Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Обзор судебной практики отказа в принятии искового заявления и возвращения искового заявления (Утвержден Постановлением ВХС от 29.04.1999 г.)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УТВЕРЖДЕН

Постановлением Президиума ВХС

от 29.04.1999 г.



ОБЗОР

судебной практики отказа

в принятии искового заявления и

возвращения искового заявления


В соответствии с планом работы Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан на первое полугодие 1999 года изучена и обобщена судебная практика отказа в принятии искового заявления и возвращения   искового   заявления   на   примере   деятельности хозяйственных судов Республики Каракалпакстан, Андижанской, Ферганской, Наманганской, Бухарской, Ташкентской, Навоийской, Джизакской областей и города Ташкента.

Изучение и обобщение судебной практики применения статей 117 и 118 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее-ХПК), показало, что хозяйственные суды в основном правильно применяют основания для отказа в принятии искового заявления и возвращения искового заявления.

По статистическим данным, в хозяйственные суды Республики в течение 1998 года поступило всего 32075 исковых заявлений, из них 312 было отказано в принятии, 317 - возвращены.

Судья хозяйственного суда после изучения исковых материалов выносит определение о принятии искового заявления, либо об отказе в принятии искового заявления или о его возвращении.

Вопрос принятия искового заявления для рассмотрения в суде непосредственно связан с гарантированным Конституцией правом судебной защиты для каждой личности. Судья, после рассмотрения достаточности сведений для рассмотрения доводов искового заявления, вопрос о принятии искового заявления решает единолично. Определения о принятии искового заявления в производство и о подготовке его к судебному разбирательству по желанию судьи могут быть изложены в одном определении. В данном случае, в определении вопросы принятия в производство и подготовки дела к судебному разбирательству должны быть освещены один за другим.

В статье 117 ХПК изложены случаи, которые могут быть основанием отказа в принятии искового заявления, порядок оформления отказа и возможность обжалования (опротестования) этого отказа. Основания отказа в принятии искового заявления не могут расширительно истолковываться судом. Невозможность расширительного толкования этих оснований гарантирует право хозяйствующих субъектов и граждан - предпринимателей подавать иски в суд.

В соответствии со ст. 117 ХПК в следующих случаях судья может отказать в принятии искового заявления:

1) если спор не подлежит рассмотрению в хозяйственном суде или не подсудно хозяйственному суду. Здесь речь идет о нарушении принципа подведомственности. Так как, в хозяйственном  суде не рассматриваются споры и другие дела, относящиеся к полномочиям Конституционного суда или других судов, либо споры и дела, относящиеся к юрисдикции других ведомств. В данной части освещается вопрос подведомственности, а в статьях 23, 24 ХПК подробно перечислены дела и споры подведомственные хозяйственному суду и разрешаемые хозяйственным судом, кроме перечисленных в этих статьях, к числу таких дел можно отнести и другие дела на основании закона. Хозяйственные суды при отказе принятия искового заявления на основании данной части должны применять также правило части 5 статьи 23 ХПК, гласящего, что при объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны хозяйственному суду, а другие общему суду, все требования подлежат рассмотрению в общем суде;

2) если имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение или определение хозяйственного суда о прекращении производства по делу либо решение или определение об утверждении мирового соглашения общего суда.

Существуют ошибки при применении данного основания на практике, например, хозяйственный суд Навоийской области на основании части 2 статьи 117 ХПК по делу N 02 / 09-41 определением суда от 28 февраля 1998 года, считая, что существует решение хозяйственного суда области по тому же предмету и между теми же сторонами, отказало в принятии искового заявления истцу - частной фирме "Мифини" о взыскании с ответчика - коллективного предприятия "Сарбон"- 750360 сумов. Истец подал жалобу на данное определение. Как было установлено в апелляционной инстанции, истец просил взыскать пени за период от подачи искового заявления до принятия решения суда. В первом исковом заявлении такого требования не было, поэтому апелляционной инстанцией определение отменено и дело на основании статьи 172 ХПК передано на рассмотрение суда первой инстанции;

3) в производстве хозяйственного суда, общего суда, третейского суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;

4) имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, когда хозяйственный суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, возвратил дело на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение, но рассмотрение дела в том же третейском суде оказалось невозможным.

При отказе в принятии искового заявления по основаниям, перечисленным в статье 117 ХПК, не допускается повторное обращение истца в хозяйственный суд по спору между теми же лицами, по тому же предмету, по тем же основаниям и в случаях не подведомственности споров хозяйственному суду.

В судебной практике редко встречаются случаи отказа в принятии искового заявления по основаниям частей 2,3,4 статьи 117 ХПК. Такие основания, как правило, выявляются после начала производства по делу через лиц, участвующих в деле. В таких случаях, на основании статьи 86 ХПК, суд производство по делу прекращает. При выявлении судьей вышеперечисленных обстоятельств, им выносится определение об отказе в принятии искового заявления, и не позднее пяти дней со дня поступления заявления в суд, направляется сторонам заказным письмом. Определение об отказе в  принятии искового заявления выносится от имени суда, так как по хозяйственному    процессуальному законодательству судья при вынесении любого акта действует непосредственно от имени суда. К определению об отказе в принятии искового заявления, подлежащему отправке истцу, прилагаются материалы иска. В таких случаях, вопрос возврата государственной пошлины является очень важным. Пошлина возвращается в случаях, определенных в Законе "О государственной пошлине" Республики Узбекистан от 9 декабря 1992 года (с изменениями от 06.05.1994, 30.08.1996, 27.12.1996, 25.04.1997,  30.08.1997, 01.05.1998, 29.08.1998)

По закону (статья 6, часть 6), при возврате хозяйственными судами заявлений (жалоб) или при отказе в их принятии, государственная пошлина возвращается.

Определение судьи хозяйственного суда об отказе в принятии искового заявления может быть обжаловано (опротестовано). В случае отмены определения апелляционной или кассационной инстанцией, заявление считается поданным в день первоначального обращения в суд.

Следует особо подчеркнуть, что в Хозяйственный процессуальный кодекс введена новая норма - институт судебного приказа- и хозяйственные суды используют на практике кроме статьи 117 ХПК об отказе принятия искового заявления и статью 107 ХПК об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа.

Согласно данной статьи отказывается в принятии заявления на выдачу судебного приказа по пяти основаниям:

1) заявленное требование не предусмотрено статьей 103 ХПК, т.е. если не заявлено требование об обращении взыскания недоимок по налогам, сборам и обязательным платежам в государственный бюджет на имущество организаций и граждан; не заявлено требование о взыскании дебиторской задолженности, основанной на ее документальном признании; если требование не основано на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и не датировании акцепта совершенным нотариусом;

2) заявление подано без соблюдения требований, установленных в статье 104 ХПК, т.е. без соблюдения формы и содержания заявления;

3) не представлены документы, подтверждающие заявленное требование (не только акты сверки, но и договор, транспортные накладные, акты и другие относящиеся к делу документы);

4) не представлены доказательства вручения должнику копии заявления;

5) заявленное требование не оплачено  государственной пошлиной.

Практика показывает, что большинство заявлений о выдаче судебного приказа возвращаются по причине несоблюдения формы и содержания заявления и по причине неуплаты государственной пошлины. Например, хозяйственным судом Бухарской области возвращены 6 заявлений по причине неуплаты государственной пошлины, 1 заявление на основании части 2 ст. 109 ХПК, т.е. заявление о выдаче судебного приказа о наличии спора о праве, который невозможно разрешить на основании представленных документов. Хозяйственными судами при принятии заявлений о выдаче судебного приказа допускаются ошибки. В случаях, когда не обращаются с просьбой об освобождении от государственной пошлины, а предъявляют только справки, оформляют заявления в общем порядке, вместо того, чтобы отказать в принятии заявления, принимаются эти заявления и выдаются судебные приказы. Такие случаи встречаются в деятельности всех хозяйственных судов.

Здесь уместно отметить, что хозяйственные суды не всегда правильно применяют установленный в ХПК институт судебного приказа. Несмотря на то, что истцы, как правило, обращаются в суды с исковым заявлением, исковые заявления рассматриваются не в общем порядке, а выдаются судебные приказы.

В таких случаях не решается вопрос уплаты государственной пошлины и не решая вопросов освобождения от государственной пошлины, взыскиваются с ответчиков от суммы пошлины 50 %. Это, в свою  очередь, отрицательно сказывается на  общей  сумме государственной пошлины.

Хозяйственные суды при  принятии искового заявления по обнаружении недостатков, указанных в статье 118 ХПК, должны возвратить исковые заявления. В данной статье освещены основания возврата искового заявления,  порядок  оформления   этого процессуального действия, порядок обжалования определения суда о возврате искового заявления и правовые последствия возврата искового заявления.

Судья возвращает исковое заявление и приложенные к нему документы, если:

1) не соблюдены форма и содержание искового заявления, установленные в статье 112 ХПК;

2) исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим право подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано;

3) дело не подсудно данному хозяйственному суду;

4) не представлены доказательства направления  копий искового заявления другим лицам, участвующим в деле;

5) не представлены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном порядке и размерах, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, отсутствует ходатайство об этом либо ходатайство отклонено;

6) истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено законом для данной категории споров или договором;

7) в одном исковом заявлении соединены несколько требований к одному или нескольким ответчикам, когда эти требования не связаны между собой;

8) не представлены доказательства обращения в банк или иное кредитное учреждение за получением с ответчика задолженности, когда она согласно законодательству или договору должна быть получена через банк или иное кредитное учреждение;

9) до вынесения определения о принятии искового заявления к производству от истца поступило заявление о возвращении искового заявления.

Судья хозяйственного суда при наличии перечисленных оснований обязан вынести определение не позднее пяти дней со дня поступления искового заявления о возвращении искового заявления.

К определению, отправляемому истцу, прилагаются материалы иска. И в данном случае очень важным является вопрос возврата государственной пошлины, которая возвращается тоже согласно требований Закона "О государственной пошлине". Определение судьи о возврате искового заявления может быть обжаловано (опротестовано) и на это обязательно надо указать в заключительной части определения. В случае  отмены  определения  о  возврате  искового  заявления апелляционной или кассационной инстанцией исковое заявление считается  поданным  в  день  первоначального  обращения  в хозяйственный суд. Возвращение искового заявления не препятствует вторичному обращению в хозяйственный суд в общем порядке после устранения допущенных нарушений.

Анализ практики показал, что, в основном, причиной возврата является несоблюдение формы и содержания искового заявления и неуплата государственной пошлины.

Из-за отсутствия юристов и   незнания правил оформления исковых заявлений хозяйствующие субъекты представляют в суды составленные без соблюдения правил, поверхностные, очень краткие и не ясные по смыслу исковые заявления.

В качестве примера можно привести исковое заявление государственного производственного объединения "Узнефтепереработка" о взыскании с ответчика - коллективного хозяйства "Нуробод" Наманганской области 87295 сумов. Данное исковое заявление возвращено определением от 16 апреля 1998 года из-за несоблюдения ст. 112 ХПК с указанием на то, что отсутствует расчет суммы на взыскание и исковое заявление зарегистрировано 5 сентября 1998 года.

На основании изучения судебной практики по отказу в принятии искового заявления и возврату искового заявления судебный состав считает необходимым рекомендовать хозяйственным судам следующее:


1) хозяйственные суды при отказе в принятии искового заявления и возврате искового заявления на основании статей 107, 117 и 118 ХПК должны не только ссылаться на части названных статей, но и перечислять основания, изложенные в них;


2) хозяйственными судами должны проверяться полномочия лица, подписавшего исковое заявление согласно ст. 112   ХПК о подписании искового заявления истцом или его представителем в пределах их полномочий;


3) определение об отказе в принятии искового заявления и возврате искового заявления должны быть возвращены истцу вместе со всеми документами, приложенными к исковому заявлению в подлиннике и государственной пошлиной со справкой;


4) В целях недопущения волокиты в случаях неуплаты почтовых расходов считается целесообразным возложение на истца в определении о принятии заявления в производство и подготовке его к судебному разбирательству обязанности уплаты почтовых расходов.