По спору о применении финасовых санкций за занятие деятельностью без лицензии
ПО СПОРУ О ПРИМЕНЕНИИ
ФИНАСОВЫХ САНКЦИЙ ЗА ЗАНЯТИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ
Опубликовано в НТВ N 05 (601) от 31 января 2006 г.
Комментарий действует на момент выхода газеты
СУТЬ ДЕЛА
Налоговый орган провел проверку финансово-хозяйственной деятельности на унитарном предприятии. По ее результатам составлен акт, в котором указано на осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии и получение от нее дохода. Принято решение о привлечении проверяемого к финансовой ответственности за это нарушение. Не согласившись с ним, предприятие обратилось в хозяйственный суд с исковым заявлением о признании его недействительным.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены: отнесение осуществляемой предприятием деятельности к разряду лицензируемой признано необоснованным. Постановлением апелляционной инстанции оно отменено и принято новое об отказе в удовлетворении иска. Не согласившись с ним, унитарное предприятие подало кассационную жалобу.
ПОЗИЦИЯ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Предприятие получило от компании, оказывающей услуги телекоммуникаций, право обеспечивать потребителям доступ к каналам связи, а также возможность получения/отправления информации. На основании договоров аренды оно предоставляло потребителям в пользование каналы связи. Эта деятельность не относится к категории лицензируемой и на нее необязательно получать лицензию. Компания не передавала предприятию права пользования имеющейся у нее лицензией. Предприятие не оказывало услуги телекоммуникаций, не имеет соответствующего телекоммуникационного оборудования. Решение налогового органа необоснованно, а применение финансовых санкций противоречит законодательству.
ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
У компании, которая по договору предоставила унитарному предприятию право заключать с потребителями договоры о предоставлении каналов связи, есть лицензия на осуществление услуг телекоммуникаций. Это означает, что аналогичная должна быть и у предприятия. Договорное делегирование полномочий в данном случае не может служить основанием для передачи права пользования имеющейся у компании лицензией. Фактически компания именно это и сделала, что законодательством запрещено. Предприятие на основе договора оказывало услуги телекоммуникаций без полученной в установленном порядке собственной лицензии. Это является нарушением законодательства, за которое предусматриваются финансовые санкции в виде взыскания полученного дохода и штрафа в таком же размере. Принятое решение законно и обоснованно.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА
Кассационная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон спора, установила:
- унитарное предприятие заключило с акционерной компанией договор на оперативное управление телекоммуникационной сетью, принадлежащей последней на праве собственности. В соответствии с его условиями компания делегировала предприятию полномочия заключать с потребителями от своего имени договоры аренды прямых проводов, соединительных линий, каналов и трактов связи;
- действуя в пределах переданных полномочий, унитарное предприятие предоставляло в аренду потребителям аналоговый и цифровой каналы, образованные между предприятиями связи;
- унитарное предприятие не имеет соответствующих технических средств (телекоммуникационного оборудования), позволяющего оказывать услуги телекоммуникаций;
- компания не передавала унитарному предприятию прав на лицензию в сфере оказания услуг телекоммуникаций.
Проанализировав положения законодательства, коллегия определила:
- в соответствии со статьей 2 Закона "О телекоммуникациях" от 20 августа 1999 года N 822-I услугами телекоммуникаций является продукт деятельности оператора или провайдера по приему, передаче, обработке сигналов и других видов информации через сети телекоммуникаций;
- предоставление в пользование каналов связи не относится к видам деятельности, перечисленным в статье 9 указанного Закона, которые подлежат в установленном порядке лицензированию;
- в соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании деятельности в сфере телекоммуникаций (утверждено постановлением Кабинета Министров "О мерах по совершенствованию системы управления в сфере телекоммуникаций и почтовой связи" от 22 ноября 2000 года N 458) передача прав по лицензиям другим лицам запрещается.
На основании изложенного судебная коллегия указала, что факт заключения договоров о предоставлении в пользование каналов связи не свидетельствует об оказании услуг телекоммуникаций. Унитарное предприятие предоставляло доступ к указанным каналам и не осуществляло их непосредственную эксплуатацию. Решение налогового органа было признано не соответствующим законодательству, а значит недействительным.
К О М М Е Н Т А Р И Й
Предметом рассмотренного спора явилось неоднозначное понимание характера оказываемых юридическим лицом услуг. Хозяйственному суду необходимо было определить виды лицензируемой деятельности в сфере телекоммуникаций и основные их признаки, по которым можно было сделать вывод о том, относилась ли к ним деятельность, которую вел истец.
Вторым абзацем статьи 2 Закона "О телекоммуникациях" предусмотрено, что под телекоммуникациями понимается "передача, прием, обработка сигналов, знаков текстов, изображений, звуков или иных видов информации с использованием проводных, радио-, оптических или других электромагнитных систем".
Согласно части второй статьи 9 указанного Закона лицензированию подлежат проектирование, строительство, эксплуатация и оказание услуг телекоммуникаций местных, междугородных, международных сетей, а также сетей: подвижной радиотелефонной связи, персонального радиовызова, передачи данных, распространения (трансляции) телерадиопередач. Получение лицензии не требуется, если:
- кабельная сеть телевещания и проводная сеть радиовещания ограничены помещениями и территорией одного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо если общее число абонентов не превышает 10;
- юридическое лицо оказывает услуги местной, междугородной связи, а также предоставляет услуги международных телефонных переговоров (таксофонные услуги связи) и отправляет (и принимает) информацию по факсу в киосках, лавках, магазинах, барах, ресторанах, аптеках, игровых комплексах, санаториях, вдоль автомагистралей с телефонных номеров, выделенных операторами местных сетей;
- деятельность связана с ликвидацией последствий стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих спасательных и аварийно-восстановительных работ, а также с созданием и функционированием сетей телекоммуникаций, предназначенных для использования исключительно в целях государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка;
- радиотелефонные, пейджинговые сети используются только в производственно-технологических целях без оказания услуг телекоммуникаций.
Оказание услуг телекоммуникаций - деятельность, связанная с предоставлением потребителям нематериального конечного продукта, обеспечивающего им возможность свободного приема и передачи информации. В соответствии с десятым абзацем статьи 2 Закона "О телекоммуникациях" услугами телекоммуникаций признается продукт деятельности "по приему, передаче, обработке сигналов и других видов информации через сети телекоммуникаций".
Предоставление в пользование каналов связи предполагает обеспечение доступа к ним потребителя и возможности принимать/передавать информацию. Хозяйственный суд указал, что для квалификации осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности в сфере услуг телекоммуникаций необходимо, чтобы оно имело соответствующее профилю деятельности телекоммуникационное оборудование, с помощью которого им производилась бы текущая эксплуатация каналов связи.
В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании деятельности в сфере телекоммуникаций вид деятельности, на осуществление которой получена лицензия, может осуществляться только получившим лицензию юридическим лицом. Передача лицензий или прав по ним другим лицам запрещается.
Передача прав по лицензии - это сделка, согласно которой лицензиат предоставляет второму субъекту право осуществлять от его или от своего имени деятельность по оказанию услуг телекоммуникаций, указанных в этой лицензии. Предоставление в пользование каналов связи не было судом признано услугой, оказываемой в сфере телекоммуникаций. Хозяйственный суд указал, что делегирование полномочий по заключению договоров на это не может быть отнесено к передаче права на лицензию, поскольку права на оказание услуг телекоммуникаций предприятию не передавались, а на заключение договоров о предоставлении в пользование каналов связи лицензии не требуется.
Пунктом 6 части первой статьи 135 Налогового кодекса предусмотрена финансовая ответственность субъектов - нарушителей обязательных требований о лицензировании: за занятие видами деятельности без лицензии взыскивается весь доход (прибыль), полученный от этой деятельности, и штраф в том же размере. Хозяйственный суд признал неправомерным ее применение в данной ситуации по причине отсутствия состава и события предусмотренного этой нормой правонарушения.
Данная публикация осуществлена
благодаря технической поддержке, оказываемой
Германским обществом по техническому сотрудничеству