Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

По спору о признании незаконным действия судебного исполнителя по наложению ареста на имущество

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

                       

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения



СУТЬ СПОРА


Решением хозяйственного суда взыскание задолженности частного предприятия (далее - ЧП) по налогам и другим обязательным платежам в размере 671467710 сум обращено на имущество ЧП.

После вступления решения в законную силу судом выдан исполнительный лист, на основании которого районным отделом Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее - Судебный департамент) возбуждено исполнительное производство.

В ходе исполнительного производства судебным исполнителем был наложен арест на имущество ЧП, в том числе и на здание кафетерия, путем включения здания в опись имущества и опечатывания помещения.

Не согласившись с действиями судебных исполнителей, ЧП и общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) обратились в хозяйственный суд с заявлением к территориальному управлению Судебного департамента о признании действий судебного исполнителя незаконными.



ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЕЙ


Здание кафетерия в 2009 году принадлежало ЧП. Однако в октябре 2009 года между ЧП и ООО заключен договор купли-продажи, согласно которому здание кафетерия продано ООО, договор в установленном порядке зарегистрирован в службе кадастра недвижимости и выдано соответствующее свидетельство, удостоверяющее право собственности ООО на здание кафетерия.

Решением хозяйственного суда указанный договор купли-продажи и регистрация перехода права на здание кафетерия признаны недействительными, но перерегистрация права собственности ЧП на здание кафетерия на момент возбуждения исполнительного производства и наложения ареста не была произведена.

Согласно ст. 84 Гражданского кодекса Республики Узбекистан (далее - ГК) право собственности и другие вещные права на недвижимость, возникновение, переход, ограничение и прекращение этих прав подлежат государственной регистрации.

До государственной регистрации права собственности ЧП на здание кафетерия, обращение взыскания на указанное здание, находящееся в правомерном владении ООО, по обязательствам ЧП является неправомерным.



ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА


В ходе исполнительного производства и при выезде по юридическому адресу ЧП, указанному в исполнительном листе, было установлено, что ЧП осуществляет деятельность в здании кафетерия и по имеющимся кадастровым документам указанное здание с 2006 года принадлежит на праве собственности должнику, т.е. ЧП. В связи с этим был наложен запрет на здание и составлен акт описи.

Впоследствии было установлено, что в октябре 2009 года на основании заключенного между ЧП и ООО договора купли-продажи, здание кафетерия продано ООО и службой кадастра недвижимости выдано соответствующее свидетельство, удостоверяющее право собственности ООО на здание кафетерия. Также было установлено, что районной государственной налоговой инспекцией и территориальным финансовым управлением в хозяйственный суд подан иск о признании договора купли-продажи и регистрации перехода прав на недвижимость недействительными, в связи с чем исполнительное производство было приостановлено.

Решением хозяйственного суда вышеназванный договор купли-продажи и регистрация перехода права на здание кафетерия были признаны недействительными, в связи с чем исполнительное производство возобновлено и судебным исполнителем осуществляются исполнительские действия в соответствии с требованиями Закона Республики Узбекистан "Об исполнении судебных актов и актов иных органов" (далее - Закон).



РЕШЕНИЕ СУДА


В удовлетворении заявления ЧП и ООО отказать.



КОММЕНТАРИЙ


Согласно части пятой ст. 23 Закона по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя или по собственной инициативе судебный исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении.

Как следует из решения суда, при совершении исполнительных действий судебным исполнителем, при выезде по юридическому адресу ЧП, указанному в исполнительном листе, было установлено, что ЧП осуществляет деятельность в здании кафетерия и по имеющимся кадастровым документам указанное здание с 2006 года принадлежит на праве собственности должнику, т.е. ЧП. В связи с этим судебным исполнителем был наложен запрет на здание и составлен акт описи.

Впоследствии было установлено, что в октябре 2009 года на основании заключенного между ЧП и ООО договора купли-продажи здание кафетерия продано ООО и службой кадастра недвижимости выдано соответствующее свидетельство, удостоверяющее право собственности ООО на здание кафетерия.

На основании иска районной государственной налоговой инспекции и территориального финансового управления решением хозяйственного суда договор купли-продажи и регистрация перехода прав на недвижимость к ООО признаны недействительными.

Принимая во внимание изложенное, суд признал заявление ЧП и ООО необоснованным, а действия судебного исполнителя обоснованными, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.

Доводы заявителей о том, что "до государственной регистрации права собственности ЧП на здание кафетерия обращение взыскания на указанное здание, находящееся в правомерном владении ООО, по обязательствам ЧП является неправомерным", суд не принял. В обоснование этого суд в решении указал, что согласно части первой ст. 114 ГК недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Следовательно, с признанием недействительными сделки и государственной регистрации перехода прав на недвижимость к ООО восстанавливается положение, существовавшее до заключения договора купли-продажи.



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 12