведомственное суду требование может быть предметом судебной защиты в порядке приказного производства. В ст.103 Хозяйственного процессуального кодекса дается исчерпывающий перечень таких требований, по которым выдается судебный приказ. Поэтому первое основание, предусмотренное статьей 107 ХПК к отказу в принятии заявления о выдаче судебного приказа, является "если требование не предусмотрено статьей 103 ХПК. При толковании данной нормы следует исходить из общего правила ст.103, определяющей сущность судебного приказа. Судебный приказ и приказное производство обеспечивает, прежде всего защиту интересов кредиторов и сугубо обязательственных отношений кредитора и должника.

Заявление о выдаче судебного приказа должно подаваться в письменной форме с соблюдением требований ст.104 ХПК. Нарушение требований указанной статьи является основанием к отказу в принятии заявления.

Законодательством не установлен перечень документов, подтверждающих заявленное требование. Такими документами могут быть акты взаимосверок, письменное признание задолженности должником и т.д.  

Особое место в приказном судопроизводстве занимает вручение должнику копии заявления о выдаче судебного приказа, так как с момента вручения судебного приказа начнется исчисление десятидневного срока для выдачи приказа. Если в указанный срок должник не представит суду отзыв с приложением документов, подтверждающих возражения против требования кредитора, а также его согласие с заявленным требованием, то это является основанием к выдаче судебного приказа.

Если заявление о выдаче судебного приказа подано без уплаты государственной  пошлины, судья  в соответствии с подпунктом 5 ст. 107 ХПК РУз отказывает в принятии заявления. В данном случае следует отметить, что заявления налоговой инспекции подаются без предварительной уплаты госпошлины в связи с освобождением их от уплаты государственной пошлины. Заявления других организаций принимаются с обязательной уплатой госпошлины, если они не освобождены от предварительной уплаты госпошлины.

Об отказе в принятии заявления судья выносит определение, которое может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Законодательством не предусмотрено вынесение судьей определения о принятии заявления к производству, так как судебный приказ выдается без вызова сторон и является упрощенной процедурой для защиты интересов кредитора.

Однако, часто судами в нарушение требований Хозяйственного процессуального кодекса заявления налоговой инспекции принимаются в общем порядке и они рассматриваются в судебных заседаниях, мотивируя эти действия под разными предлогами.

В хозяйственный суд Кашкадарьинской области обратилась налоговая инспекция Муборакского тумана о выдаче судебного приказа об обращении взыскания на имущество Муборакского газоперерабатывающего завода на сумму 863486,6 тыс.сумов. Однако, данное заявление налоговой инспекции судьей принято в общем порядке и назначено на рассмотрение 6 октября 1998 года и в этот же день выдан судебный приказ на сумму заявления. Госпошлина по данному заявлению взыскана в  половинном размере.

Налоговая инспекция этого же тумана обратилась в хозяйственный суд с заявлением о выдаче судебного приказа об обращении взыскания на имущество ГПУ "Муборакгаз" в сумме 3758771,6 тыс. сумов. Данное заявление тоже принято судьей в общем порядке и удовлетворено требование в сумме 1206538,6 тысяч сумов. Причиной принятия заявлений в общем порядке судья указала крупные суммы заявлений.

С таким же нарушением требований Хозяйственного-процессуального кодекса приняты заявления налоговой инспекции Бешарыкского тумана о взыскании 2621010 сум с КП  "Агроресстрой" хозяйственным судом Ферганской области.

Эти примеры свидетельствуют о процессуальном  нарушении указанными  судами норм Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан. Как было указано выше, согласно статье 109 ХПК судья выдает судебный приказ без судебного разбирательства, вызова должника и взыскателя и заслушивания их объяснений.

Поскольку производство выдачи судебного приказа - это производство документальное, то есть основанное на документах, несогласие должника с заявленными требованиями также должно быть выражено в письменной форме. Если такое заявление посылается по почте, оно подписывается руководителем с указанием его должностного положения.

На основании пункта 2 статьи 109 ХПК Республики Узбекистан судья отказывает в выдаче судебного приказа, если усматривается наличие спора о праве.

Отказ в выдаче судебного приказа может быть обжалован в суд второй инстанции, т.е. на определение суда об отказе в выдаче судебного приказа можно подать апелляционную жалобу в порядке установленном законом. Отказ в выдаче судебного приказа не препятствует возможности предъявления заявителем иска по тому же требованию в порядке искового производства.

В судебном приказе должно быть указано время и место его выдачи, наименование и адрес взыскателя и должника, сумма, подлежащая взысканию, или предметы с указанием их стоимости. Кроме того, указывается неустойка, если таковая причитается, а также сумма госпошлины, уплаченной взыскателем и подлежащей взысканию с должника в пользу взыскателя.

Согласно статье 111 ХПК Республики Узбекистан должник вправе в десятидневный срок со дня выдачи судебного приказа подать заявление о его отмене в тот же суд, если он по уважительной причине не имел возможности своевременно заявить свои возражения против требования кредитора. В этом случае судья отменяет приказ, после чего требование кредитора может быть рассмотрено в общем порядке.

Данное определение судьи может быть обжаловано в общем порядке.