Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

По спору о предоставлении недостоверных сведений при таможенном оформлении

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПО СПОРУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ

НЕДОСТОВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ ПРИ

ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ

Опубликовано в НТВ N 27 (519) от 12 июля 2004 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


На таможенную территорию импортеры - физические лица ввезли автотранспортные средства. Их таможенную оценку и оформление производил таможенный брокер  на основании договоров, заключенных с ним импортерами. После оформления и уплаты таможенных платежей товар был выпущен в свободное обращение. Позже территориальным управлением Государственного таможенного комитета (далее - таможенный орган) была произведена корректировка таможенной стоимости ввезенных автотранспортных средств. По ее результатам последняя превысила заявленную и принятую таможенным органом  при таможенном оформлении. В итоге сумма пересчитанных таможенных платежей также превысила уплаченные ранее импортерами. На расчетный счет таможенного брокера, производившего таможенное оформление ввезенных автотранспортных средств, было выставлено инкассовое поручение на разницу, превысившую сумму уплаченных таможенных платежей. Таможенный брокер не согласился с этим и обратился в хозяйственный суд  с исковым заявлением о признании указанного поручения не подлежащим исполнению.



ПОЗИЦИЯ ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА


Таможенный брокер заключил договоры с импортерами о декларировании и таможенном оформлении ввезенных автотранспортных средств. Осуществляя оформление, он руководствовался предоставленной импортерами информацией, которые и несут всю ответственность за ее достоверность. Таким образом, выставление инкассового поручения в данном случае необоснованно.



ПОЗИЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА


Таможенный брокер выступал в качестве декларанта перемещаемых через таможенную границу автотранспортных средств. Он обязан был произвести декларирование и таможенное оформление товара в соответствии с предъявляемыми законодательством требованиями, в частности, предоставить достоверные сведения о таможенной стоимости автотранспортных средств. Таможенный орган выявил факт недостоверного декларирования. Поэтому таможенный брокер согласно третьему абзацу пункта 2.1 Положения о деятельности таможенных брокеров и декларантов (зарегистрировано Министерством юстиции 8 октября 1998 года N 495 - утратило силу и сегодня не действует) должен нести за это ответственность. Выставление инкассового поручения на его расчетный счет обоснованно и соответствует законодательству.



РЕШЕНИЕ СУДА


Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, пришел к следующим выводам:

- согласно части второй статьи 101 Таможенного кодекса взаимоотношения таможенного брокера с представляемым лицом строятся на основе договора;

- между таможенным брокером и импортерами были заключены договоры на оказание услуг, по условиям которых первый должен был осуществить декларирование всех товаров, перемещаемых вторыми через таможенную границу, оформить и предоставить в таможенные органы составленные в соответствии с установленными требованиями грузовые таможенные декларации, предъявить автотранспортные средства для таможенного оформления и выпуска на таможенную территорию для свободного обращения;

- по условиям заключенных договоров импортеры обязаны были предоставить информацию о перемещаемых автотранспортных средствах, необходимую для составления ГТД и таможенного оформления указанных товаров;

- за достоверность информации, предоставленной импортером таможенному брокеру для составления ГТД и иных документов для осуществления таможенного контроля, ответственность несут сами импортеры;

- таможенный брокер по условиям заключенных договоров несет ответственность за товары, перемещаемые импортером через таможенную границу, только на дату осуществления таможенного контроля и оформления грузовой таможенной декларации;

- корректировка таможенной стоимости произведена таможенным органом с участием другого таможенного брокера и без привлечения того, что оформлял ГТД и иные документы при перемещении автотранспортных средств через таможенную границу, в договорах с импортерами не было предусмотрено обязанности первого таможенного брокера об обязательном его участии в корректировке таможенной стоимости и несении бремени уплаты доначисленных по ее результатам таможенных платежей;

- все таможенные платежи были уплачены самими импортерами в установленные законодательством сроки;

- таможенный брокер не должен нести риск выставления ему инкассового поручения по результатам произведенной корректировки таможенной стоимости.

Таким образом, суд пришел к выводу о необоснованности действий таможенного органа в части выставления инкассового поручения на расчетный счет таможенного брокера.



К О М М Е Н Т А Р И Й


В настоящей публикации представлены выводы кассационной инстанции хозяйственного суда. Кроме того, необходимо оговориться, что на момент возникновения юридического факта, послужившего основанием для возникновения данного спора, действовало  Положение  о деятельности таможенных брокеров и декларантов. Оно утратило силу в связи с введением в действие  Положения  о таможенном брокере (утверждено  постановлением  ГТК, зарегистрированным Министерством юстиции 15 сентября 2003 года N 1271), в соответствии с которым правовое регулирование деятельности таможенных брокеров несколько изменилось. Например, если ранее элементом деятельности таможенного брокера являлось обеспечение уплаты таможенных и иных платежей в отношении декларируемых товаров и транспортных средств (подпункт "г"  пункта 3.2 Положения о деятельности таможенных брокеров и декларантов), то теперь прямо установленной в нормативно-правовом порядке его обязанностью является уплата таможенных платежей в отношении декларируемых товаров и транспортных средств (подпункт "г"  пункта 5 Положения о таможенном брокере).

Охарактеризовать рассмотренный спор и провести анализ следует исходя из нижеследующей очередности фактов:

1) каковы пределы ответственности таможенного брокера по производимому им таможенному оформлению импортированного товара в части достоверности заявления таможенной стоимости и каково соотношение ответственности импортера за достоверность предоставляемой таможенному брокеру в этих целях информации;

2) правомерны ли действия таможенного органа в части выставления на расчетный счет таможенного брокера инкассового поручения о безакцептном списании сумм таможенных платежей, доначисленных по результатам корректировки таможенной стоимости, при условии, что таможенные платежи первоначально (то есть по результатам принятия таможенной стоимости, заявленной при таможенном оформлении товара) были уплачены непосредственно импортером.

В соответствии со статьями 89 и 90 Таможенного кодекса товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Узбекистан, или таможенный режим которых изменяется, а также другие товары и транспортные средства в случаях, определяемых актами законодательства, подлежат декларированию таможенному органу путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, о таможенных режимах, в которые они будут помещены, и других сведений, необходимых для таможенных целей. Согласно  части первой  статьи 99 Таможенного кодекса в качестве декларанта могут выступать: лицо, перемещающее товары и транспортные средства; таможенный брокер.

В соответствии с  частью третьей  указанной статьи декларант выполняет все обязанности и несет в полном объеме ответственность, предусмотренную законодательством, независимо от того, является ли он лицом, перемещающим товары и транспортные средства через таможенную границу, или таможенным брокером.

Согласно  второму абзацу  пункта 7 второго раздела Правил заявления и контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Узбекистан (зарегистрированы Министерством юстиции 22 февраля 2000 года N 899), информация, предоставляемая декларантом, в том числе при заявлении таможенной стоимости товаров, должна быть достоверной, полной (комплексной) и обеспечивать подтверждение заявленной таможенной стоимости. Наконец, в соответствии со  вторым абзацем  пункта 1 второго раздела указанного нормативно-правового акта за все сведения, указанные в декларации таможенной стоимости и документах, представленных в подтверждение таможенной стоимости, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством.

Таким образом, указанные положения законодательства не разграничивают импортера и таможенного брокера в целях предъявления к ним требований о необходимости предоставления достоверной и соответствующей действительности информации для определения таможенной стоимости перемещаемого через таможенную границу товара и риска несения неблагоприятных последствий при заявлении недостоверной стоимости, приведшей к уплате таможенных платежей не в полном объеме. Формально ответственность за предоставление недостоверной, неполной информации несет как тот, так и другой, поскольку оба относятся к категории декларантов.

Между тем не следует забывать, что таможенный брокер согласно положениям  статьи 101  Таможенного кодекса, а также  Положению  о таможенном брокере - это посредник, действующий на основании заключенного договора, хотя и от своего имени, но по поручению и за счет лица, ввозящего товары, с которым такой договор заключен и от которого он получает всю информацию для таможенного оформления (документы и т.д.). Полнота и достоверность информации для заявления таможенной стоимости полностью зависит от завозящего. Правомерным в такой ситуации видится возложение риска несения неблагоприятных последствий за нарушение требования о полноте и достоверности информации не на таможенного брокера, а на лицо, предоставляющее ему эту информацию, поскольку у брокера нет обязанности (как и возможности) проверять ее. Это не его функция.

Еще более нелогичной видится ситуация, когда таможенные платежи на основании оценки таможенной стоимости уплачены лицом, которое ввезло товары на таможенную территорию, а требования о принудительном списании суммы доначисленных по результатам корректировки таможенной стоимости платежей предъявляются таможенному брокеру, поскольку декларированием занимался именно он.

Суд, исходя из конкретных материалов дела, сослался на условия договоров, согласно которым импортеры обязаны были предоставить таможенному брокеру полную и достоверную информацию, являющуюся основанием для заявления таможенной стоимости, и всю ответственность за это приняли на себя они, а также на то, что у таможенного брокера по условиям договора не было обязанностей по уплате таможенных платежей и участия в корректировке таможенной стоимости. Он указал, что таможенный брокер в сложившейся ситуации не может отвечать за недостоверность информации, предоставленной ему импортерами, приведшей к заявлению неправильной таможенной стоимости и, соответственно, не должен нести на этом основании бремя оплаты сумм таможенных платежей, доначисленных по результатам корректировки. Суд указал, что обязанности таможенного брокера и пределы ответственности за полноту и достоверность информации, используемой им для декларирования, в том числе заявления таможенной стоимости, предусматриваются договором. А поскольку в фигурирующих в этом споре договорах было прямо указано на ответственность за это импортеров, то выставление инкассового поручения на расчетный счет таможенного брокера суд счел необоснованным.

Тем не менее, видится необходимым пересмотреть действующие сегодня положения законодательства, не позволяющие формально провести четкие границы ответственности лиц, ввозящих товары, и таможенных брокеров в части предоставления неполной и (или) недостоверной информации, используемой для заявления таможенной стоимости перемещаемого товара. Думается, целесообразно внести соответствующие изменения, предусмотрев, в частности, что таможенный брокер не может нести ответственность за достоверность и полноту предоставляемой ему лицом, ввозящим товары, информации, использование которой привело к неверному определению таможенной стоимости, кроме того, предусмотреть, что в этой ситуации к таможенному брокеру не могут применяться и меры принудительного взыскания сумм таможенных платежей, доначисленных в результате корректировки таможенной стоимости. Бремя несения указанных неблагоприятных последствий разумно в полном объеме возлагать на лицо, предоставившее таможенному брокеру информацию, то есть лицо, ввозящее товары и заключившее с брокером договор об их декларировании.

Правда, другое дело, когда лицо, заключившее договор с таможенным брокером, предоставило полную и достоверную информацию, а последний в силу умысла либо неосторожности сам нарушил условия как договора, так и законодательства и заявил по той или иной причине таможенную стоимость не соответствующую переданной ему информации, что привело к неверному исчислению таможенных платежей и уплате их в меньшем размере. Но данный конфликт подлежит разрешению уже между сторонами договора и, думается, на суть предлагаемого подхода влиять не должен.

Внесение таких изменений предположительно позволит исключить неопределенность в применении положений законодательства, регламентирующего порядок декларирования перемещаемых через таможенную границу товаров и заявления их таможенной стоимости, и избежать необоснованного применения к таможенному брокеру мер принудительного взыскания доначисленных по результатам корректировки таможенной стоимости сумм таможенных платежей.



Данная публикация осуществлена благодаря

технической поддержке, оказываемой Германским обществом

по   техническому   сотрудничеству