Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

По спору об освобождении от уплаты акцизного налога

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПО СПОРУ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ

ОТ УПЛАТЫ АКЦИЗНОГО НАЛОГА

      

Опубликовано в НТВ N 44 (640) от 31 октября 2006 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Юридическое лицо по импортному контракту завезло на таможенную территорию листовое стекло. Таможенный орган выписал счет на оплату 17515056,85 сума таможенных платежей, в том числе 12327400 сумов акцизного налога. Чтобы быстрее оформить и получить груз, импортер был вынужден оплатить предъявленную сумму. Но не будучи согласным с этим, юридическое лицо обратилось в хозяйственный суд о возврате излишне уплаченного акцизного налога.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований. Юридическое лицо обратилось в Высший хозяйственный суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить первоначальное решение и удовлетворить исковые требования.



ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА


Юридическое лицо было зарегистрировано в 1995 году и согласно уставу являлось производителем автомобильного и тракторного электрооборудования и приборов. За время своей деятельности завозило листовое стекло и не уплачивало акцизный налог, потому что с 1995 по 2004 годы этот товар не относился к числу подакцизных. Данный налог на листовое стекло был введен постановлением Кабинета Министров от 16 сентября 2004 года N 429. Согласно Закону "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" данное юридическое лицо, являющееся микрофирмой, не обязано уплачивать акцизный налог, так как это является условием, ухудшающим его положение.



ПОЗИЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА


Юридическое лицо является субъектом внешнеэкономической деятельности. Закон "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" не регулирует вопросы, связанные с импортом сырья, а Закон "О внешнеэкономической деятельности" в редакции, утвержденной Законом от 26 мая 2000 года, не предусматривает льгот по акцизному налогу для субъектов предпринимательства. В соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенным органом таможенной декларации. Поэтому юридическое лицо должно уплатить акцизный налог, поскольку на момент таможенного оформления груза он уже был введен.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА


Кассационная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, установила:

- в соответствии с положениями законодательства, действующего в период до 2004 года, ввозимое юридическим лицом сырье не относилось к категории подакцизных товаров и, как следствие, оно не уплачивало акцизный налог при импорте;

- постановлением Кабинета Министров "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 декабря 2003 г. N 567 "О параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2004 год" от 16 сентября 2004 года N 429 введен акцизный налог в размере 30% на завозимое на таможенную территорию стекло армированное, соответствующее коду 700529250 ТН ВЭД;

- истец является микрофирмой, что подтверждается справкой управления статистики города Ташкента.

Проанализировав положения законодательства, коллегия постановила:

- согласно статье 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" микрофирма в течение двух лет может не уплачивать акцизный налог с момента его введения;

- в соответствии с пунктом 1 Решения Конституционного суда Республики Узбекистан от 9 августа 2001 года введение акцизного налога является менее благоприятным условием для юридического лица;

- статья 114 Конституции и часть первая статьи 9 Закона "О Конституционном суде Республики Узбекистан" от 30 августа 1995 года N 103-I гласят, что решения Конституционного суда являются обязательными для таможенных органов.

Кассационная коллегия, признав требования таможенного органа не соответствующими законодательству, а перечисление денежных средств в счет уплаты акцизного налога - необоснованным, сочла необходимым удовлетворить исковые требования юридического лица и взыскать с таможенного органа сумму акциза.




К О М М Е Н Т А Р И Й


В данном случае юридическое лицо являлось субъектом внешнеэкономической деятельности. Осуществление предпринимательской деятельности в этой сфере регулируется Законом "О внешнеэкономической деятельности". Однако нужно иметь в виду, что основные гарантии всем категориям субъектов предпринимательства, включая осуществляющих импортные операции, определены Законом "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности".

Часть вторая статьи 16 данного нормативно-правового акта предусматривает одну из самых важных таких гарантий: "в случае если в налоговое законодательство внесены изменения, создающие менее благоприятные условия для субъектов малого и частного предпринимательства, то с них в течение последующих двух лет взимаются налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу таких изменений". Какие именно условия следует считать менее благоприятными - закон не конкретизирует. Указано лишь, что создающими менее благоприятные условия деятельности не являются изменение системы налогообложения и ставок налогов, связанное с их индексацией, а также введение фиксированного налога на доходы юридических и физических лиц от осуществления отдельных видов деятельности.

Конституционный суд своим Решением от 9 августа 2001 года "О толковании части второй статьи 16 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" постановил, что изменения в налоговом законодательстве, связанные с введением новых налогов и местных сборов, увеличением ставок налогов и местных сборов, отменой льгот, следует считать менее благоприятными условиями для субъектов малого и частного предпринимательства. Данная норма предоставляет предпринимателям право уплачивать налог по ставке, действовавшей на момент их государственной регистрации, в течение двух лет с момента внесения в налоговое законодательство изменений, создающих менее благоприятные условия для субъектов малого и частного предпринимательства.

Введение постановлением Кабинета Министров от 16 сентября 2004 года N 429 акцизного налога в размере 30% на листовое стекло, соответствующее коду 700529250 ТН ВЭД, является условием менее благоприятным для субъекта малого предпринимательства. Это означает, что юридическое лицо - импортер вправе его не платить в течение двух лет со дня вступления в силу постановления Кабинета Министров N 429.



Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству