Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

По спору о неуплате акцизного налога при ввозе потребительских товаров

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПО СПОРУ О НЕУПЛАТЕ

АКЦИЗНОГО НАЛОГА ПРИ ВВОЗЕ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

     

Опубликовано в НТВ N 04 (652) от 23 января 2007 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


В апреле-июле 2005 года СП по заключенным импортным договорам завезло в Узбекистан партию потребительских товаров (туалетное мыло, моющие средства, оливковое масло, жевательную резинку, растительное масло и др.). При их ввозе таможенный орган потребовал уплатить акцизный налог. Предприятие его заплатило. Однако, считая действия государственного органа необоснованными, СП обратилось с исковым заявлением в суд. Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил и обязал государственный орган возвратить суммы уплаченного таможенного платежа. Не согласившись с этим решением, таможенный орган обратился с кассационной жалобой в Высший хозяйственный суд.



ПОЗИЦИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


В 1997 году СП было зарегистрировано как предприятие с иностранными инвестициями. На момент его создания (в 1997 году) товары, которые оно ввезло в 2005 году, не облагались акцизным налогом, за исключением жевательной резинки. Кроме того, ставка акциза на жевательную резинку за этот период возросла с 20 до 70 процентов.

Согласно части четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" от 30 апреля 1998 года N 611-I в случае если последующее законодательство ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования.



ПОЗИЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА


Гарантии, предусмотренные частью четвертой статьи 3 Закона N 611-I, распространяются на иностранных инвесторов. СП является предприятием с иностранными инвестициями. Следовательно, оно не имеет права применять данную льготу.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА


Судебная коллегия, выслушав пояснения сторон, мнение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, установила:

- в 1997 году СП было зарегистрировано Министерством юстиции в качестве предприятия с иностранными инвестициями;

- приложением N 14-2 к постановлению Кабинета Министров от 31 декабря 1996 года N 469 установлен перечень товаров, которые на момент создания предприятия облагались акцизным налогом, из чего следует, что товары, ввезенные истцом в 2005 году (за исключением жевательной резинки), не облагались акцизным налогом;

- на момент создания СП жевательная резинка облагалась акцизным налогом по ставке 20 процентов.

Кассационная коллегия, проанализировав положения законодательства, постановила:

- гарантии, предусмотренные частью четвертой статьи 3 Закона N 611-I, подлежат применению, если льготы, которые отменены последующими актами таможенного законодательства, существовали на момент государственной регистрации СП либо предприятие освобождалось от платежей, которые были введены последующими актами законодательства. Указанная гарантия подлежит применению в течение 10 лет с момента государственной регистрации СП;

- отмена льгот и введение новых налогов, в том числе акцизного, на товары, которые ранее ими, в частности акцизным налогом, не облагались, увеличивает совокупную нагрузку - суммарный размер обязательных платежей в бюджет на их плательщика;

- согласно пункту 2.4 Инструкции о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей (зарегистрирована Министерством юстиции 14 июля 2000 года N 947) суммы таможенных платежей возвращаются только плательщикам, которые производили их уплату, либо денежные средства которых списывались в бесспорном порядке.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 187, 189 Хозяйственного процессуального кодекса, судебная коллегия постановила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.




К О М М Е Н Т А Р И Й


Частью второй статьи 6 Закона "Об иностранных инвестициях" от 30 апреля 1998 года N 609-I (далее - Закон) определено, что предприятием с иностранными инвестициями является предприятие, в котором иностранные инвестиции составляют не менее тридцати процентов акций (долей, паев) или уставного фонда.

Согласно статье 4 Закона иностранными инвесторами на территории Узбекистана могут быть:

- иностранные государства, административные или территориальные органы иностранных государств;

- международные организации, основанные в соответствии с соглашениями или другими договорами между государствами или являющиеся субъектами международного публичного права;

- юридические лица, любые иные товарищества, организации или ассоциации, основанные и действующие в соответствии с актами законодательства иностранных государств;

- физические лица, являющиеся гражданами иностранного государства, лица без гражданства и граждане Республики Узбекистан, постоянно проживающие за границей.

Иностранные инвесторы на территории Республики Узбекистан могут осуществлять инвестиции путем:

- долевого участия в уставных фондах и ином имуществе хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, созданных совместно с юридическими и(или) физическими лицами Республики Узбекистан;

- создания и развития хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

- приобретения имущества, акций и других ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан;

- вложения прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию (гудвилл);

- приобретения концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;

- приобретения права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами.

Создание предприятия с иностранными инвестициями является одной из форм осуществления иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы, их создавшие, пользуются всеми правами, гарантиями и льготами, предоставляемыми им законодательством.

На момент создания предприятия (1997 год) законодательством предусматривалось:

- частью четвертой статьи 3 Закона N 611-I (в действовавшей тогда редакции): "в случае если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования";

- приложением N 14-2 к постановлению Кабинета Министров от 31 декабря 1996 года N 469 устанавливались ставки акцизного налога на завозимый на территорию Республики Узбекистан товар. В частности, жевательная резинка облагалась по ставке 20 процентов. В перечень подакцизных товаров не входили туалетное мыло, моющие средства, оливковое и растительное масла;

- законодательство не содержало перечня условий, которые можно было отнести к условиям, ухудшающим условия инвестирования.

Таким образом, предусмотренная Законом гарантия распространялась на иностранные инвестиции, а к подакцизным из ввезенных предприятием товаров относилась только жевательная резинка.

На момент ввоза товара в 2005 году законодательство предусматривало следующее:

- частью четвертой статьи 3 Закона N 611-I (в редакции Закона от 16 сентября 2005 года N ЗРУ-6): "в случае если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвесторам в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования";

- постановлением Кабинета Министров "О параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2004 год" от 25 декабря 2003 года N 567 был введен акцизный налог на туалетное мыло, моющие средства, оливковое масло и другие потребительские товары, ввезенные предприятием, а также увеличена ставка акцизного налога на жевательную резинку до 70 процентов;

- применение льготы, предусмотренной частью четвертой статьи 3 Закона N 611-I, регулируется Указом Президента "О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций" от 11 апреля 2005 года N УП-3594, в котором перечислены условия, ухудшающие условия инвестирования.

К этому следует добавить, что сегодня этот вопрос регулируется также нормами Положения о порядке применения гарантии, установленной частью четвертой статьи 3 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов", утвержденного постановлением Кабинета Министров от 2 августа 2005 года N 180 (далее - Положение). Его пунктом 2 предусмотрено, что гарантия о применении в течение десяти лет законодательства, действовавшего на момент инвестирования, при ухудшении условий инвестирования последующим законодательством применяется в случаях:

- увеличения размера (ставки) налога на доходы, получаемые в виде дивидендов, выплачиваемых иностранному инвестору;

- введения дополнительных требований, усложняющих процедуру репатриации или уменьшающих размер доходов (прибыли) иностранного инвестора, переводимых за границу, за исключением случаев приостановления государством репатриации средств иностранного инвестора на условиях недискриминационного применения актов законодательства в случаях неплатежеспособности и банкротства предприятия с иностранными инвестициями или защиты прав кредиторов, уголовных деяний или административных правонарушений, совершенных иностранным инвестором - физическим лицом, либо иной необходимости приостановления такой репатриации в соответствии с судебным или арбитражным решением;

- введения количественных ограничений на объемы осуществления инвестирования и иных дополнительных требований по размеру инвестиций, в том числе в виде увеличения минимального размера иностранных инвестиций в предприятиях с иностранными инвестициями;

- введения ограничений по долевому участию иностранного инвестора в уставных фондах предприятий республики;

- введения дополнительных процедур оформления и продления виз иностранных инвесторов, а также иных дополнительных требований по осуществлению иностранных инвестиций.

Необходимо иметь в виду, что названные случаи, ухудшающие условия инвестирования, относятся к деятельности иностранных инвесторов, а не совместных предприятий. Однако если будет доказано, что увеличение ставки налога и (или) введение нового налога для совместного предприятия при прочих неизменных условиях влечет за собой уменьшение размера доходов (прибыли) его иностранных инвесторов, то у СП появятся основания пользоваться вышеуказанной гарантией.

Согласно пункту 5 Положения при наступлении любого ухудшающего условия иностранный инвестор уведомляет о применении гарантии соответствующий уполномоченный орган. Таковыми являются государственные организации, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственный налоговый комитет республики и обслуживающие банки.

При применении вышеуказанной гарантии необходимо иметь в виду, что ее действие (пункт 4 Положения) начинается:

- при создании предприятия - с даты его государственной регистрации;

- при приобретении имущества, доли, акций и других ценных бумаг, эмитированных резидентами Республики Узбекистан, права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами - с даты вступления в силу документа, закрепляющего право собственности или другого вещного права;

- при вложении прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию (гудвилл) - с даты вступления в силу документа, подтверждающего вложение прав на интеллектуальную собственность;

- при приобретении концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов - с даты регистрации концессионного договора в установленном законодательством порядке;

- при инвестировании с одновременным закреплением инвестиционных обязательств в инвестиционном договоре, заключаемом иностранным инвестором с МВЭСИТ - с даты вступления в силу договора;

- при инвестировании в иных формах, не противоречащих законодательству Узбекистана, - с даты вступления в силу документа, подтверждающего осуществление иностранным инвестором инвестиционной деятельности на территории республики.



Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству