Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

По спору о применении льгот предприятиями с иностранными инвестициями по обязательной продаже выручки в иностранной валюте

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

                      

Предприятия с иностранными инвестициями с долей иностранного капитала в уставном фонде более 50 процентов, специализирующиеся на производстве товаров народного потребления, освобождаются от обязательной продажи выручки в иностранной валюте сроком на 5 лет с момента их государственной регистрации, если доля собственного производства таких товаров составляет более 60 процентов от общего объема выручки от хозяйственной деятельности



СУТЬ СПОРА


В августе 2012 г. работниками органа государственной налоговой службы была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия с иностранными инвестициями в форме общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и обязательных платежей в бюджет, осуществления экспортно-импортных и валютных операций, а также исполнения законов, указов, решений Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан за период с 01.01.2011 г. по 01.07.2012 г.

По завершении проверки составлен акт, по результатам рассмотрения которого заместителем руководителя Государственной налоговой инспекции района принято решение об устранении нарушения налогового законодательства. В решении наряду с определением к взысканию суммы доначисленных налогов и пени в п. 6 описательной части было указано, что в связи с отсутствием в наличии сертификатов на продукцию собственного производства, сумма 50% обязательной продажи с валютной выручки составляет 211 550 долл. США и 132 665 евро, а в п.п. 10 и 11 резолютивной части было определено направить часть выводов по вопросу исполнения экспортно-импортных и валютных операций в обслуживающий ООО банк для принятия соответствующих мер и в Центральный банк для контроля за принятием уполномоченным банком соответствующих мер.

Не согласившись с доводами налогового органа и с принятым решением, ООО обратилось в хозяйственный суд с требованием о признании недействительными п. 6 описательной части и п.п. 10 и 11 резолютивной части решения налогового органа.



ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ


Уставной фонд ООО сформирован полностью за счет вкладов иностранных инвесторов, и предприятие специализируется на производстве товаров народного потребления.

В соответствии с п. 3 Порядка осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29.06.2000 г. N 245 "О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка" от обязательной продажи выручки в иностранной валюте освобождаются сроком на 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями, специализирующиеся на производстве товаров народного потребления, у которых доля иностранного капитала в уставном фонде превышает 50 процентов. Данные предприятия считаются специализирующимися на производстве товаров народного потребления, если доля собственного производства этих товаров составляет более 60 процентов от общего объема выручки от хозяйственной деятельности.

Доля экспортной выручки ООО от общего объема выручки за проверяемый период составил 96,3% и для подтверждения факта отнесения к продукции собственного производства предприятие представило налоговому органу соответствующее заявление-справку, в связи с чем предприятие имеет право на льготы, предусмотренные п. 3 названного Порядка.



ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА


Факт отнесения продукции к собственному производству должен быть удостоверен сертификатом продукции собственного производства, без которого нельзя определить - является ли экспортированная продукция продукцией собственного производства предприятий.

Оспариваемое решение не обязывает ООО к продаже 50% валютной выручки, в связи с чем оно (решение) никоим образом не нарушает права и охраняемые законом интересы ООО.

Принятие решения по вопросу обязательной продажи валютной выручки входит в компетенцию банков, а контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании осуществляет Центральный банк, в связи с чем налоговым органом принято решение направить часть выводов по вопросу исполнения экспортно-импортных и валютных операций в обслуживающий ООО банк и в Центральный банк.



РЕШЕНИЕ СУДА


Требование ООО удовлетворить.

Пункт 6 описательной части и пункты 10 и 11 резолютивной части решения налогового органа признать недействительными.



КОММЕНТАРИЙ


В соответствии с п. 3 Порядка осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте (далее - Порядок), утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29.06.2000 г. N 245 "О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка" от обязательной продажи выручки в иностранной валюте освобождаются сроком на 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями, специализирующиеся на производстве товаров народного потребления, у которых доля иностранного капитала в уставном фонде превышает 50 процентов. Данные предприятия считаются специализирующимися на производстве товаров народного потребления, если доля собственного производства этих товаров составляет более 60 процентов от общего объема выручки от хозяйственной деятельности.

При рассмотрении дела судом было установлено, что доля производства товаров народного потребления в ООО за проверяемый период составила 96,3% от общего объема выручки.

Принимая во внимание изложенное и учитывая, что ООО является предприятием с иностранными инвестициями и доля иностранного капитала в уставном фонде составляет 100 процентов, с момента государственной регистрации предприятия не прошло 5 лет и предприятие специализируется на производстве товаров народного потребления, суд пришел к выводу, что предприятие имеет право на льготы, предусмотренные пунктом 3 Порядка.

Доводы налогового органа о том, что "при проведении проверки в наличии отсутствовали сертификаты на продукцию собственного производства, подтверждающие факт отнесения продукции к собственному производству, без которых нельзя определить - является ли экспортированная продукция продукцией собственного производства предприятий", суд не принял во внимание и в обоснование указал следующее:

В соответствии с частью пятой ст. 12 Закона Республики Узбекистан "Об иностранных инвестициях" предприятия с иностранными инвестициями самостоятельно осуществляют экспортно-импортные операции с соблюдением требований законодательства Республики Узбекистан. Экспорт продукции собственного производства не подлежит лицензированию и квотированию. Часть шестая указанной статьи Закона предусматривает, что предприятия с иностранными инвестициями вправе без лицензии импортировать продукцию для собственных производственных нужд в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. Порядок определения продукции собственного производства, поставляемой на экспорт, и продукции, импортируемой предприятиями для собственных нужд, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Пунктом 9 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31.03.1998 г. N 137 "О дополнительных мерах по либерализации внешнеторговой деятельности в Республике Узбекистан" Министерству внешних экономических связей, Министерству финансов, Государственному таможенному комитету совместно с Центральным банком, Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами было поручено в недельный срок утвердить правила определения продукции собственного производства, поставляемой на экспорт, продукции, импортируемой предприятиями с иностранными инвестициями для собственных нужд, а также правила определения страны происхождения товаров.

Во исполнение постановления правительства были разработаны и утверждены Правила определения продукции собственного производства, поставляемой на экспорт, которые были зарегистрированы Министерством юстиции Республики Узбекистан 08.04.1998 г. N 420. Пункт 2 Правил предусматривал, что факт отнесения продукции к собственному производству удостоверяется сертификатом продукции собственного производства.

Однако данные Правила утратили силу в соответствии с совместным постановлением Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Министерства финансов и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, зарегистрированным Министерством юстиции 16.02.2011 г. N 420-2.

В проверяемом периоде финансово-хозяйственной деятельности ООО действовали Правила определения товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту, утвержденные Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан (зарегистрированы Министерством юстиции 16.02.2011 г. N 2195), согласно пункта 5 которых под товаром собственного производства понимается продукция (включая полуфабрикат), произведенная или переработанная самим предприятием с использованием собственных или привлеченных производственных мощностей, с учетом технологического процесса производства.

Пункт 7 указанных Правил предусматривает, что для подтверждения факта отнесения к продукции собственного производства предприятие-заявитель представляет в органы государственной налоговой службы и иные уполномоченные органы Заявление-справку по форме согласно приложению к названным Правилам.

Доводы налогового органа о том, что "оспариваемое решение не обязывает ООО к продаже 50% валютной выручки, в связи с чем оно (решение) никоим образом не нарушает права и охраняемые законом интересы ООО, принятие решения по вопросу обязательной продажи валютной выручки входит в компетенцию банков, а контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании осуществляет Центральный банк, в связи с чем налоговым органом принято решение направить часть выводов по вопросу исполнения экспортно-импортных и валютных операций в обслуживающий ООО банк и в Центральный банк", суд также не принял во внимание и в обоснование указал, что согласно ст. 20 Закона Республики Узбекистан "О валютном регулировании" органами валютного контроля в Республике Узбекистан являются Центральный банк, Министерство финансов, Государственный налоговый комитет и Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан, которые в пределах своей компетенции осуществляют в установленном порядке контроль за соответствием законодательству валютных операций, проводимых в Республике Узбекистан резидентами и нерезидентами. Следовательно, выводы налогового органа в части валютных операций, отраженные в его решении, затрагивают права и охраняемые законом интересы ООО.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Республики Узбекистан акт государственного органа или органа самоуправления граждан, не соответствующий законодательству и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что оспариваемые пункты решения налогового органа не соответствуют законодательству и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы ООО, в связи с чем признал их недействительными.



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 6