Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

По спору о применении налоговых льгот к вновь созданным агрофирмам

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

                   

Органам государственного управления законодательством запрещено необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, преференции и привилегии, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам



СУТЬ ДЕЛА


Агрофирма в форме СП (далее - Агрофирма) зарегистрирована 1 мая 2008 года как предприятие, основным видом деятельности которого является переработка и реализация плодоовощной продукции. В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Указа Президента Республики Узбекистан N УП-3709* (далее УП-3709) от 09.01.2006 г. вновь организуемые агропромышленные фирмы с момента государственной регистрации освобождены от уплаты налога на прибыль, земельного налога, налога на имущество, налога на добавленную стоимость (кроме НДС на импорт), единого налогового платежа сроком на 5 лет в целях стимулирования закладки новых и повышения продуктивности существующих садов и виноградников, формирования агропромышленных фирм. Вопрос применения данных льгот ко вновь созданным агрофирмам был внесен в повестку дня заседания Экспертного совета Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (Экспертный совет ГНК) и Экспертный совет пришел к заключению, что указанные льготы подлежат применению не ко всем вновь созданным агрофирмам, а лишь к агрофирмам, созданным на базе ликвидированных в 2006 году 210 ширкатов. Во исполнение данного заключения ГНК направлены в органы государственной налоговой службы на местах указания о неприменении вышеуказанных льгот ко вновь созданным агрофирмам и необходимости в случае применения к ним льгот, довзыскания сумм налогов. В результате этого заключения Экспертного совета ГНК на расчетный счет агрофирмы органом налоговой службы 14 марта 2011 г. и 16 августа 2011 г. выставлены инкассовые поручения, всего на сумму 158 543 515 сум. Кроме того, Агрофирме органом налоговой службы направлено требование об уплате 814 957 сум по единому налоговому платежу за 2009-2011 годы. Не согласившись с требованиями органов налоговой службы, Агрофирма обратилась в Министерство юстиции Республики Узбекистан с заявлением о защите своих прав и законных интересов. Изучив заявление Агрофирмы, Министерство юстиции РУз 05.10.2011 года обратилось в хозяйственный суд с требованием о признании пункта 2, принятого по третьему вопросу повестки дня, резолютивной части заключения Экспертного совета ГНК, недействительным.



ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ


Согласно подпункту "б" пункта 5 Указа Президента РУз N 3709 вновь организуемые агропромышленные фирмы с момента государственной регистрации освобождены сроком на 5 лет от уплаты налога на прибыль, земельного налога, налога на имущество, налога на добавленную стоимость (кроме НДС на импорт), единого налогового платежа в целях стимулирования закладки новых и повышения продуктивности существующих садов и виноградников, формирования агропромышленных фирм.

Основным видом деятельности Агрофирмы (СТИР: 300822701) является переработка и реализация плодоовощной продукции (ОКОНХ - 18151).

В соответствии с пунктом 2 Положения агрофирмой является юридическое лицо, основной деятельностью которого является переработка и реализация плодоовощной продукции и винограда, произведенных фермерскими хозяйствами и населением. Таким образом Агрофирма является субъектом льгот, предоставленных Указом Президента РУз N 3709.

На письмо, направленное в Министерство финансов Республики Узбекистан о разъяснении вопроса - распространяются ли льготы, предусмотренные Указом Президента РУз N 3709 на все вновь созданные агрофирмы, получен ответ, что льготы распространяются не только на агрофирмы, созданные на базе ликвидированных в 2006 году 210 ширкатов, но и на все другие, созданные после принятия Указа Президента РУз N 3709, агрофирмы. Однако согласно заключению Экспертного совета ГНК данные льготы предоставлены лишь агрофирмам, созданным на базе реорганизованных ширкатов.

В результате неправильного толкования и применения органами налоговой службы положений вышеуказанных нормативных актов  нарушены права и законные интересы Агрофирмы. В связи с этим пункт 2 резолютивной части заключения Экспертного совета ГНК является незаконным и подлежит признанию недействительным.



ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА


Во исполнение Указа Президента РУз N 3709 принято Постановление Президента Республики Узбекистан N 255 от 11 января 2006 года "Об организационных мерах по реформированию плодоовощеводства и виноградарства" (далее - ПП-255). Приложением N 1 к данному акту предусмотрено создание на базе 210 действующих кооперативов (ширкатов) фермерских хозяйств, агрофирм и в целях их поддержки для них установлены льготы по уплате налогов в течение 5 лет.

Агрофирма - вновь созданное предприятие, то есть оно не создано на базе действовавшего ширката и зарегистрировано в 2008 году. Учитывая, что в вышеуказанных нормативно-правовых актах имеется противоречие, которое приводит к проблемам в решении вопросов налогообложения агрофирм, ГНК направлено обращение в Аппарат Президента Республики Узбекистан о разъяснении вопроса применения льгот к агрофирмам. В оспариваемом пункте заключения Экспертного совета ГНК об этом указано и также предусмотрено, что до получения разъяснения льготы следует применять только к агрофирмам, которые были созданы на базе реорганизованных ширкатов. Вместе с тем по представлению Министерства юстиции Республики Узбекистан исполнение инкассовых поручений, выставленных на расчетный счет Агрофирмы, приостановлено.

Исходя из изложенного, учитывая, что права Агрофирмы не нарушены, в удовлетворении заявления следует отказать.



РЕШЕНИЕ СУДА ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ


Заявленные требования Министерства юстиции Республики Узбекистан удовлетворить.

Пункт 2 заключения Экспертного совета ГНК, принятый по третьему вопросу повестки дня, признать недействительным.



КОММЕНТАРИЙ


Вопросы организации и деятельности Экспертного совета ГНК регулируются Положением об Экспертном совете при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан (далее - Положение), утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12.01.1998 г. N 14 (Приложение N 8).

Согласно пункту 9 статьи 24 ХПК хозяйственные суды рассматривают дела о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных органов и органов самоуправления граждан, не соответствующих законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан. Экспертный совет ГНК исходя из смысла вышеназванного Положения не государственный орган, а коллегиальный экспертный орган в составе ГНК. Однако, учитывая, что заключение Экспертного совета в данном случае повлекло за собой конкретные правовые последствия - обязанности субъектов предпринимательства по оплате доначисленных налогов и других обязательных платежей, суд принял заявление Министерства юстиции к производству и рассмотрел по существу. Кроме того, пунктом 10 Положения предусмотрено, что решения Совета могут быть обжалованы в установленном порядке Председателю Государственного налогового комитета или в суд.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Указа Президента Республики Узбекистан N 3709 "О мерах по углублению экономических реформ в плодоовощеводстве и виноградарстве" от 09.01.2006 г. в целях стимулирования закладки новых и повышения продуктивности существующих садов и виноградников, формирования агропромышленных фирм, вновь организуемые агропромышленные фирмы с момента государственной регистрации были освобождены от уплаты налога на прибыль, земельного налога, налога на имущество, налога на добавленную стоимость (кроме НДС на импорт), единого налогового платежа сроком на 3 года. Впоследствии Указом Президента Республики Узбекистан N 4102 срок действия льгот увеличен до 5 лет.

Агрофирма, зарегистрированная в 2008 году, пользовалась данными льготами до апреля 2011 года, пока на ее расчетный счет органом налоговой службы не были выставлены инкассовые поручения о довзыскании суммы налога на добавленную стоимость и не выставлено требование об уплате единого налогового платежа за 2009- 2011 годы.

Поскольку при определении субъектов льгот, предусмотренных Указом Президента РУз N 3709, на практике возникали проблемы, данный вопрос был включен в повестку дня заседания Экспертного совета ГНК. По результатам изучения данного вопроса Экспертный совет пришел к следующим выводам: "1. В целях получения официального толкования пункта 5 Указа Президента РУз N 3709 в части применения льгот ко вновь созданным агрофирмам, отправить запрос в Аппарат Президента Республики Узбекистан, с одновременным предложением о неэффективности применения льгот и целесообразности их отмены.

2. До получения разъяснения, льготы применять только по агрофирмам, которые были организованы на базе ликвидированных 210 садово-виноградарских щиркатов". Пункт 2 данного заключения и явился основанием для направления в органы налоговой службы на местах соответствующих указаний.

При решении спора суд исходил из того, что в подпункте б) пункта 11 Постановления Президента РУз N 255, принятого во исполнение Указа Президента РУз N 3709, также указано, что вновь организуемые агропромышленные фирмы освобождаются от уплаты налога на прибыль, земельного налога, налога на имущество, налога на добавленную стоимость (кроме НДС на импорт), единого налогового платежа - сроком на 5 лет**. Кроме того, пунктами 1 и 2 Положения о порядке создания и организации деятельности агропромышленных фирм в сфере плодоовощеводства и виноградарства (Приложение к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.03.2006 г. N 42) предусмотрено: "1. Настоящее Положение в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 9 января 2006 г. N УП-3709 "О мерах по углублению экономических реформ в плодоовощеводстве и виноградарстве" определяет порядок создания и организации деятельности агропромышленных фирм в сфере плодоовощеводства и виноградарства (далее - агрофирма).

2. Агрофирмой является юридическое лицо, основной деятельностью которого является переработка и реализация плодоовощной продукции и винограда, произведенных фермерскими хозяйствами и населением".

Пункт 22 Положения также предусматривает что "вновь организуемые агропромышленные фирмы освобождаются от уплаты налога на прибыль, земельного налога, налога на имущество, налога на добавленную стоимость (кроме НДС на импорт), единого налогового платежа сроком на 5 лет с момента государственной регистрации"***.

То есть исходя из смысла данных нормативно-правовых актов следует, что нормы, установленные Указом Президента РУз N 3709, распространялись как на агрофирмы, созданные на базе реорганизованных ширкатов, так и на вновь созданные агрофирмы.

Согласно статье 12 Закона Республики Узбекистан "О конкуренции" "органам государственного управления и органам государственной власти на местах запрещается: ...необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, преференции и привилегии, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на товарном или финансовом рынке; ...устанавливать иные дискриминационные или привилегированные условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов".

Исходя из вышеизложенного суд принял решение о признании оспариваемого пункта Экспертного совета ГНК недействительным.


-------------------------------------------------

*) Пункт 5 действовал во время спорных отношений и рассмотрения дела в суде. Утратил силу в соответствии с Указом Президента РУз от 30.12.2011 г. N УП-4399.


**) Пункт 11 действовал во время возникновения спорных правоотношений и рассмотрения дела в суде и утратил силу в соответствии с Постановлением Президента РУз от 30.12.2011 г. N ПП-1675.


***) Пункт 22 действовал во время спорных правоотношений и рассмотрения дела в суде. Утратил силу в соответствии с Постановлением КМ РУз от 28.02.2012 г. N 56.



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 7