Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

По спору о приостановлении деятельности Интернет-кафе за нарушение санитарных норм

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

                     

Устранение субъектом предпринимательства нарушений санитарных норм и правил до принятия хозяйственным судом решения является основанием для отказа в удовлетворении заявления контролирующего органа о приостановлении его деятельности



СУТЬ СПОРА


Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Интернет-кафе, принадлежащем ООО "SERVIS SAIDA", проведена внеплановая краткосрочная проверка на предмет соблюдения санитарных правил и норм. По результатам проверки деятельность интернет-кафе приостановлена. Поскольку ООО "SERVIS SAIDA" выявленные нарушения санитарных норм не устранены, заявитель - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора обратился в хозяйственный суд с требованием о приостановлении деятельности Интернет-кафе.



ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ


При проверке деятельности Интернет-кафе выявлено, что помещение, оборудование и организация работы данного игрового комплекса не соответствуют санитарным требованиям. Так, количество компьютеров превышает предельно допустимое на такой площади, компьютеры размещены на создающих опасность для здоровья людей расстояниях, они не снабжены средствами защиты, в Интернет-кафе используются компьютеры, не имеющие сертификатов, и т.д.

В целях устранения этих нарушений ООО выдано предписание о немедленном устранении нарушений законодательства. Однако предписание ООО не выполнено. В связи с тем, что Интернет-кафе создает реальную угрозу здоровью своих посетителей, в частности школьников-учащихся школы, расположенной недалеко от этого кафе и чаще всех пользующихся его услугами, деятельность его следует приостановить до полного устранения нарушений.



ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА


Требования, указанные в предписании, исполнены, в связи с чем оснований для приостановления деятельности Интернет-кафе не имеется.



РЕШЕНИЕ СУДА


В удовлетворении заявления ЦГСЭН отказать.



КОММЕНТАРИЙ


Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами возлагается на органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан.

В рамках такого контроля заявителем осуществлена проверка Интернет-кафе, принадлежащего ответчику, на предмет соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм. В ходе проверки обнаружен ряд нарушений, о чем составлено предписание и вручено ответчику.

Правоотношения в сфере санитарно-эпидемиологического надзора регулируются Законом РУз "О государственном санитарном надзоре" (далее - Закон). Санитарные требования в отношении Интернет-кафе установлены в "Гигиенических требованиях к условиям и организации работы игровых комплексов с компьютерной техникой" (Гигиенические требования), утвержденные Главным санитарным врачом РУз 24.05.2010 г.

Гигиенические требования определяют санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации компьютеров, используемых в игровых комплексах; проектированию, строительству и реконструкции помещений, предназначенных для эксплуатации игровых автоматов (компьютеров); организации мест для работы с компьютером в игровых комплексах.

В соответствии с разделом 8 данного документа при размещении рабочих мест с компьютерами расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м. Однако в ходе проверки определено, что расстояние между столами для компьютеров, вследствие их чрезмерного количества, составляет 30 см.

Пункт 8.2. устанавливает, что экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Однако ширина столов для компьютеров в Интернет-кафе составляет 500 мм, вследствие чего расстояние глаз посетителей от монитора составляет всего лишь 350-400 мм.

Кроме того, согласно требованиям гигиенических правил, компьютеры подлежат санитарно-эпидемиологической экспертизе в соответствии с Перечнем видов продукции, подлежащей обязательной сертификации. Но, документы, подтверждающие прохождение сертификации, проверяющим не представлены.

В соответствии со статьей 10 Закона предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности и отдельные лица обязаны обеспечивать эксплуатацию ...зданий детских, лечебно-профилактических, учебных, культурных, спортивных и иных учреждений, а также транспортных средств в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами. Согласно пункту 15 части первой этой же статьи несоблюдение санитарных норм, правил и нормативов в образовательных учреждениях всех типов, в учреждениях здравоохранения и социального обеспечения и иных учреждениях и предприятиях влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством.

Из материалов дела усматривается, что проверяющими по результатам проверки ООО "SERVIS SAIDA" было выдано предписание о немедленном устранении недостатков в организации деятельности Интернет-кафе.

При судебном разбирательстве выяснено, что до принятия судом решения ООО "SERVIS SAIDA" все недостатки в организации Интернет-кафе, выявленные в ходе проверки, устранены. В частности, в Интернет-кафе заменены все столы под компьютерами с учетом необходимости соблюдения правил, касающихся расстояния от глаз пользователя до монитора, компьютеры подвергнуты санитарно-эпидемиологической экспертизе, столы расставлены с учетом требований "Гигиенических правил", приняты меры по регулярной уборке и проветриванию помещения. Представителем ЦГСЭН факт устранения нарушений санитарных норм и правил подтвержден.

На основании изложенного решение суда об отказе в удовлетворении заявления о приостановлении деятельности Интернет-кафе представляется законным и обоснованным.



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 12