Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

По спору о безакцептном списании доначисленных сумм таможенной пошлины

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПО СПОРУ О БЕЗАКЦЕПТНОМ СПИСАНИИ

ДОНАЧИСЛЕННЫХ СУММ ТАМОЖЕННОЙ

ПОШЛИНЫ


Опубликовано в НТВ N 01 (493) от 5 января 2004 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Согласно импортному контракту на таможенную территорию поступил товар, таможенная стоимость которого была определена с применением резервного метода. Таможенным органом была начислена таможенная пошлина и выставлен счет на ее оплату, которую импортер и произвел. После оформления товара в режим "выпуск для свободного обращения" таможенными органами произведена корректировка первоначально определенной таможенной стоимости, доначислена сумма таможенной пошлины и выставлено инкассовое поручение на безакцептное ее списание с расчетного счета импортера. Импортер не согласился с этим и обратился в хозяйственный суд с заявлением о признании не подлежащим исполнению данного акта.




ПОЗИЦИЯ ИМПОРТЕРА


Корректировка таможенной стоимости товара, выпущенного для свободного обращения, может быть произведена импортером добровольно. При этом он должен заключить договор с таможенным брокером на оформление документа о корректировке таможенной стоимости (КТС-1). Импортер такой договор не заключал, следовательно, оформление КТС-1 было произведено с нарушением законодательства. Таможенный орган вправе выставлять инкассовое поручение на взыскание не уплаченных в срок таможенных платежей. А поскольку импортер вовремя оплатил первоначально начисленную импортную таможенную пошлину, то орган не имел формальных оснований на такое взыскание.



ПОЗИЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА


Корректировка таможенной стоимости было произведена в соответствии с законодательством, поскольку это право у таможни есть. Выставлять инкассовое поручение орган также был вправе, поскольку доначисленная по результатам корректировки сумма может рассматриваться как не уплаченный в срок таможенный платеж.



СУДЕБНЫЕ АКТЫ


Суд первой инстанции удовлетворил требования импортера, указав на обоснованность его позиции. Апелляционная инстанция пришла к иным выводам:

- в соответствии с четвертым абзацем пункта 5, а также третьим абзацем пункта 8 Инструкции по заполнению форм корректировки таможенной стоимости КТС-1 и КТС-2 (зарегистрирована Министерством юстиции 20 апреля 2000 года N 920) в случаях обнаружения недостоверного декларирования, выявленного при проверке после выпуска импортированного товара для свободного обращения, может осуществляться корректировка таможенной стоимости и уплаченных таможенных платежей;

- согласно третьему абзацу пункта 9.1 Инструкции по определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан (зарегистрирована Министерством юстиции 13 января 1998 года N 390), после выпуска груза таможенными органами может проводиться проверка с целью уточнения величины таможенной стоимости. По результатам проверки может быть пересчитана таможенная стоимость, а также причитающаяся к уплате сумма таможенных платежей и осуществлено их взыскание;

- в данном случае было произведено недостоверное декларирование, занижена реальная таможенная стоимость и, соответственно, таможенная пошлина была изначально уплачена не в полном объеме;

- согласно части первой статьи 112 Таможенного кодекса таможенные платежи, не уплаченные в соответствии с установленными данным законом правилами, взыскиваются таможенным органом в бесспорном порядке;

- в соответствии с подпунктом "в" пункта 41 Положения о безналичных расчетах в Республике Узбекистан (новая редакция, зарегистрировано Министерством юстиции 15 апреля 2002 года N 1122) таможенные органы могут выставлять инкассовые поручения о взыскании не уплаченных в срок таможенных платежей.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал импортеру в удовлетворении его требований. Кассационная инстанция признала выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными.




К О М М Е Н Т А Р И Й


При рассмотрении указанного спора существенным вопросом было определение того, следует ли признавать суммы таможенной пошлины, доначисленные в результате корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, в качестве несвоевременно уплаченных, если:

- при таможенном оформлении стоимость ввезенного товара была определена в соответствии с правилами, установленными Таможенным кодексом, Инструкцией по определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан, и иными актами законодательства;

- декларантом определена таможенная стоимость с использованием резервного метода, а таможенный орган, осуществляя контроль за этим процессом, не выявил каких-либо нарушений и, соответственно, подтвердил правильность ее определения.

Определение таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется, в частности, в целях выявления реальной базы (основы) для начисления таможенной пошлины, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы. В соответствии с пунктом 1.4 Инструкции по определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан, таможенная стоимость определяется декларантом одним из предусмотренных законодательством методов. При этом предполагается добросовестность декларанта при заявлении им таможенной стоимости ввозимого товара.

Контроль за правильностью определения таможенной стоимости возлагается на таможенные органы, производящие таможенное оформление товара. Одной из его целей является проверка на соответствие действительности данных, указываемых декларантом в декларации таможенной стоимости.

Применение резервного метода регулируется правилами раздела VIII Инструкции по определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан. Исходя из смысла первого абзаца ее пункта 8.2, основой для определения таможенной стоимости этим методом является ценовая информация на товар, предоставляемая таможней декларанту. Таким образом основное бремя ответственности за ее достоверность перекладывается именно на госорган. Кроме того, как было указано выше, таможня правомочна осуществлять контроль за правильностью определения декларантом таможенной стоимости, в том числе резервным методом. В рассмотренной ситуации таможенный орган, проверив правильность определения таможенной стоимости, указанной декларантом, не выявил никаких нарушений. В таком случае правомочен ли он был производить корректировку таможенной стоимости товара, оформленного в режиме "выпуск для свободного обращения", ссылаясь в данном случае на факт недостоверного декларирования со стороны декларанта? Можно ли признавать в данном случае недостоверное декларирование со стороны декларанта, ведь нарушений с его стороны выявлено не было?

В соответствии с пунктом 8 Инструкции по заполнению форм корректировки таможенной стоимости КТС-1 и КТС-2 основаниями для корректировки таможенной стоимости и, соответственно, сумм уплаченных таможенных платежей после выпуска товара для свободного обращения являются:

- выявление технических ошибок, допущенных при декларировании товара и повлиявших на величину и/или структуру таможенной стоимости;

- обнаружение недостоверного декларирования, выявленного в ходе проведения последующей проверки;

- выявление несоответствия заявленной таможенной стоимости действительной стоимости товара, имевшей место на дату принятия таможенной декларации, в связи с отклонениями ввезенного товара по количеству и/или качеству от условий контракта (договора);

- изменение сумм таможенных платежей, подлежащих взысканию (например, возврат излишне уплаченных сумм при представлении сертификата происхождения товаров, доплата таможенных платежей по товарам, которым были предоставлены льготы, оплата процентов за предоставление отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей и т.д.);

- изменившиеся обстоятельства торговой сделки (передача части товара другому лицу и т.д.);

- другие случаи, предусмотренные законодательством.

При этом для выставления инкассового поручения на безакцептное списание доначисленных по результатам корректировки сумм таможенных платежей согласно подпункту "в" пункта 41 Положения о безналичных расчетах в Республике Узбекистан (в новой редакции) должен присутствовать факт "не уплаченных в срок таможенных платежей".

Представляется недостаточно определенной формулировка третьего абзаца пункта 8 Инструкции по заполнению форм корректировки таможенной стоимости КТС-1 и КТС-2: обнаружение недостоверного декларирования, выявленного в ходе проведения последующей проверки. Она не позволяет разделить случаи, когда недостоверное декларирование было произведено в результате виновных действий декларанта, и те, когда вина (то есть умысел или неосторожность) в его действиях отсутствует. Это вызывает споры, подобные рассмотренному хозяйственным судом. От того, является ли недостоверное декларирование результатом виновных действий декларанта или таковые отсутствуют, зависит и факт признания несвоевременности уплаты начисленных таможенных платежей, в том числе таможенной пошлины. Представляется обоснованным следующее понимание сути положения, приведенного в третьем абзаце пункта 8 Инструкции по заполнению форм корректировки таможенной стоимости КТС-1 и КТС-2:

- если "недостоверное декларирование" явилось результатом виновных действий декларанта, то, соответственно, таможенные платежи в полном объеме уплачены не будут, и это является основанием для констатации факта несвоевременной уплаты таможенных платежей с выставлением инкассового поручения на безакцептное списание доначисленных сумм;

  - если при "недостоверном декларировании" виновные действия декларанта не выявлены, то целесообразно признать факт выполнения декларантом установленных требований по уплате начисленных таможенных платежей в полном объеме и отсутствия установленных законодательством оснований для признания просрочки уплаты таможенных платежей при доначислении их по результатам проведенной корректировки таможенной стоимости. В этом случае представляется правомерным предоставление импортеру возможности для добровольной уплаты доначисленных таможенных платежей в установленные сроки (возможно, и с рассрочкой, если денежные средства у него на данный момент отсутствуют). И только в том случае, когда во вновь установленный срок уплата не будет осуществлена, правомерно признание просрочки в оплате доначисленных сумм таможенных платежей с применением подпункта "в" пункта 41 Инструкции о безналичных расчетах (в новой редакции) - выставление инкассового поручения о безакцептном списании денежных средств с расчетного счета импортера.

Однако нужно напомнить, что Высший хозяйственный суд в своем постановлении не разделил приведенные выше случаи и признал правомерными действия таможенного органа безотносительно к тому, была ли в действиях декларанта вина в определении таможенной стоимости.

Таким образом, ввиду возможности неоднозначного толкования приведенных положений законодательства представляется необходимым внести соответствующие изменения, позволяющие максимально защитить права предпринимателя в случаях, аналогичных приведенному выше.



Данная публикация осуществлена благодаря

технической поддержке, оказываемой Германским обществом

по   техническому   сотрудничеству