Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

По спору о применении финансовых санкций за нарушение порядка формирования цен (тарифов) на работы

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

                

Средства, полученные хозяйствующим субъектом вследствие нарушения порядка формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), изымаются на специальный транзитный счет антимонопольного органа лишь в том случае, если невозможно определить потребителей



СУТЬ СПОРА


В соответствии с Планом-графиком проведения проверок на I полугодие 2012 года, утвержденным решением Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов от 28 декабря 2011 года N 3, и на основании приказа Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции* от 12 марта 2012 года N 80и/ч работниками областного территориального управления Госкомдемонополизации (далее - антимонопольный орган) была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) за период с 01.01.2010 г. по 01.01.2012 г. на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, законов Республики Узбекистан "О защите прав потребителей" и "О рекламе".

По результатам проверки составлен акт, из которого следует, что на основании заключенного с Инжиниринговой компанией договора строительного подряда ООО в 2011 году выполнило строительно-монтажные работы на районных объектах жилищного строительства. Строительство объекта финансировалось за счет централизованных капитальных вложений. При выполнении работ и сдаче ее результатов заказчику ООО завысило стоимость выполненных строительных работ, в результате чего подрядчиком (ООО) необоснованно получена прибыль в размере 3 280738 сум.

На основании акта проверки антимонопольным органом вынесено решение о совершении ООО правонарушений, предусмотренных абзацами вторым и восьмым пункта 36 Положения о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением (далее - Положение), утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан за N 239 от 28.10.2010 г., и о перечислении в добровольном порядке на специальный транзитный счет антимонопольного органа суммы необоснованно полученной прибыли в размере 3 280738 сум и суммы штрафа в размере 20 процентов от суммы необоснованно полученной прибыли, что составляет 656 147 сум, о чем ООО выдано предписание.

Однако указанные в решении и предписании антимонопольного органа суммы не были перечислены ООО в добровольном порядке, в связи с чем областное управление Госкомконкуренции, являющееся правопреемником областного управления Госкомдемонополизации, обратилось в суд с заявлением о взыскании с ООО на специальный транзитный счет суммы необоснованно полученной прибыли в размере 3 280 738 сум, с применением и взысканием штрафа в размере 656 147 сум.



ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ

(АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА)


Строительство объектов жилищного строительства финансировалось за счет централизованных капитальных вложений, в связи с чем при разработке проектно-сметной документации руководствовались согласованными и установленными регулируемыми ценами (тарифами). Однако при выполнении работ и сдаче ее результатов заказчику ООО завысило установленные регулируемые цены, в результате чего необоснованно получена прибыль в размере 3 280738 сум.

Согласно пункту 36 Положения это обстоятельство является нарушением требований порядка установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и средства, полученные в результате нарушения порядка формирования стоимости строительства объектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений, подлежат изъятию на специальный транзитный счет, с применением штрафа в размере от 10 до 20 процентов от суммы необоснованно полученной прибыли.



ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА (ООО)


На момент выполнения строительных работ на объектах стоимость строительных материалов, использованных на строительство объектов, увеличилась, а также выявилась необходимость в выполнении дополнительных работ, не предусмотренных сметой, что привело к пересмотру сметной стоимости строительства и, соответственно, к повышению стоимости работ. Полученная от заказчика разница в стоимости строительных материалов, указанной в сметной документации и в справке-расчете стоимости использованных материалов при выполнении работ, оплачена поставщикам строительных материалов, в связи с чем доводы Антимонопольного органа о получении подрядчиком необоснованной прибыли являются необоснованными.



РЕШЕНИЕ СУДА


Требование Антимонопольного органа удовлетворить частично. Применить к ООО штраф в размере 656 147 сум и взыскать указанную сумму штрафа на специальный транзитный счет антимонопольного органа. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.



КОММЕНТАРИЙ


Согласно пункту 1 Положения о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением (далее - Положение), утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан за N 239 от 28.10.2010 г., настоящее Положение определяет порядок формирования, декларирования (утверждения) цен (тарифов) на товары (работы, услуги) (далее - товары) предприятий-монополистов и субъектов естественных монополий, установления цен (тарифов) органами государственного управления и органами государственной власти на местах, декларирования цен (тарифов) на товары отдельных хозяйствующих субъектов, предусмотренных правительственными решениями, и государственного контроля за их применением.

Пункт 5 Положения предусматривает, что государственное регулирование цен осуществляется, в том числе путем определения порядка формирования стоимости строительства объектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений или кредитов под гарантию Республики Узбекистан. Указанный порядок утверждается решением Правительства Республики Узбекистан.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12.09.2003 г. N 395 "О мерах по совершенствованию механизма хозяйственных отношений в капитальном строительстве" утверждено Положение о порядке организации, финансирования и кредитования строительства, осуществляемого за счет централизованных источников (далее - Положение N 2).

Согласно пунктам 6 - 12 Положения N 2 договор на строительство объекта заключается на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий (далее - капитальное строительство) на весь период строительства, установленный по результатам конкурсных торгов, который заключается в десятидневный срок после утверждения результатов конкурсных торгов в установленном порядке по договорной текущей цене, определенной по результатам конкурсных торгов. Внесение в договор изменений, связанных с увеличением объемов работ или изменением проекта, не допускается, за исключением случаев, установленных законодательством.

Как следует из решения суда, по результатам проведенных конкурсных торгов (тендера) между Инжиниринговой компанией (Заказчик) и ООО (Подрядчик) заключен договор на строительство объектов жилищного строительства в районе за счет средств, финансируемых из централизованных капитальных вложений.

Сумма договора была установлена по договорной текущей цене, определенной по результатам конкурсных торгов строительства.

В соответствии с пунктом 33 Положения государственный контроль за правильностью формирования и применения регулируемых цен (тарифов) осуществляется государственным антимонопольным органом. Государственный антимонопольный орган осуществляет проверки и изучения (анализы) по соблюдению требований настоящего Положения в установленном законодательством порядке.

При проведении проверки работниками антимонопольного органа было установлено, что в актах выполненных работ (справках, счетах-фактурах) подрядчиком были указаны работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией, а стоимость некоторых видов работ завышена, общая сумма которых составила 3 280738 сум.

Пункт 36 Положения завышение декларированных (утвержденных), согласованных и установленных регулируемых цен (тарифов), за исключением цен на товары хозяйствующих субъектов, сложившихся в результате биржевых (аукционных) торгов, а также определение сметной стоимости капитального строительства объектов с нарушением порядка формирования стоимости строительства объектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений или кредитов под гарантию Республики Узбекистан относит к нарушениям Положения.

Согласно пункту 38 Положения средства, полученные в результате:

- нарушения порядка формирования стоимости строительства объектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений или кредитов под гарантию Республики Узбекистан, определяются как разница между стоимостью объекта строительства, определенной заказчиком, и стоимостью объекта, сформированной в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в ходе изучения правильности его формирования;

- искусственного завышения (приписки) объемов выполненных работ, определяются как разница между объемами, предусмотренными в проектно-сметной документации заказчика, и фактическими объемами, предъявленными к оплате подрядчиком.

В соответствии с пунктом 43 Положения средства, указанные в пунктах 37-41 настоящего Положения, возвращаются потребителям либо в случае невозможности определения потребителей изымаются на специальный транзитный счет, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 48 настоящего Положения.

Пункт 49 Положения предусматривает, что в случае выявления государственным антимонопольным органом нарушения требований настоящего Положения применяется штраф в размере от 10 до 20 процентов, а при повторном выявлении того же нарушения в течение двух лет после применения штрафа - в размере от 20 до 50 процентов от средств, подлежащих возврату (изъятию) в соответствии с пунктами 37-41 настоящего Положения.

Основываясь на указанных нормах Положения, антимонопольный орган заявил требование об изъятии суммы необоснованной прибыли на специальный транзитный счет, с применением и взысканием штрафа в размере 20 процентов от средств, подлежащих изъятию.

Суд, отказывая в удовлетворении требования об изъятии суммы необоснованно полученной прибыли на специальный транзитный счет, указал, что в соответствии с требованиями Положения (п. 43) средства, полученные в результате нарушения порядка формирования стоимости строительства объектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений, и искусственного завышения (приписки) объемов выполненных работ, изымаются на специальный транзитный счет лишь в случае невозможности определения потребителей. В данном случае таким потребителем является заказчик - Инжиниринговая компания и поэтому 3 280738 сум не могут быть изъяты на специальный транзитный счет, а подлежат возврату потребителю - Инжиниринговой компании.

Требования антимонопольного органа о применении и взыскании штрафа в размере 20 процентов от средств, подлежащих возврату (изъятию), суд удовлетворил, т.к. нарушения требований Положения выявлены государственным антимонопольным органом, в связи с чем согласно пункту 49 Положения антимонопольный орган вправе требовать применения и взыскания суммы штрафа на специальный транзитный счет.

Доводы ответчика об увеличении стоимости строительных материалов и выполнении дополнительных работ, не предусмотренных сметой, суд не принял и в обоснование указал, что в соответствии с Положением N 2 договор на строительство объекта заключается на весь период строительства, установленный по результатам конкурсных торгов, который заключается по договорной текущей цене, определенной по результатам конкурсных торгов, и внесение в договор изменений, связанных с увеличением объемов работ или изменением проекта, не допускается.



*) Ныне Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (Указ Президента Республики Узбекистан от 13.11.2012 г. N УП-4483).



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 9