Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Президиума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 26.10.2006 г. Р N 129

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО

ХОЗЯЙСТВЕННОГО   СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

26.10.2006 г.

Р N 129


(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СП "Осиё-Вест" обратилось в хозяйственной суд г.Ташкента с иском к ответчику - ГНИ Шайхонтохурского района о признании недействительным решения налогового органа от 04.08.2003 года N 07/6-6908.

Решением суда первой инстанции от 30.09.2003 года иск удовлетворен частично, подпункты 1-3, 7-9 пункта I и пункты IV, V, VI, VII, VIII решения ГНИ признаны недействительными.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.12.2003 года решение суда отменено, производство по делу прекращено.

Постановлением суда кассационной инстанции от 17.02.2004 года постановление суда апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.10.2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением суда кассационной инстанции от 17.01.2006 года судебные акты оставлены без изменения.

В протесте ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Президиум, заслушав доклад судьи, пояснения представителей сторон, мнение заместителя Генерального прокурора, поддержавшего протест, изучив материалы дела, обсудив доводы протеста, считает необходимым протест удовлетворить частично.

Из материалов дела усматривается, что на основании приказа начальника ГНИ Шайхонтохурского района г.Ташкента от 10.07.2003 года налоговыми инспекторами была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности СП "Осиё-Вест". На основании составленного по результатам проверки акта заместителем начальника ГНИ Шайхонтохурского района принято решение от 04.08.2003 года N 07/6-6908 о применении к истцу штрафных санкций в размере 1721517180 сум. На основании протеста прокуратуры г.Ташкента решением ГНИ от 19.09.2003 года были внесены изменения в п.п. 4, 5, 17, 18, 37 описательной части решения от 04.08.2003 года. В результате этих изменений взыскиваемая сумма была снижена с 1721517180 сум до 392049430 сум.

Не согласившись с применением финансовых санкций, истец обратился в хозяйственный суд о признании недействительным решения налогового органа.

Рассматривая дело, хозяйственные суды пришли к правильному и обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований истца по следующим основаниям.

Подпунктом 1 пункта 1 решения ГНИ определено ко взысканию 2586,72 тысяч сум финансовых санкций за реализацию полученной по договору консигнации тушенки "Смоленская" по счет-фактуре N 7 от 18.08.2002 года частной фирме "RUST BRIG" без получения от покупателя информации об осуществлении розничной торговли через постоянную стационарную торговую точку.

При применении финансовых санкций, ответчик руководствовался пунктом 7 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 05.08.2002 г. N 280 "О мерах по дальнейшему сокращению внебанковского оборота денежных средств", где установлено, что за нарушение порядка оптовой реализации товаров народного потребления юридическими лицами, с хозяйствующих субъектов взыскивается весь доход (прибыль), полученный от этой деятельности, и штраф в том же размере.

Однако, согласно выводам судебно-бухгалтерской экспертизы от 25.07.2004 года СП "Осиё-Вест" имеет убыток от реализации этой тушенки в размере 217207 сум. Дохода, по данной операции, не имеется.

В протесте приведены доводы о том, что при определении финансового результата от реализации тушенки экспертом неправильно применен пункт 14 Положения о порядке отражения операций в иностранной валюте в бухгалтерском учете, статистической и иной отчетности, зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан 16.11.2001 года за N 1085.

Однако в вышеуказанном Положении имеются два пункта под N 14 и во второй редакции пункта 14 предусмотрено, что покупная стоимость импортированных товаров, завезенных по договорам консигнации, определяется исходя из стоимости консигнационного товара по товарному инвойсу и ГТД по курсу Центрального банка на дату реализации.

Подпунктом 2 пункта 1 решения ГНИ определена ко взысканию сумма сокрытого в I полугодии 2002 года дохода в сумме 60333560 сум с применением штрафа в размере 100% и пени в размере 1689350 сум, всего 128389870 сум.

В обоснование правомерности выводов налоговых органов в протесте приводится ссылка на пункт 1.1 статьи 1 главы "В" Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов (утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 05.02.1999 года N 54), где указано, что чистая выручка от реализации определяется как выручка от реализации продукции (товаров, услуг) за минусом НДС, акцизов и экспортных таможенных пошлин. Однако, в протесте упускается последнее предложение этого пункта: "В нее не включаются возврат товаров, предоставленные скидки покупателям и другие".

При определении суммы сокрытого налога налоговыми органами не принято во внимание то, что в апреле 2002 года был осуществлен возврат товара, реализованного в 2001 году на сумму 73 158 000 сум. В связи с тем, что данная сумма была включена в налогооблагаемую базу 2001 года, соответственно на отчетный период 2002 года эта сумма, согласно вышеназванного Положения, правомерно вычтена налогоплательщиком из суммы выручки от реализации продукции за 2002 год.

Правильность действий истца по учету возвращенного товара также подтверждается параграфом 3 Правил по заполнению форм финансовой отчетности, зарегистрированных МЮ РУз от 19.03.2002 г. за N 1117.

Решениями хозяйственных судов сделан правомерный вывод о том, что включение налоговым органом суммы возвращенного товара в выручку от реализации продукции за 2002 г. является незаконным.

Незаконные выводы работников налоговых органов в части учета возвращенного товара, повлекли, как следствие, искажение финансовых результатов для исчисления других налогов и сборов.

В частности, необоснованное включение в выручку от реализации товара суммы 73 158 000 сум увеличило среднемесячную выручку за II квартал 2002 года, которая является базовой на III квартал 2002 год.

В связи с изложенным, судами первой, апелляционной и кассационной инстанций сделаны правомерные выводы о признании частично недействительным решения налогового органа.

Однако, судами не принято во внимание, что признавая недействительными подпункты 1-3, 7-9 пункта I и пункты IV, V, VI VII, VIII решения ГНИ, необходимо признать недействительным и пункт II решения, так как в пункте II разница за переплату истцом налогов за 2001-2002 годы в размере 22315,32 тысяч сум была отнесена в счет будущих платежей. Суды, приняв за основу доводы истца о неправильности расчетов налогового органа, признали недействительным взыскание с СП "Осиё-Вест" доначисленных сумм, однако переплату налогов в бюджет, зачисленных в пользу предприятия, по тем же расчетам, в противоречии собственным выводам, оставили в силе.

Доводы протеста, касательно неправомерности судебных актов в этой части, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Пункт II решения ГНИ необходимо признать недействительным.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.



“Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан”,

2008 г., N 4