Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

По спору о нарушении требований антимонопольного законодательства при увеличении размера уставного фонда реорганизуемого юридического лица

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

                     

Акты законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено законодательством



СУТЬ СПОРА


В марте 2008 г. открытым акционерным обществом (далее - ОАО) были приобретены 49% акций совместного предприятия в форме открытого акционерного общества (далее - СП ОАО). Для заключения данной сделки в соответствии с действующим законодательством было получено согласие антимонопольного органа на приобретение более 35% акций хозяйствующего субъекта.

В 2011 году акционерами СП ОАО было принято решение о преобразовании предприятия из открытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью (далее - СП ООО) и одновременно было принято решение об увеличении размера уставного фонда. В результате перераспределения долей доля ОАО в уставном фонде СП ООО составила 50,6%.

В ходе изучения антимонопольным органом учредительных документов СП ООО было установлено, что согласие антимонопольного органа на увеличение доли ОАО в уставном фонде СП ООО с 49% до 50,6% не было получено и тем самым нарушены требования Закона Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"* (далее - Закон), действовавшего на момент преобразования СП ОАО в СП ООО.

В связи с выявленным нарушением антимонопольным органом было возбуждено дело о нарушении ОАО требований антимонопольного законодательства и Специальной комиссией антимонопольного органа в июне 2012 года было вынесено решение о признании нарушения со стороны ОАО требований статьи 15 Закона и ОАО было предложено добровольно уплатить штраф в семидесятикратном размере минимальной заработной платы. На основании решения было выдано ОАО предписание о недопущении впредь нарушений антимонопольного законодательства.

Не согласившись с доводами антимонопольного органа и с принятым решением, ОАО обратилось в хозяйственный суд с требованием о признании недействительным решения антимонопольного органа.



ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ


На момент принятия решения о преобразовании СП ОАО в СП ООО действовала Инструкция о порядке контроля за приобретением более 35 процентов акций, долей хозяйствующего субъекта, утвержденная постановлением Госкомдемонополизации от 29.12.2008 г. N 17 и зарегистрированная Министерством юстиции 05.02.2009 г. N 1896 (далее - Инструкция N 1896),** пункт 5 которой предусматривал, что при преобразовании акционерного общества в иную организационно-правовую форму перераспределение пакетов акций (долей) осуществляется без согласия государственного антимонопольного органа.



ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА


Ссылка заявителя на п. 5 Инструкции является необоснованной, т.к. СП ОАО не только преобразовалось в СП ООО, но и увеличило размер уставного фонда, в результате чего доля ОАО увеличилась с 49% до 50,6%. В связи с этим ОАО должно было получить согласие антимонопольного органа на увеличение доли на 1,6%.



РЕШЕНИЕ СУДА


Требование ОАО удовлетворить.

Решение антимонопольного органа признать недействительным.



КОММЕНТАРИЙ


Согласно части первой статьи 15 Закона, действовавшего на дату приобретения ОАО 49% СП ОАО, с предварительного согласия государственного антимонопольного органа на основании ходатайства хозяйствующего субъекта осуществляются:

приобретение лицом, группой лиц акций, долей с правом голоса в уставном капитале хозяйствующего субъекта, при котором такое лицо, группа лиц получает право распоряжаться более чем тридцатью пятью процентами указанных акций, долей. Данное требование не распространяется на учредителей хозяйствующего субъекта при его образовании, за исключением случаев создания финансово-промышленных групп, холдинговых компаний;

приобретение лицом, группой лиц прав, в том числе посредством соглашений, договоров, поручений, контрактов или иным способом, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

Основываясь на названных требованиях антимонопольного законодательства, ОАО обратилось в государственный антимонопольный орган с ходатайством о даче согласия на приобретение 49% акций СП ОАО и оно (согласие) было получено.

В последующем, в связи с преобразованием в 2011 году СП ОАО в СП ООО с одновременным увеличением размера уставного фонда, было произведено перераспределение долей, в результате чего доля ОАО в уставном фонде СП ООО составила 50,6%.

На момент принятия решения о преобразовании СП ОАО в СП ООО действовала Инструкция N 1896, абзац пятый пункта 5 которой предусматривал, что при преобразовании акционерного общества в иную организационно-правовую форму перераспределение пакетов акций (долей) осуществляется без согласия государственного антимонопольного органа.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что ОАО не должно было получать согласие антимонопольного органа при увеличении его доли в уставном фонде с 49% до 50,6%, которое явилось следствием перераспределения долей в связи с преобразованием акционерного общества в ООО с одновременным увеличением размера уставного фонда.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Республики Узбекистан акт государственного органа или органа самоуправления граждан, не соответствующий законодательству и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение антимонопольного органа не соответствует законодательству и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы ОАО, в связи с чем признал его недействительным.

Доводы антимонопольного органа о том, что "СП ОАО не только преобразовалось в СП ООО, но и увеличило размер уставного фонда, в результате чего доля ОАО увеличилась с 49% до 50,6% и поэтому ОАО должно было получить согласие антимонопольного органа на увеличение доли на 1,6%", суд во внимание не принял и в обоснование этого указал в решении, что действующее на момент преобразования СП ОАО в СП ООО законодательство не предусматривало положение о необходимости получения согласия антимонопольного органа при преобразовании акционерного общества в иную организационно-правовую форму с одновременным увеличением размера уставного фонда. Такое условие предусмотрено Положением о порядке контроля за приобретением акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующего субъекта, утвержденным постановлением Госкомдемонополизации от 02.03.2012 г. N 5 и зарегистрированным Министерством юстиции 05.04.2012 г. N 2350, и действие данного Положения не может распространяться на отношения, возникшие до вступления его в силу.


------------------------------------------

*) Утратил силу в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О конкуренции" от 06.01.2012 г. N ЗРУ-319.


**) Утратила силу в соответствии с постановлением Госкомдемонополизации, зарегистрированным Министерством юстиции 05.04.2012 г. N 2350.



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 6