Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

По спору о применении финансовой санкции за задержку поступления валютной выручки

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

                  

Акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, имеют обратную силу



СУТЬ ДЕЛА


Налоговой инспекцией района в ходе плановой проверки финансово-хозяйственной деятельности ООО (субъекта малого бизнеса) по состоянию на 28 сентября 2011 года установлен факт задержки поступления валютной выручки по экспортно-импортному контракту, заключенному 20 мая 2010 года между ответчиком и ОАО - резидентом Российской Федерации, в размере 142 574 долларов США. По результатам проверки заявителем составлен акт, на основании которого вынесено решение о наложении на ответчика финансовых санкций в размере 100% от суммы непоступивших валютных средств на основании постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан N 245 "О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка" от 29.06.2000 г. (далее - ПКМ N 245). Финансовые санкции ответчиком не уплачены, в связи с чем налоговый орган обратился в хозяйственный суд с заявлением о применении к ООО финансовых санкций в размере 216 792 750,9 сум. (в эквиваленте - 142 574 долларов США).



ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ


Между ответчиком и ОАО 20 мая 2010 года заключен экспортно-импортный контракт, согласно которому ответчик - ООО обязался поставить товар, а ОАО произвести оплату в оговоренные контрактом сроки - в течение 3 месяцев со дня поставки. Однако контрагентом оплата произведена частично. На момент проверки задолженность ОАО составляла 142 574 долларов США, что в эквиваленте в сумах по курсу Центрального банка Республики Узбекистан составляет 216 792 750,9 сум. В соответствии с пунктом 4 ПКМ N 245 юридические лица - резиденты, допустившие задержку поступления валютной выручки из-за рубежа более чем на 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства - 60 банковских дней), после истечения установленных сроков уплачивают штраф в доход республиканского бюджета в размере 100% от суммы непоступивших валютных средств. Ответчик отказался добровольно оплатить сумму финансовой санкции, в связи с чем заявление о применении финансовых санкций к ООО подлежит удовлетворению.



ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА


Валютные средства по контракту, заключенному с ОАО действительно поступили не в полном объеме. Однако ООО предприняло все необходимые меры по взысканию задолженности, в том числе неоднократно направлены претензии, подан иск в арбитражный суд г. Москвы. Решением суда иск ООО удовлетворен, но исполнение не произведено. В настоящее время ведутся переговоры о зачете задолженности в счет будущего контракта на поставку в адрес ООО товаров. Доказательства в деле имеются. В связи с этим заявление является необоснованным и подлежащим отказу в удовлетворении.



РЕШЕНИЕ СУДА ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ


Требования ГНИ удовлетворить полностью. Применить к ООО финансовые санкции в размере 216 792 750,9 сум.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ


Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ


Кассационную жалобу и кассационный протест удовлетворить частично. Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции изменить.

Применить к ООО финансовые санкции в размере 65 037 825,3 сум.



КОММЕНТАРИЙ


Согласно пункту 4 ПКМ N 245 срок поступления выручки или обратного ввоза по децентрализованным экспортным операциям не должен превышать 60 дней, а по товарам, вывозимым учредителями в адрес предприятий за рубежом (торговых домов, торговых представительств, дочерних предприятий, фирменных магазинов, дилерских сетей и консигнационных складов), а также хозяйствующими субъектами - членами Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан в адрес торгово-инвестиционных домов Палаты - не должен превышать 180 дней.

В соответствии с редакцией пункта 4 ПКМ N 245, действовавшей в 2010 году, в период действия контракта и совершения ответчиком правонарушения, штраф за задержку поступления валютных средств из-за рубежа в установленные законодательством сроки составлял в размере 100% от непоступившей суммы валютных средств.

Из материалов дела усматривается, что в данном случае по контракту, заключенному в мае 2010 года между ООО, являющимся субъектом малого бизнеса, и ОАО - резидентом Российской Федерации, поставка произведена частями в течение июня-августа этого же года. Согласно условиям контракта платеж должен быть произведен ОАО не позднее 31 декабря 2010 года. Однако в ходе проверки, произведенной налоговым органом в сентябре 2011 года, установлено, что стоимость товара, поставленного в адрес ОАО, поступила частично при этом у ООО образовалась дебиторская задолженность в сумме 142 574 долларов США. Таким образом, срок задержки поступления валютных средств на счет ООО составил 192 дня.

В соответствии с новой редакцией пункта 4 ПКМ N 245 юридические лица - резиденты, допустившие задержку поступления валютной выручки из-за рубежа более чем на 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства - 60 банковских дней), после истечения установленных сроков уплачивают штраф в доход республиканского бюджета:

в эквиваленте 10 процентов от суммы непоступивших валютных средств - при задержке поступления валютной выручки до 180 дней от установленных сроков;

дополнительно в эквиваленте 20 процентов от суммы непоступивших валютных средств - при задержке поступления валютной выручки от 180 до 365 дней от установленных сроков;

дополнительно в эквиваленте 70 процентов от суммы непоступивших валютных средств - при задержке поступления валютной выручки более 365 дней от установленных сроков.

При применении данных положений необходимо учитывать, что сумма штрафных санкций по основаниям задержки поступления валютных средств должна исчисляться путем сложения размеров, указанных в абзацах 2, 3 и 4 пункта 4 ПКМ N 245. Из смысла данного пункта исходит, что при задержке поступления валютной выручки до 180 дней от установленных сроков размер штрафа составляет 10 процентов от суммы непоступивших валютных средств; при задержке поступления валютной выручки от 180 до 365 дней от установленных сроков - 30 процентов (10% + 20%) от суммы непоступивших валютных средств; при задержке поступления валютной выручки более 365 дней от установленных сроков - 100 процентов (10% + 20% + 70%) от суммы непоступивших валютных средств. В данном случае судом допущена задержка поступления валютных средств на 192 дня и взысканию подлежит сумма штрафа в размере 30 процентов от непоступившей суммы валюты.

Суд первой инстанции, неправильно применив нормы материального права, обосновал решение об удовлетворении заявления налогового органа о применении штрафных санкций к ответчику в размере 100% от суммы непоступившей валютной выручки, сославшись на часть вторую статьи 3 Налогового кодекса Республики Узбекистан, согласно которой акты налогового законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Суд апелляционной инстанции также дал неверную оценку доводам заявителя и решению суда первой инстанции.

Однако суды при рассмотрении данного дела не приняли во внимание, что, во-первых, в соответствии с частью третьей статьи 3 Налогового кодекса Республики Узбекистан акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, имеют обратную силу; во-вторых, что при задержке поступления валютной выручки от 180 до 365 дней от установленных сроков, в вышеназванном пункте 4 ПКМ N 245 установлен штраф в размере дополнительно 20 процентов к штрафу в размере 10 процентов, предусмотренному за задержку поступления валютной выручки до 180 дней от установленных сроков, то есть в размере 30 процентов непоступивших валютных средств.

Довод налогового органа о том, что правонарушение, выразившееся в непоступлении валютных средств на счет ООО, совершено в период действия прежней редакции пункта 4 ПКМ N 245, предусматривавшей штраф в размере 100% от непоступивших средств, в связи с чем ответчик должен быть подвергнут штрафу в этом размере, является несостоятельным, поскольку изменения, внесенные в пункт 4 ПКМ N 245, устанавливают штрафные санкции в значительно меньших размерах, чем прежде, то есть носят смягчающий характер. Как указывалось выше, акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, имеют обратную силу.



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 4