Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

По спору о классификации ввозимого товара по ТН ВЭД

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПО СПОРУ О КЛАССИФИКАЦИИ

ВВОЗИМОГО ТОВАРА ПО ТН ВЭД

     

Опубликовано в НТВ N 52 (596) от 28 декабря 2005 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Юридическое лицо при таможенном оформлении ввозимого на основании контракта с иностранной компанией оборудования (многофункциональных машин) применило льготы по уплате таможенных платежей. Позже таможенный орган выставил на расчетный счет импортера инкассовое поручение о бесспорном списании начисленных сумм таможенных платежей. Юридическое лицо не согласилось с этим и обратилось в хозяйственный суд с заявлением о признании его не подлежащим исполнению.



ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА


Завезенные многофункциональные машины квалифицированы по товарной позиции 8471 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Их ввоз освобождался от уплаты таможенных платежей на основании Указа Президента "О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий" от 30 мая 2002 года N УП-3080.



ПОЗИЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА


Ввезенные импортером многофункциональные машины ошибочно квалифицированы по коду 8471 ТН ВЭД. Должен быть применен код 9009. Товары этой товарной позиции не освобождены от уплаты таможенных платежей.




РЕШЕНИЕ СУДА С КОММЕНТАРИЯМИ


Хозяйственный суд при рассмотрении спора исходил из того, что классификация ввезенных товаров должна производиться в строгом соответствии с описанием, представленным в соответствующей товарной позиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Как следовало из материалов дела и объяснений сторон, юридическое лицо заключило с иностранным партнером контракт, на основании которого ввезло многофункциональные машины, при таможенном оформлении классифицированные согласно товарной позиции 8471 ТН ВЭД - "вычислительные машины и их блоки, магнитные или оптические считывающие устройства, машины для переноса данных на носители информации в кодированной форме и машины для обработки подобной информации, в другом месте не поименованные и не включенные".

Этим они подпадали под действие пункта 8 Указа Президента "О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий" от 30 мая 2002 года N УП-3080, в котором сказано "освободить сроком до 1 января 2006 года от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) завозимые в республику оборудование для создания сетей передачи компьютерных данных, компьютерную технику и комплектующие к ним, а также программные средства". На его основании товар был оформлен в соответствии с таможенным режимом "выпуск для свободного обращения" без уплаты таможенной пошлины и НДС.

В соответствии с частью первой статьи 51 Таможенного кодекса таможенный контроль за товарами и транспортными средствами может проводиться после их выпуска, если имеются основания полагать о наличии нарушений законодательства. Таможенный комитет в рамках предоставленных ему полномочий провел анализ таможенного оформления товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, по результатам которого было обнаружено несоответствие примененного кода описанию ввезенных многофункциональных машин. Территориальному подразделению, производившему таможенное оформление, было поручено переклассифицировать ввезенные многофункциональные машины по коду 9009 ТН ВЭД, начислить таможенные платежи и взыскать их с импортера.

Согласно части второй статьи 51 Таможенного кодекса при обнаружении нарушений законодательства, совершенных при таможенном оформлении ввезенных товаров, таможенные органы вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять указанные в таможенной декларации сведения, документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с данными товарами. Проверка может проводиться в местах нахождения декларанта, любого иного лица, прямо или косвенно имеющего отношение к указанным операциям или владеющего необходимыми документами.

Таможенное подразделение поручение выполнило, переклассифицировав товар по товарной позиции 9009 ТН ВЭД, где описаны "фотокопировальные машины с встроенной оптической системой или контактного типа и термокопировальные машины". Суд установил, что ввезенные многофункциональные машины по строгому описанию не относились ни к товарной позиции 8471, ни к - 9009 ТН ВЭД.

Из материалов дела следовало, что таможенные органы обращались во Всемирную таможенную организацию с запросом о предоставлении рекомендаций по классификации многофункциональных машин по одному из вышеназванных кодов ТН ВЭД, члены которой не пришли к единому мнению относительно данного запроса, поэтому однозначного ответа на него предоставлено не было.

Хозяйственный суд руководствовался Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Согласно их пункту 1 классификация товаров по соответствующим кодам ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам, а пункт 3 "а" предусматривает, что предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара.

В рассматриваемом случае невозможно было классифицировать ввезенные многофункциональные машины ни по одному из представленных кодов ТН ВЭД. Поэтому суд исходил из пункта 3 "в" Основных правил интерпретации ТН ВЭД, который предусматривает применение последней возможной товарной позиции по порядку номеров. Таковая представлена кодом 9009, по которому и надлежало произвести классификацию ввезенных многофункциональных машин и их таможенное оформление.

Согласно части первой статьи 112 Таможенного кодекса таможенные платежи, не уплаченные в соответствии с ним, взыскиваются таможенным органом в бесспорном порядке.

Товарам, охватываемым товарной позицией 9009 ТН ВЭД, льготы по таможенным платежам не предоставлены. Хозяйственный суд исходил из того, что импортер должен был уплатить таможенную пошлину и НДС согласно части первой статьи 108 Таможенного кодекса до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. Поскольку он этого не сделал, то таможенный орган был вправе взыскать их в бесспорном порядке. В соответствии с частью второй статьи 112 Таможенного кодекса неуплаченные таможенные платежи подлежат взысканию вне зависимости от времени обнаружения факта неуплаты.

Хозсуд признал неправомерной произведенную классификацию и применение льгот по уплате таможенных платежей, а произведенное таможенным органом доначисление и выставление инкассового поручения - законными и обоснованными. Вышестоящие инстанции признали это решение соответствующим законодательству и не нашли оснований для его изменения или отмены.

Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству