Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

По спору о нарушении государственных стандартов при производстве и реализации сертифицированной продукции

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПО СПОРУ О НАРУШЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ

ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ И РЕАЛИЗАЦИИ

СЕРТИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ


Опубликовано в НТВ N 16 (508) от 20 апреля 2004 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Орган по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями провел проверку деятельности юридического лица. В ее ходе были изъяты образцы готовой продукции (шоколад) и переданы в орган по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - госорган) для проведения экспертизы. Она установила, что продукция не соответствует государственному стандарту, была произведена и реализована как несоответствующая полученному сертификату соответствия. На этом основании на юридическое лицо был наложен штраф в размере 100 процентов от стоимости реализованной продукции. Юридическое лицо не согласилось с этим  и обратилось в хозяйственный суд с просьбой признать взыскание штрафа незаконным.


ПОЗИЦИЯ ГОСОРГАНА


Шоколадная продукция, производимая юридическим лицом, не соответствует полученным на нее сертификатам соответствия: при ее производстве были использованы заменители масла какао, хотя по требованиям ГОСТа 6534-89 "Шоколад", на соответствие которому были получены сертификаты, производство шоколада с использованием заменителей не допускается и должно применяться натуральное масло какао. За данное нарушение на юридическое лицо и был наложен штраф.



ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА


Шоколадная продукция производилась с применением заменителей масла какао, поскольку их использование допускается другим нормативным документом по стандартизации - ГОСТ 28931-91 "Заменители масла какао". Никаких нарушений, таким образом, юридическое лицо не совершало, и штрафные санкции наложены неправомерно.



СОДЕРЖАНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ

С КОММЕНТАРИЯМИ К НИМ



Основной задачей суда при разрешении данного спора было установление факта нарушения требований государственных стандартов при производстве и реализации продукции собственного производства. Для этого необходимо было прояснить:

- были ли сертификаты соответствия получены с нарушением установленных требований;

- на соответствие каким нормативным документам Национальной системы стандартизации выданы сертификаты;

- были ли нарушения производственного цикла, в результате которых шоколадные изделия произведены с нарушением государственных стандартов.

Первой инстанцией было установлено, что юридическое лицо в установленном порядке обратилось в орган за получением сертификатов соответствия на производимые им шоколадные изделия. Их сертификация была произведена на основании нормативных документов Национальной системы сертификации и каких-либо правонарушений обнаружено не было. Были представлены доказательства того, что органом по сертификации произведен отбор образцов шоколадных изделий и обследовано производство, о чем составлены соответствующие протоколы. При этом никаких нарушений действующих стандартов по производству органом обнаружено не было, что также было подтверждено судом первой инстанции.

Юридическому лицу были выданы сертификаты соответствия шоколадной продукции ГОСТу 6534-89 "Шоколад".

При производстве шоколада юридическое лицо использовало заменители масла какао: кондитерский жир и какао-порошок, что соответствует имеющейся у него технологической инструкции по производству шоколада. Указанная инструкция была представлена на экспертизу в орган по сертификации, который не признал ее нарушающей требования действующих стандартов. Согласно положениям нормативного документа ГОСТ 28931-91 "Заменители масла какао" в технических условиях заменители масла какао предназначаются для его замещения в шоколадных изделиях в различных соотношениях.

На основании изложенного суд не нашел в действиях юридического лица нарушений при производстве шоколадных изделий. В этой связи акт госоргана о наложении штрафных санкций был признан полностью недействительным.

Госорган не согласился с решением и подал апелляционную жалобу. Коллегия апелляционной инстанции отменила решение первой инстанции и отказала юридическому лицу в удовлетворении его требований. Правомерность выводов суда апелляционной инстанции была подтверждена кассационной коллегией Высшего хозяйственного суда. Обобщая выводы коллегий судов вышестоящих инстанций, можно выделить следующее.

И та, и другая инстанция исходила из того, что сертификаты получаются на соответствие производимой продукции каким-либо конкретным нормативным документам действующей системы стандартизации. Поэтому и продукция, производимая с учетом выданных сертификатов, также должна соответствовать требованиям таких стандартов. Фактическое применение положений стандартов, на соответствие которым сертификат не был получен, не будет соответствовать положениям действующего законодательства.

Юридическое лицо подало документы на получение сертификатов на соответствие шоколадных изделий требованиям нормативного документа системы стандартизации ГОСТ 6534-89 "Шоколад", на основании которого и были выданы сертификаты соответствия. Согласно положениям описания ГОСТ 6534-89 "Шоколад" при изготовлении шоколада не допускается применение шоколадной массы с добавлением заменителей масла какао.

Юридическое лицо при этом не обращалось за подтверждением соответствия производимой им шоколадной продукции каким-либо иным нормативным документам. ГОСТом 28931-91 "Заменители масла какао" установлено, что они предназначаются для замещения масла какао в шоколадных изделиях. Довод юридического лица о том, что данным документом разрешается применение заменителей при производстве им шоколадных изделий, не был признан состоятельным и отвечающим требованиям законодательства, поскольку юридическое лицо имело сертификаты на соответствие шоколадной продукции только ГОСТу 6534-89 "Шоколад".

Исходя из сути сказанного, суды как апелляционной, так и кассационной инстанций подтвердили, что при производстве продукции должны соблюдаться требования тех нормативных документов действующей системы стандартизации, на соответствие которым были получены сертификаты. Следует напомнить, что в соответствии со статьей 6 Закона "О стандартизации" от 28 декабря 1993 года в Узбекистане применяются нормативные документы по стандартизации следующих категорий:

- международные (межгосударственные, региональные) стандарты;

- государственные стандарты Республики Узбекистан;

- отраслевые стандарты;

- технические условия;

- стандарты предприятия;

- национальные стандарты зарубежных стран;

- административно-территориальные стандарты.

К нормативным документам по стандартизации относятся также правила, нормы по стандартизации, классификаторы технико-экономической информации.

Согласно пятому абзацу пункта 4 Положения о государственном надзоре за стандартами и средствами измерений в Республике Узбекистан (утверждено постановлением Кабинета Министров "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения правительства Республики Узбекистан" от 12 августа 1994 года N 410) к субъектам хозяйственной деятельности за нарушения обязательных требований стандартов могут применяться штрафы в размере 100 процентов стоимости реализованной продукции.

Таким образом вышеобозначенные положения были положены в основу судебных актов, принятых судами апелляционной и кассационной инстанций: применение к юридическому лицу штрафных санкций в размере 100 процентов от стоимости реализованной продукции, произведенной с нарушением положений стандарта ГОСТ 6534-89 "Шоколад", было признано обоснованным и соответствующим положениям действующего законодательства.


Данная публикация осуществлена благодаря

технической поддержке, оказываемой Германским обществом

по   техническому   сотрудничеству