Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Предыдущие редакции к Закону РУз от 09.12.1992 г. N 754-XII

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

Предыдущие редакции

к Закону РУз от 09.12.1992 г. N 754-XII

"Об охране природы"




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 06.02.2024 г. N ЗРУ-904



Предыдущая редакция части второй статьи 10


Приостановление (за исключением случаев приостановления деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения) или прекращение и перепрофилирование деятельности объектов местного значения, вредно воздействующих на окружающую среду, являющихся субъектами предпринимательства, осуществляется в судебном порядке. (Часть в редакции Закона РУз от 04.09.2014 г. N ЗРУ-373) (См. Предыдущую редакцию)



Предыдущая редакция части второй статьи 48


Решения об ограничении, приостановлении, прекращении, перепрофилировании деятельности таких объектов с одновременным прекращением их финансирования принимаются органами государственной власти и управления, органами по экологии и охране окружающей среды в соответствии с их полномочиями. Указанные меры к субъектам предпринимательства применяются в судебном порядке, за исключением случаев приостановления деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения. (Часть в редакции Закона РУз от 14.09.2017 г. N ЗРУ-446) (См. Предыдущую редакцию)



Предыдущая редакция части второй статьи 50


В соответствующих случаях по решению органов государственной власти на местах, органов по экологии и охране окружающей среды может приостанавливаться финансирование хозяйственной деятельности юридических и физических лиц впредь до устранения причин указанных нарушений. Указанная мера к субъектам предпринимательства применяется в судебном порядке, за исключением случаев приостановления финансирования хозяйственной деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения. (Часть в редакции Закона РУз от 14.09.2017 г. N ЗРУ-446) (См. Предыдущую редакцию)




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 10.09.2019 г. N ЗРУ-566



Предыдущая редакция части второй статьи 15


Экологические нормативы утверждаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, Государственной инспекцией по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан в соответствии с их полномочиями. (Часть в редакции Закона РУз от 14.09.2017 г. N ЗРУ-446) (См. Предыдущую редакцию)




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 18.04.2018 г. N ЗРУ-476



Предыдущая редакция абзаца шестого статьи 3


сохранение культурного наследия, связанного с объектами природы.



Предыдущая редакция части первой статьи 45


Запрещается хранение и захоронение отходов на землях населенных пунктов, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, в других местах, где может возникнуть угроза жизни и здоровью граждан, а также нанесения вреда объектам охраны природы и охраняемым природным территориям. (Часть в редакции Закона РУз от 04.01.2011 г. N ЗРУ-278) (См. Предыдущую редакцию)


См. часть четвертую статьи 22 Закона "Об отходах"




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 14.09.2017 г. N ЗРУ-446



Предыдущая редакция статьи 8


Статья 8. Государственное управление охраной

окружающей природной среды


Государственное управление охраной окружающей природной среды и использованием природных ресурсов в Республике Узбекистан в соответствии с ее законами и иными нормативными актами осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, местными органами государственного управления.



Предыдущая редакция статьи 11


Статья 11. Компетенция Государственного комитета

Республики Узбекистан по охране природы


Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы в своей деятельности подотчетен Кабинету Министров Республики Узбекистан и осуществляет государственный контроль за соблюдением министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также отдельными лицами законодательства в области использования и охраны земель, недр, вод, лесов, животного и растительного мира, атмосферного воздуха. (Часть в редакции Закона РУз от 13.06.2017 г. N ЗРУ-436) (См. Предыдущую редакцию)


См. пункт 1, абзац первый пункта 2 Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы, утвержденного Постановлением ОМ от 26.04.1996 г. N 232-I


Компетенция государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы определяется Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан. (Часть в редакции Закона РУз от 13.06.2017 г. N ЗРУ-436) (См. Предыдущую редакцию)


См. Положение о Государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы, утвержденное Постановлением ОМ от 26.04.1996 г. N 232-I


Решения Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы, принятые в пределах его компетенции, обязательны для государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.


См. пункт 4 Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы, утвержденного Постановлением ОМ от 26.04.1996 г. N 232-I



Предыдущая редакция части второй статьи 15


Экологические нормативы утверждаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, Государственной инспекцией по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан в соответствии с их компетенцией. (Часть в редакции Закона РУз от 09.09.2011 г. N ЗРУ-294) (См. Предыдущую редакцию)



Предыдущая редакция статьи 16


Статья 16. Допустимость природопользования


Природопользование допускается при условии сохранности пригодной для жизни окружающей природной среды, пользования природными ресурсами в пределах, установленных соответствующими нормативами, и обеспечения воспроизводства возобновляющихся и возобновляемых природных ресурсов.




Предыдущая редакция статьи 18


Статья 18. Условия использования недр

и полезных ископаемых


В качестве недр рассматривается пространство, охватывающее верхнюю часть земной коры и доступное для исследований и добычи полезных ископаемых, а в качестве полезных ископаемых - геологические образования, имеющие экономическое и оздоровительное значение.


См. абзац третий статьи 2 Закона "О недрах" (Новая редакция)


Недра и полезные ископаемые используются при условии:

обеспечения при добыче комплексного и экономного использования их и сопутствующих природных ресурсов, а также предотвращения загрязнения окружающей природной среды и недр;

рекультивации земель, нарушенных при добыче полезных ископаемых;

использование возобновляющихся полезных ископаемых лишь в пределах их естественного возобновления.


См. статьи 35-39 Закона "О недрах" (Новая редакция)



Предыдущая редакция наименования статьи 28


Статья 28. Мониторинг окружающей природной среды



Предыдущая редакция части четвертой статьи 28


Структура, содержание и порядок осуществления мониторинга разрабатываются Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы и утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Предыдущая редакция статьи 35


Статья 35. Фонды охраны природы


Для финансирования мероприятий по охране природы при Государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы и его органах на местах образуются республиканский и местные фонды охраны природы.

Порядок формирования и использования фондов охраны природы устанавливается Положением о фондах охраны природы, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


См. Положение о фондах охраны природы, утвержденное Постановление КМ от 24.05.1993 г. N 246


Общественные фонды охраны природы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством. (Часть в редакции Закона РУз от 30.04. 2004 г. N 621-II) (См. Предыдущую редакцию)



Предыдущая редакция части второй статьи 48


Решения об ограничении, приостановлении, прекращении, перепрофилировании деятельности таких объектов с одновременным прекращением их финансирования принимаются органами государственной власти и управления, органами по охране природы в соответствии с их компетенцией. Указанные меры к субъектам предпринимательства применяются в судебном порядке, за исключением случаев приостановления деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения. (Часть в редакции Закона РУз от 10.10.2006 г. N ЗРУ-59)



Предыдущая редакция наименования статьи 50


Статья 50. Экологическая ответственность за нарушение

природоохранного законодательства



Предыдущая редакция части второй статьи 50


В соответствующих случаях по решению местных органов государственной власти и управления, органов охраны природы может приостанавливаться финансирование хозяйственной деятельности юридических и физических лиц впредь до устранения причин указанных нарушений. Указанная мера к субъектам предпринимательства применяется в судебном порядке, за исключением случаев приостановления финансирования хозяйственной деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения. (Часть в редакции Закона РУз от 10.10.2006 г. N ЗРУ-59)




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 13.06.2017 г. N ЗРУ-436



Предыдущая редакция части первой статьи 11


Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы подчинен Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и осуществляет государственный контроль за соблюдением министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также отдельными лицами законодательства в области использования и охраны земель, недр, вод, лесов, животного и растительного мира, атмосферного воздуха. (Часть в редакции Закона РУз от 03.12.2004 г. N 714-II)



Предыдущая редакция части второй статьи 11


Компетенция государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы определяется Положением, утверждаемым Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан. (Часть в редакции Закона РУз от 03.12.2004 г. N 714-II)




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 04.09.2014 г. N ЗРУ-373



Предыдущая редакция абзаца пятого части первой статьи 10


- выдача и аннулирование разрешений на право пользования природными ресурсами в установленном порядке; (Абзац в редакции Закона РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352) (См. Предыдущую редакцию)



Предыдущая редакция части второй статьи 10


Приостановление (за исключением случаев приостановления деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения) или прекращение и перепрофилирование деятельности объектов местного значения, вредно воздействующих на окружающую среду, являющихся субъектами предпринимательства, а также аннулирование выданного им разрешения на право пользования природными ресурсами осуществляется в судебном порядке. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 10.10.2006 г. N ЗРУ-59)



Предыдущая редакция статьи 29


Статья 29. Задачи экологического контроля


Экологический контроль имеет своей задачей:

- наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

- проверку выполнения программ и отдельных мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля в области охраны природы.



Предыдущая редакция статьи 31


Статья 31. Государственный контроль

в области охраны природы


Государственный контроль в области охраны природы осуществляется органами государственной власти и управления, специально уполномоченными на то государственными органами по охране природы.

Специально уполномоченными органами по охране природы являются:

- Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы;

- Министерство здравоохранения Республики Узбекистан;

- Государственная инспекция по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан; (Абзац в редакции Закона РУз от 09.09.2011 г. N ЗРУ-294) (См. Предыдущую редакцию)

- Министерство внутренних дел Республики Узбекистан;

- Министерство сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан; (Абзац введен в соответствии с Законом РУз от 25.04.1997 г. N 421- I)

- Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру; (Абзац в редакции Закона РУз от 03.12.2004 г. N ) (См. Предыдущую редакцию)

Специально уполномоченные органы по охране природы могут привлекать в установленном порядке ведомственные экологические службы для участия в осуществлении государственного контроля в области охраны природы.




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352



Предыдущая редакция абзаца пятого части первой статьи 10


- выдача и аннулирование разрешений на право пользования природными ресурсами, на складирование или захоронение промышленных или бытовых отходов в установленном порядке;



Предыдущая редакция части второй статьи 42


Разрешения на захоронение радиоактивных отходов и химических веществ выдаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы по согласованию с местными органами государственной власти и органами государственного санитарного и горного надзора. (Часть в редакции Закона РУз от 06.05.1995 г. N 70-I)




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 09.09.2011 г. N ЗРУ-294



Предыдущая редакция части второй статьи 15


Экологические нормативы утверждаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе в соответствии с их компетенцией. (Часть в редакции Закона РУз от 03.12.2004 г. N 714-II)



Предыдущая редакция абзаца четвертого части второй статьи 31


- Государственная инспекция Республики Узбекистан по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе; (Абзац в редакции Закона РУз от 03.12.2004 г. N ) (См. Предыдущую редакцию)




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 04.01.2011 г. N ЗРУ-278



Предыдущая редакция статьи 2


Статья 2. Объекты охраны природы, особо охраняемые

природные территории и объекты


Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения, нерационального использования подлежат земля, недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух.

К особо охраняемым природным территориям и объектам относятся государственные заповедники, национальные, историко-природные и мемориальные парки, заказники, памятники природы, ботанические и зоологические сады, дендрарии, а также животные и растения, занесенные в международную Красную книгу и Красную книгу Республики Узбекистан.

Особой охране подлежат также курортные и рекреационные зоны, зоны формирования поверхностных и подземных вод (речные долины, конусы выноса, предгорные шлейфы), месторождения редких и ценных металлов, прибрежные полосы и водоохранные зоны (полосы) водных объектов, охранные (буферные) зоны особо охраняемых природных территорий, рыбохозяйственные зоны, запретные полосы лесов и другие зоны в порядке, определяемом законодательством Республики Узбекистан и международными договорами.

Решениями местных органов государственной власти и управления могут предусматриваться и иные категории особо охраняемых природных территорий и объектов.



Предыдущая редакция части первой статьи 45


Запрещается хранение и захоронение отходов на землях населенных пунктов, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, в пределах водоохранных зон и зон санитарной охраны водных объектов, в других местах, где может возникнуть угроза жизни и здоровью граждан, а также особо охраняемым природным территориям и объектам.



Предыдущая редакция абзаца восьмого статьи 47


- нарушении правового режима особо охраняемых территорий и объектов;




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 03.12.2004 г. N 714-II



Предыдущая редакция статьи 7


Статья 7. Компетенция Верховного Совета

Республики Узбекистан в области регулирования

правоотношений по охране природы


К  исключительной  компетенции   Верховного  Совета   Республики Узбекистан относятся:

- определение основных  направлений  государственной  политики  в области охраны природы;

- утверждение государственных экологических программ;

- разработка и принятие актов республиканского законодательства в области охраны природы;

- объявление территорий зонами чрезвычайной экологической ситуации, экологического бедствия и экологической катастрофы, установление правового режима этих зон и статуса пострадавших;

- координация контроля за исполнением природоохранного законодательства;

- установление предельных размеров платы за пользование природными ресурсами, а также льгот по взиманию платежей;

- решение других вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Республики Узбекистан.



Предыдущая редакция абзаца четвертого части второй статьи 31


- Агентство по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору; (Абзац в редакции Закона РУз от 31.08.2000 г. N 125-II)



Предыдущая редакция абзаца седьмого части второй статьи 31


- Государственный  комитет   по  земельным   ресурсам   Республики Узбекистан; (Абзац введен в соответствии с Законом РУз от 25.12.1998 г. N 729-I)




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 30.04. 2004 г. N 621-II



Предыдущая редакция части третьей статьи 35


Общественные   фонды   охраны   природы   образуются   за   счет добровольных  взносов  населения,  предприятий, учреждений, организаций, общественных  объединений  и  других  источников,  а  также   отчислений иностранных   юридических   лиц   и   граждан.   Порядок  образования  и расходования  общественных  фондов   определяется  положениями  о   них, утверждаемыми соответствующими общественными объединениями.




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 30.08.2003 г. N 535-II



Предыдущая редакция статьи 34


Статья 34. Платежи за специальное природопользование


Платежи за  специальное природопользование  состоят из  платы за загрязнение  окружающей  природной  среды  (выбросы, сбросы загрязняющих веществ  и  размещение  отходов),  платы  за  охрану  и  воспроизводство природных ресурсов.

Ставки налогов  и размеры  иных платежей,  в том  числе арендной платы,   за    пользование   природными    ресурсами   с    учетом    их распространенности, качества, возможности воспроизводства,  доступности, комплексности,    производительности,    местонахождения,    возможности переработки  и   утилизации  отходов   и  других   факторов,  а    также соответствующие   лимиты   определяются   и   утверждаются   в  порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Размеры   платежей  за  выброс  и  сброс  загрязняющих веществ в окружающую природную среду  и размещение отходов  утверждаются Кабинетом Министров  Республики  Узбекистан. (Часть в  редакции  Закона   РУз от 26.05.2000 г. N 82-II)

Размеры платежей за охрану и воспроизводство природных ресурсов, имеющих  республиканское  значение,  устанавливаются Кабинетом Министров Республики  Узбекистан,  а  по  природным  ресурсам  местного значения - местными органами государственной власти и управления.

Платежи  за  пользование   природными  ресурсами  включаются   в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий природопользователей.

Платежи  за  выбросы,  сбросы  загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов производства и потребления, а  также за сверхлимитное  (сверхнормативное) и  иное нерациональное  специальное природопользование   взимаются   из   прибыли   (дохода)    предприятий-природопользователей.

Плата  за   пользование  природными   ресурсами,  их   охрану  и воспроизводство  поступает  в  бюджеты  местных  органов государственной власти и управления и учитывается отдельной строкой.

Порядок   поступления  платы  за  выбросы  и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную  среду и размещения отходов  производства и  потребления,   а  также   использования  этих   средств  определяется законодательством. (Часть в  редакции  Закона  РУз от 26.05.2000 г. N 82-II)

Законодательством  Республики   Узбекистан,  решениями   местных органов  государственной  власти  и  управления могут быть предусмотрены случаи  освобождения  от  платы  за  природопользование,  а  также  иные налоговые льготы.

Внесение платы за пользование природными ресурсами и за  выбросы (сбросы)  вредных  веществ  не  освобождает  предприятие,   объединение, организацию,  а   также  отдельных   лиц  от   выполнения  экологических мероприятий и от обязанности возместить причиненный вред.



Предыдущая редакция абзаца четвертого статьи 47


- отказе от внесения установленной платы за пользование природными ресурсами, за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение  твердых отходов, загрязнение окружающей природной  среды и другие виды  вредного воздействия на нее;




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 30.08.2002 г. N 405-II



Предыдущая редакция статьи 22


Статья 22. Условия удаления отходов производства и быта


Отходы,  в  том  числе   перемещенные  вещества,  удаляются   из производственной и  коммунально-бытовой сфер  посредством их  повторного использования, складирования, рассредоточения, захоронения.

За безопасное  для окружающей  природной среды  удаление отходов производства несут ответственность образовавшие их организация или лицо. Удаление бытовых отходов организуется местными органами  государственной власти и управления.

Отходы  удаляются   способом,  обеспечивающим   возможность   их дальнейшего хозяйственного использования, их безопасность для окружающей природной среды.

Предприятия,  организации  и  учреждения,  часть  продукции  или тароупаковочный материал которых попадают в отходы, обязаны обеспечивать их переработку.



Предыдущая редакция статьи 45


Статья 45. Охрана природы от загрязнения отходами

производства и потребления


Запрещается   захоронение   вредных   отходов,   в   том   числе радиоактивных с высоким уровнем радиации, на территории и вблизи городов и  других  населенных  пунктов,  в  регионах  с  высокой   концентрацией населения, в курортных,  лечебно-оздоровительных и рекреационных  зонах, а также - в водные объекты и их водоохранные зоны.

Обезвреживание отходов на специальных установках, захоронение  и складирование   отходов   на   полигонах   производятся   с   разрешения государственных органов по охране природы.



Предыдущая редакция статьи 46


Статья 46. Экологическая сертификация


Запрещается   использование   сырья   и   материалов,  внедрение технологических  процессов  и  выпуск  готовой  продукции  (в  том числе продуктов питания) без экологического или гигиенического сертификата,  а также с отклонениями от определенных в них параметров.

Порядок экологической сертификации утверждает Кабинет  Министров Республики Узбекистан.




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 31.08.2000 г. N 125-II



Предыдущая редакция части первой статьи 25


Государственной экологической экспертизе подлежат:

- проекты   государственных    программ,    концепций,    основных направлений и схем размещения и развития производительных сил и отраслей народного хозяйства;

- материалы   выбора   площадок   под   все   виды  строительства, предплановая, предпроектная и проектная документация;

- программы   исследовательских   работ,   связанных   с   оценкой экологического состояния, использованием природных ресурсов;

- проекты   инструктивно-методических   и   нормативно-технических документов, регламентирующих хозяйственную деятельность и  использование природных ресурсов;

- документация по созданию новой техники, технологий, материалов и веществ,  в  том  числе  закупаемых  за  рубежом,  и иная документация и техника, стандарты на продукцию;

- ввозимая  в  Республику  Узбекистан  и  вывозимая  из Республики Узбекистан продукция;

- химические вещества;

- экологическая ситуация отдельных регионов, мест и объектов;

- действующие   предприятия   и   другие   объекты,    оказывающие негативное влияние на состояние окружающей природной среды.