Постановление Президиума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 26.10.2006 г. Р N 132
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО
ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
26.10.2006 г.
Р N 132
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
ГНИ Учкудукского района и г. Учкудука обратилась в хозяйственный суд Навоийской области с заявлением о применении к ответчику - Жилищно-коммунальному хозяйству Северного рудоуправления (ЖКХ СРУ) Навоийского горно-металлургического комбината (НГМК) финансовых санкций в размере 11280000 сум.
Поскольку ЖКХ СРУ не является юридическим лицом в качестве ответчика по делу привлечен НГМК.
Решением суда первой инстанции от 9 февраля 2006 года заявление удовлетворено полностью.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18 апреля 2006 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Кассационным постановлением судебной коллегии Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 7 августа 2006 года постановление суда апелляционной инстанции отменено, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В протесте ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
Президиум, заслушав доклад судьи, мнение заместителя Генерального прокурора, поддержавшего протест, обсудив доводы протеста и изучив материалы дела, считает необходимым протест удовлетворить частично по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что на основании возбужденного в отношении должностных лиц ЖКХ СРУ уголовного дела, сотрудниками Департамента по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при прокуратуре Навоийской области и ГНИ г. Учкудука в ЖКХ СРУ проведена проверка соблюдения действующего законодательства по обороту наличных средств при оказании платных услуг населению в 2001-2005 годах.
В ходе проверки установлено, что в подразделениях ЖКХ СРУ находилось в эксплуатации 6 контрольно-кассовых машин (ККМ) марки "SAMSUNG ER-250F", в которых фискальная память отсутствовала.
В п. 1 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан N 230 от 23 мая 2003 года "О мерах по повышению ответственности за использование контрольно-кассовых машин" определено, что отечественные производители, поставщики и пользователи ККМ, а также предприятия по техническому их обслуживанию и ремонту несут ответственность в соответствии с действующим законодательством, вплоть до уголовной, за соответствие используемых ККМ установленным техническим требованиям, за незаконное изменение программы обслуживания фискальной памяти машин, способствующее сокрытию дохода.
В п. 2 данного постановления установлено, что с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих денежные расчеты с населением, в случае использования ими не соответствующих техническим требованиям ККМ с нарушением программы обслуживания фискальной памяти налоговыми органами взыскивается штраф в 200-кратном размере минимальной заработной платы, а при повторном нарушении - штраф в 500-кратном размере минимальной заработной платы.
ГНИ Учкудукского района и г. Учкудука, считая, что штраф в сумме 200 минимальных размеров заработной платы, установленный за использование ККМ с подобными нарушениями, подлежит взысканию с каждой ККМ, обратилась в суд о применении к ЖКХ СРУ финансовых санкций в размере 11820000 сум.
В п. 2 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан N 230 от 23 мая 2003 года и в п. 13 ч. 1 ст. 135 Налогового кодекса Республики Узбекистан указано о применении штрафа в 200-кратном размере минимальной заработной платы к субъекту налоговых правоотношений, т. е. к юридическому лицу, и не предусмотрено применение штрафа по каждой ККМ.
Однако, судами первой и кассационной инстанций допущено неправильное применение вышеуказанных норм материального права и финансовые санкции применены по каждой ККМ.
Кроме того, в постановлении суда кассационной инстанции приведены доводы о том, что факт использования ККМ без подключения фискальной памяти подтверждается заключениями экспертов.
В действительности, в материалах дела имеются заключения технической экспертизы лишь по двум ККМ - N 980900014 и N 980900135, а заключений по остальным четырем ККМ не имеется.
Поскольку судебные акты по настоящему делу приняты в нарушение вышеуказанных норм материального права, Президиум считает необходимым решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции изменить, заявление о применении финансовых санкций удовлетворить частично, штраф, взыскиваемый с НГМК, определить в сумме 200 минимальных размеров заработной платы - 1880000 сум.
Постановление суда кассационной инстанции в части отмены постановления суда апелляционной инстанции Президиум считает обоснованным, поскольку факт правонарушения подтверждается материалами дела и суд апелляционной инстанции пришел к неправильному выводу, отказав полностью в удовлетворении требования налогового органа.
“Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан”,
2008 г., N 4