Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Президиума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 31.01.2007 г. Р N 10

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО

ХОЗЯЙСТВЕННОГО   СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

31.01.2007 г.

Р N 10


(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Фермерское хозяйство "Жамшид" обратилось с иском в суд к УГТК по г. Ташкенту и ГНИ Фуркатского района Ферганской области о возврате уплаченной суммы НДС на импорт в размере 2720991,32 сум.

Определением суда от 24.06.2005 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Республики Узбекистан.

Решением хозяйственного суда г. Ташкента от 13.07.2005 г. заявленное требование удовлетворено за счет УГТК по г. Ташкенту.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Постановлением суда кассационной инстанции от 01.11.2005 г. решение суда оставлено без изменения.

В протесте ставится вопрос об отмене решения хозяйственного суда г.Ташкента от 13.07.2005 г. и постановления суда кассационной инстанции от 01.11.2005 г. и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Президиум, заслушав по делу доклад судьи, мнение заместителя генерального прокурора Республики Узбекистан, поддержавшего протест, обсудив доводы протеста, изучив материалы дела, считает протест подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 05.04.2005 г. между компанией "Belek Company L.L.C." (США) (продавец) и фермерским хозяйством "Жамшид" (покупатель) был заключен контракт N ИП-5/04.2005. Согласно п. 1.1 контракта продавец в сроки и на условиях, предусмотренных контрактом обязался продать, а покупатель купить пшеницу продовольственную III-го класса, мягких сортов, ГОСТ 9353-90. Страна происхождения товара - Республика Казахстан.

Истец считая, что в соответствии с Соглашением между правительством Республики Узбекистан и правительством Республики Казахстан о свободной торговле от 02.06.1997 г. вправе не платить НДС на импорт, предъявил иск в суд о возврате 2720991,32 сум НДС на импорт.

Налоговый кодекс Республики Узбекистан предусматривает уплату двух видов НДС: НДС по производимым и реализуемым товарам (ст.67 Налогового кодекса) и НДС на импортируемые товары, работы (услуги) (ст.70 Налогового кодекса). Каждый из них, является самостоятельным видом налога. В этой связи, довод суда первой инстанции о том, что в соответствии с требованиями налогового законодательства производство сельскохозяйственной продукции не облагается НДС, является необоснованным, поскольку истец уплатил НДС не от произведенной им сельскохозяйственной продукции, а от ввезенной (импортированной) продукции. Льготы по НДС на импорт предусмотрены частью второй ст.71 Налогового кодекса, которые не распространяются на рассматриваемый случай.

В соответствии со ст.3 Соглашения между правительством Республики Узбекистан и правительством Республики Казахстан о свободной торговле от 02.06.1997 г. указывается, что каждая сторона не будет прямо или косвенно облагать товары другой стороны, подпадающие под действие настоящего Соглашения, внутренними налогами или сборами, превышающими соответствующие налоги или сборы, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства или товары, происходящие из третьих стран.

Следует отметить, что норма данного соглашения не предусматривает освобождение от уплаты налогов или сборов, как это трактует суд первой инстанции, поскольку данным соглашением установлены ограничения по предельному размеру взимаемых налогов и сборов, суть которых сводится к уравнению (созданию одинаковых условий уплаты налогов или сборов для обеих стран), т.е. НДС на импорт, уплачиваемый в Узбекистане, не должен превышать НДС на импорт, уплачиваемый в Казахстане. Судами дано неправильное толкование данной нормы.

В соответствии с п. 5 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан N 137 от 31.03.1998 г. "О дополнительных мерах по либерализации внешнеторговой деятельности в Республике Узбекистан" установлено, что импортными таможенными пошлинами, наряду с действующим законодательством, также не облагаются товары, происходящие и ввозимые из государств, с которыми установлен режим свободной торговли, т.е. режим свободной торговли предусматривает освобождение только от уплаты одного вида таможенного платежа, предусмотренного ст. 103 Таможенного кодекса Республики Узбекистан - таможенной пошлины. Следовательно, режим свободной торговли не предусматривает освобождения от уплаты других таможенных платежей, включая НДС на импорт.

Согласно части шестой ст. 8 Налогового кодекса Республики Узбекистан сельскохозяйственные товаропроизводители, к которым относится истец, уплачивают акцизный налог и НДС на импорт в общеустановленном порядке.

Согласно п.3 Постановления Президента Республики Узбекистан от 19.09.2005 г. N ПП-183 "О дополнительных мерах по упорядочению экспортно-импортных операций" льготы, установленные сельскохозяйственным производителям-плательщикам единого земельного налога и освобожденным от уплаты НДС, относятся только к их основной деятельности, но не к импорту товаров. В данном случае, основным видом деятельности является производство сельскохозяйственной продукции, а спор возник по факту ввоза (импорта) сельскохозяйственной продукции.

Следует отметить, что Постановление Президента Республики Узбекистан от 19.09.2005 г. N ПП-183 имеет характер толкования ранее принятых нормативно-правовых актов по вопросу применения льгот, установленных для сельскохозяйственных производителей - плательщиков единого земельного налога и не создает новую норму.

Также следует отметить, что в ГТД в графе "1" указан тип декларации под кодом "0", что означает ввоз товара не для собственных производственных нужд, а для коммерческой деятельности (т.е. для перепродажи).

Президиум считает, что суды первой и кассационной инстанций приняли судебные акты с нарушением норм материального права, что в соответствии со ст.200 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан является основанием для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах решение хозяйственного суда г. Ташкента и постановление суда кассационной инстанции подлежат отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.



“Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан”,

2008 г., N 10