Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Обзор судебной практики по спорам, связанным с недостачей нефтепродуктов (Утвержден Постановлением Президиума ВХС от 23.11.1995 г.)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УТВЕРЖДЕН

Постановлением Президиума ВХС

23.11.1995 г.



ОБЗОР

судебной практики по спорам,

связанным с недостачей нефтепродуктов



В соответствии с Планом работы на второе полугодие судебной  Коллегией  по разрешению споров Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан обобщена практика разрешения хозяйственных споров, связанных с недостачами нефтепродуктов.

В результате обобщения установлено, что за 10 месяцев 1995 г. хозяйственными судами республики было рассмотрено 263 исков о возмещении ущерба от недостачи нефтепродуктов: в том числе автобензина - 631,9 тонн и дизельного топлива - 335 тонн на общую сумму 3551220 сум. Из 248 дел рассмотренных хозяйственным судом Ферганской области споров по 226 делам, ущерб от недостачи автобензина в количестве 553272 кг и дизтоплива в количестве 219208 кг на общую сумму 2377215 сумов был возмещен за счет грузоотправителя  Ферганского предприятия по транспортировке нефтепродуктов (Ферганского ПТН).

Из 9 дел, рассмотренных Высшим хозяйственным судом по 7 делам, ущерб от недостач автобензина в количестве 21,9 тн и дизельного топлива 99,4 тн на общую сумму 481103 сум, также был возмещен за счет - Ферганского предприятия по транспортировке нефтепродуктов, ввиду признания судом вины отправителя в поставке нефтепродуктов с недостачами. Например: Ташкентское областное предприятие по обеспечению нефтепродуктами "Ташоблнефтепродукт" обратилось к Ферганскому предприятию по транспортировке нефтепродуктов о взыскании 152506 сум 80 т. в связи с недостачей 23,5 тн бензина марки А-72. Решением Высшего хозяйственного суда от 09.10.95 г., требования удовлетворены, и ущерб от недостачи отнесен на поставщика, т.к. материалами дела его вина была полностью доказана. Ферганское предприятие по транспортировке нефтепродуктов не принимает достаточных мер по сокращению недостач нефтепродуктов при отгрузке и транспортировке. Почти во всех рассмотренных делах имеются шаблонные ответы Ферганского ПТН на заявленные в их адрес претензии и иски о не признании своей вины за недостачу. Анализ и обобщение случаев поступления к потребителям нефтепродуктов с недостачами поставщиком не проводится. Заключенные договоры от 22.06.94 г. между Ферганским ПТН и военизированной охраной отделения дороги о транспортировке груза положительных результатов не дали.

Поступление к потребителям нефтепродуктов с недостачами осталось на прежнем уровне, т.к. военизированная охрана несет ответственность лишь за сохранность пломб, что освобождает охрану от ответственности за недостачу нефтепродуктов при сохранности пломб.

Грузоотправителем в ответах на претензии и иски высказывается предположение, что хищение нефтепродуктов возможно в пути следования через дыхательный клапан без нарушения пломб.

Однако грузоотправителем не приняты меры, которые предотвращали бы хищение нефтепродуктов путем установления в дыхательных клапанах решеток, а также при отгрузке груза по завешиванию пломб таким образом, чтобы исключать доступ через приоткрытые люки путем развинчивания крепящих люки болтов без нарушения при этом пломб.

Хозяйственным судом Ферганской области по делам о недостачах нефтепродуктов, отгружаемых Ферганским предприятием по транспортировке нефтепродуктов ежегодно обобщается судебная практика и о результатах неоднократно направлялись информации руководству предприятия, однако по направляемым сообщениям никаких мер реагирования не наблюдается.

Анализ рассмотренных дел показал, что еще не все получатели при приемке нефтепродуктов соблюдают Правила и Инструкции, определяющие порядок приемки.

Из общего числа рассмотренных дел, по 27 делам было отказано в удовлетворении заявленных исков ввиду недоказанности вины грузоотправителя и перевозчика в недостаче нефтепродуктов.

Имеют место случаи, когда получатели нефтепродуктов не соблюдают установленные п.4 Инструкции П-6 порядок приемки нефтепродуктов по количеству.

При приемке нефтепродуктов от транспортных органов предприятие-получатель не всегда проверяет сохранность груза при перевозке, а именно исправность пломбы, оттисков на них, состояние цистерн и, в случае выдачи груза по весу без проверки, получатели не всегда требуют в порядке, установленном правилами, оформление выдачи груза, с соответствующей отметкой в транспортном документе.

Например: Джизакское предприятие по поставкам нефтепродуктов обратилось с иском к ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" и Ферганскому предприятию по транспортировке нефтепродуктов о взыскании 1887 сумов ущерба от недостачи 3 тонн автобензина марки А-72. Решением хозяйственного суда Ташкентской области от 13.03.95г. требования получателя отклонены, так как им нарушен порядок приемки груза от перевозчика. В обоснование своих требований истцом   был представлен акт  приемки, однако в железнодорожной накладной не была проставлена отметка о выдаче груза без проверки, в акте приемки не описаны оттиски пломб, за которыми доставлена цистерна, указано только, что пломбы имеются, однако количество их и описание в акте не отражено. В связи с нарушением порядка приемки и недоказанностью вины перевозчика и отправителя в удовлетворении иска отказано (Дело N  94/02).

По вышеуказанным основаниям хозяйственным судом Ферганской области было отказано Джизакскому предприятию по поставкам нефтепродуктов в удовлетворении исков по 4 делам Сурхандарьинскому ПО "Нефтепродуктов" по 6 делам.

Грубым нарушением правил приемки является приемка нефтепродуктов без участия в составе комиссии представителя сторонней организации, либо представителя общественности получателя.

Например: Объединенное складское топливное предприятие ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" обратилось с иском к Ферганскому предприятию по транспортировке нефтепродуктов о взыскании 147022 сум 80 т. от недостачи 26 тонн дизельного топлива.

Решением коллегии по рассмотрению споров Высшего хозяйственного суда от 03.07.95 г. требования получателя отклонены ввиду нарушения им п.18 Инструкции П-6 "О приеме продукции по количеству" и п.3.25. Инструкции "О порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов", так как акт приемки составлен без участия представителя общественности, уполномоченного на приемку в соответствии с п.2.1 Инструкции П-6 надлежаще оформленным Удостоверением.

В обоснование своих требований истцом представлен акт приемки, однако, в акте не указано время окончания приемки груза, не описано состояние пломб, их принадлежность, количество, а также не указано каким образом и каким инструментом, производилось определение количества поступившего дизельного топлива. В связи с нарушением порядка приемки и недоказанностью вины отправителя в удовлетворении иска отказано (дело N 187/1).

Основное количество дел по которым Ферганским областным хозяйственным судом было отказано в удовлетворении требований получателей в возмещении убытков от  недостачи нефтепродуктов, является неправильное определение грузополучателями объема нефтепродуктов в цистернах при приемке,

Сущность нарушения заключается в неправильном подсчете объема нефтепродуктов при использовании калибровочных таблиц, в результате на основании искаженных данных грузополучателями заявляются необоснованные иски. Такие иски были заявлены Ташкентским предприятием "Ташоблнефтепродукт", Джизакским предприятием, Сырдарьинским ПО "Нефтепродукт" и т.д.

Поставка нефтепродуктов с недостачами происходит и по вине перевозчика , из-за необеспечения сохранности груза в пути следования.

Порядок выдачи грузов перевозчиком установлен статьей 65 Устава железных дорог, который по Соглашению между странами СНГ применяется и в настоящее время.

В соответствии с требованием указанной статьи Устава железная дорога на станции назначения обязана проверить вес, количество мест и состояние груза в случаях прибытия груза в неисправном подвижном составе, с поврежденными пломбами или пломбами попутной станции. По результатам проверки количества и веса груза при установлении недостачи станцией составляется коммерческий акт в порядке, предусмотренном Разделом 37 Правил перевозок грузов.

Например: Предприятием "Ташоблнефтепродукт" предъявлен иск к ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" и Ферганскому предприятию по транспортировке нефтепродуктов о взыскании 96835 сумов 90 тийин в связи с недостачей 20,6 тонн дизтоплива по отправке за N 191139. Решением Ташкентского областного хозяйственного суда от 21.08.95 г. требования удовлетворены и ущерб от недостачи взыскан с перевозчика, т.к. на станцию назначения цистерна доставлена с двумя пломбами, которые имеют неясные оттиски, у цистерны отсутствовала одна флюгарка, вместо флюгарки прикреплен металлический лист с двумя болтами, пломбы отсутствовали, в связи с чем перевозка признана несохранной и на основании статьи 148 Устава железных дорог ущерб взыскан с перевозчика (дело N 1820).

Также предприятием "Ташоблнефтепродукт" был заявлен иск к перевозчику и грузоотправителю - Ферганскому предприятию по транспортировке нефтепродуктов о взыскании 1883 сум - ущерба от недостачи 7,1 тонн бензина марки А-76. В обоснование своих требований получателем представлен коммерческий акт N 16 от 26.03.94 г. станции Кучлук, согласно которому недостача установлена в цистерне с тремя пломбами с контрольным знаком N 143 и двумя пломбами с контрольным знаком N 135. Согласно железнодорожной накладной, являющейся договором перевозки, цистерна отгружена с пломбами грузоотправителя с контрольным знаком N 143, при таких обстоятельствах перевозка признана несохранной и решением хозяйственного суда Ташкентской области от 06.02.95 г. ответственность возложена на перевозчика (дело N 184).

На основании обобщения можно сделать некоторые заключения, которые необходимо учитывать при рассмотрении дел данной категории споров.

При разрешении споров по недостачам нефтепродуктов необходимо обращать особое внимание на соблюдение предприятиями действующих правил отгрузки, транспортировки и приемки нефтепродукции. Тщательно анализировать обстоятельства, имеющие важное значение для выявления причин и места образования недостач нефтепродуктов и установления виновных в этом лиц, в частности:


а) соблюдение отправителем (поставщиком), предусмотренных Правилами перевозок грузов, мер к обеспечению сохранности отгружаемых нефтепродуктов, правильность заполнения отгрузочных и сопроводительных документов. При определении массы нефтепродуктов объемно-массовым методом грузоотправитель указывает в накладной: тип цистерны, полное наименование и марку нефтепродуктов, плотность при температуре измерения уровня, уровень (или объем) процентного содержания воды и массу в каждой цистерне с приложением к железнодорожной накладной, паспорт качества;


б) вес нефтепродуктов должен определяться при поставках железнодорожным транспортом только по замеру; за чьим весом и пломбами ( органа транспорта или отправителя) отправлен груз и за чьими пломбами прибыли цистерны (вагоны) и сопровождала ли его военизированная охрана;


в) соблюдение Правил перевозок, время нахождения груза в пути и дата его прибытия;


г) когда был выдан груз получателю, производилась ли выдача груза органами транспорта с проверкой веса, если выдача груза производилась без такой проверки, то имеется ли на накладной отметка о выдаче груза без проверки в соответствии со статьей 65 Устава железных дорог.

Составлялся ли в необходимых случаях коммерческий акт, наличие в акте всех необходимых данных;


д) соблюдение грузополучателем правил приемки нефтепродуктов по количеству при получении. Когда и каким способом груз был доставлен на склад получателя; когда и кем составлен акт о недостаче, указаны ли в акте все необходимые реквизиты (дата отправки и прибытия груза, состояние пломб и описание оттисков на них, техническое состояние цистерн, исправность сливных приборов и устройств).


В соответствии с Инструкцией "О порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях" приемка нефтепродуктов по количеству и составление акта о недостаче производятся с участием представителя стороннего предприятия (организации), либо - с участием представителя общественности получателя.

В качестве представителей общественности предприятия-получателя не должны выделяться материально-ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей.

При этом представитель общественности получателя или представитель стороннего предприятия может участвовать в приемке нефтепродуктов у данного получателя не более двух раз в месяц.

Установленные нормы естественной убыли при перевозках нефтепродуктов могут применяться лишь в случаях, когда при приемке выявляется фактическая недостача веса нефтепродуктов.

Если при определении массы поступивших нефтепродуктов будет установлена недостача, которая после списания естественной убыли не превышает установленной нормы точности погрешности измерения, ответственность за недостачу не может быть возложена на грузоотправителя.

Если же недостача будет превышать нормы естественной убыли и нормы погрешности измерения, то из недостачи исключается только норма естественной убыли.

В тех случаях, когда при рассмотрении дел есть основания предполагать, что недостача нефтепродуктов образовалась вследствие злоупотреблений или хищений, направлять материалы таких дел в следственные органы.

При установлении факта недостачи нефтепродуктов, когда они значатся у отправителя поставленными, а также в случаях, когда не доказана вина отправителя в недостаче, в решении суда может быть предложено руководству предприятия, организации  или учреждения, независимо от формы собственности соответственно отправителей или получателей рассмотреть вопрос о возмещении причиненного ущерба виновными в этом лицами в соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению или организации.