Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

По спору о выплате дивидендов

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПО СПОРУ О ВЫПЛАТЕ ДИВИДЕНДОВ


Источник материала: решение Хозяйственного суда

г. Ташкента по делу N 2489/01-л  от  23.10.2001 г. и постановление Судебной коллегии Высшего хозяйственного суда РУз  от 08.02.2002 г. 



Представители Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при ГКИ РУз (далее - Центр) по заданию Прокуратуры РУз провели проверку деятельности  ОАО на предмет несвоевременной выплаты дивидендов, которая выявила нарушения законодательства о ценных бумагах. Центр вынес предписание об их устранении и решение о наложении штрафных санкций в размере 1886500 сумов. Юридическое лицо не согласилось с позицией органа и обратилось в хозяйственный суд с просьбой признать указанное решение недействительным.



ПОЗИЦИЯ ОАО В ХОЗЯЙСТВЕННОМ СУДЕ


Общество утверждает, что после вынесенного предписания нарушения им были устранены: в СМИ опубликована информация о выплате дивидендов,  которая и была произведена. Таким образом, Центр не имел права налагать штрафные санкции в указанном размере, так как несвоевременно были выплачены дивиденды всего на 334200 сумов.



ПОЗИЦИЯ ЦЕНТРА В ХОЗЯЙСТВЕННОМ СУДЕ


Центр утверждает, что  штрафные санкции были наложены правомерно, так как проверяемое юридическое лицо нарушило следующие нормы Закона РУз "О механизме функционирования рынка ценных бумаг":

- не опубликовало сведения о выплате дивидендов;

- не представило соответствующую информацию в Центр о выплате дивидендов;

- фактически не произвело выплату дивидендов.



РЕШЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА


Хозяйственный суд г.Ташкента своим решением от 23 октября 2001 года поддержал позицию Центра, указав в нем, что действия Центра считает правомерными  по следующим основаниям:

- на основании пункта 7 Положения о Центре по  координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе РУз, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РУзот 30 марта 1996 г. N 126, и пункта 2.9 Положения о порядке оформления и применения санкций за нарушение законодательства РУз о ценных бумагах, зарегистрированного МЮ РУз 22 мая 1998 г. N 439, Центр вправе при выявлении нарушений требований Закона РУз "О механизме функционирования рынка ценных бумаг" вынести как предписание, так и решение о наложении штрафных санкций одновременно;

- сумма штрафных санкций соответствует статье 31 указанного Закона, где сказано, что за неопубликование информации о ценных бумагах, непредставление или несвоевременное представление отчетов Центру предусмотрено наложение штрафа до 70 минимальных размеров заработной платы, а за невыплату дивидендов - до 700 МРЗП. К тому же ОАО не представило подтверждения того, что известило Центр об устранении выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного хозяйственный суд г.Ташкента признал акты Центра правомерными, а требования ОАО необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

ОАО подало  кассационную жалобу с просьбой об отмене этого решения как необоснованного и принятия нового. Судебная коллегия Высшего хозяйственного суда РУз признала доводы ОАО обоснованными, а решение хозяйственного суда неправомерным по следующим основаниям:

- на основании пункта 2.1 Положения о порядке оформления и применения санкций за нарушение законодательства РУз о ценных бумагах, зарегистрированного МЮ  РУз  22 мая 1998 г. N 439, Центр не имеет права выносить одновременно и предписание, и решение за одно и то же нарушение. Решение о наложении штрафных санкций может быть вынесено лишь при неисполнении предписания. Центр вынес предписание 23 июля 2001 г., а фактически его вручил 28 августа 2001 г. Решение же было вынесено 24 июля 2001 г., а вручено одновременно с предписанием. Таким образом Центр сам нарушил требования Положения о порядке оформления и применения санкций за нарушение законодательства РУз о ценных бумагах;

- Центр не имел права налагать на ОАО  наряду с неисполнением предписания одновременно и иные экономические санкции, указанные в статье 31 Закона РУз "О механизме функционирования рынка ценных бумаг".

На основании изложенного судебная коллегия 8 февраля 2002 года вынесла постановление об отмене решения хозяйственного суда г. Ташкента и принятии нового решения. Требования ОАО были удовлетворены.



Изложение подготовил Артем Мокшин,

сотрудник экспертной службы

ИПС "Norma", юрист