Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о государственном дошкольном образовательном учреждении в Республике Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 25.10.2007 г. N 225)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 25.10.2007 г. N 225



ПОЛОЖЕНИЕ

о государственном дошкольном

образовательном учреждении

в Республике Узбекистан


  

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение разработано в целях совершенствования системы дошкольного образования в Республике Узбекистан, обеспечения ее непрерывности, а также эффективной реализации задач Национальной программы по подготовке кадров и регулирует деятельность государственных дошкольных образовательных учреждений (далее по тексту - дошкольное учреждение).


2. Дошкольное учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями и другими актами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением, а также своим уставом.


3. Дошкольное учреждение является воспитательно-образовательным и оздоровительным учреждением, основными задачами которого являются:

охрана жизни и укрепление здоровья детей;

формирование основ личности ребенка, развитие его познавательных интересов;

обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

приобщение детей к национальной культуре и общечеловеческим ценностям;

подготовка детей к обучению в школе.



II. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ


4. Дошкольное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством.


5. Учредителями государственного дошкольного учреждения могут быть:

органы государственного управления;

органы государственной власти на местах;

государственные предприятия;

другие государственные организации в соответствии с законодательством.


6. Дошкольные учреждения в соответствии со спецификой их работы подразделяются на следующие типы:

дошкольные учреждения общего типа;

специализированные (для детей с различными нарушениями в физическом или психическом развитии);

санаторные (для детей ослабленных, перенесших различные инфекционные заболевания, имеющих хронические осложнения).


7. Дошкольное учреждение имеет свой устав, счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и с указанием своего наименования, угловой штамп с указанием юридического адреса.


8. Аккредитация дошкольного учреждения осуществляется уполномоченным государственным органом на основе аттестации.



III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


9. Дошкольное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в соответствии с установленными государственными нормативами и требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию.


10. Содержание образования в дошкольном учреждении определяется программами, утвержденными или рекомендованными Министерством народного образования Республики Узбекистан. Дошкольные учреждения вправе использовать собственные (авторские) программы. Порядок утверждения таких программ устанавливается Министерством народного образования Республики Узбекистан.


11. Режим работы дошкольного учреждения и длительность пребывания детей в нем определяются уставом дошкольного учреждения и решением учредителя. Допускается функционирование дошкольного учреждения (группы) в дневное и вечернее время, а также круглосуточно.


12. В дошкольном учреждении обучение и воспитание детей ведется на государственном языке и других языках в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О государственном языке".


13. Организация питания детей в дошкольном учреждении возлагается на дошкольное учреждение и осуществляется в соответствии с утвержденными в Республике Узбекистан санитарными правилами и нормами.


14. Медицинское обслуживание детей обеспечивается как штатными медицинскими работниками, так и медицинскими работниками из закрепленных за дошкольными учреждениями органов здравоохранения, которые наряду с работниками дошкольного учреждения несут ответственность за жизнь, здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.

Контроль за деятельностью медицинских работников возлагается на местные органы здравоохранения.

Дошкольное учреждение предоставляет помещение и соответствующие условия для работы медицинского персонала.

Штатные работники дошкольного учреждения проходят бесплатное медицинское обследование в органах здравоохранения, расходы на которые определяются в рамках государственных ассигнований.

Порядок организации охраны жизни и здоровья детей в дошкольных учреждениях определяется Министерством народного образования совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.


15. Для выполнения своих уставных целей и задач дошкольное учреждение вправе оказывать дополнительные платные образовательные услуги сверх основных образовательных программ с учетом потребностей семьи на основе договора с родителями или лицами, их заменяющими. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.



IV. КОМПЛЕКТОВАНИЕ

ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


16. В дошкольное учреждение принимаются дети в возрасте с 2 до 6-7 лет приемной комиссией при отделах методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования, созданной по решению хокимиятов районов (городов), с учетом соответствующего медицинского заключения. Порядок функционирования приемной комиссии утверждается в установленном порядке Министерством народного образования Республики Узбекистан.

17. Прием детей в дошкольные учреждения, учредителями которых являются органы государственной власти на местах, осуществляется на основании направлений отделов методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования, выдаваемых на основании решений приемной комиссии.

В дошкольные учреждения, учредителями которых являются другие органы, прием детей осуществляется в порядке, определяемом их учредителями. При наличии свободных мест данные дошкольные учреждения могут принимать детей по направлению отделов методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования на договорной основе.

Порядок комплектования дошкольного учреждения определяется учредителем.


18. Льготами при приеме в дошкольное учреждение пользуются дети:

инвалиды I и II групп;

из многодетных семей;

военнослужащих;

студентов и педагогов.

Приемная комиссия также может в порядке исключения принимать вне очереди детей, родители которых оказали благотворительную помощь в укреплении материально-технической базы дошкольного учреждения. Контингент таких детей не должен превышать 20% от общего количества плановой мощности дошкольного учреждения.


19. Количество групп в дошкольном учреждении определяется учредителем исходя из мощности учреждения и плановой наполняемости групп:

от 2 лет до 3 лет - не менее 15, но не более 20 детей;

от 3 лет до 6-7 лет - не менее 20, но не более 25 детей.


20. В дошкольных учреждениях специализированного и санаторного назначения наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (от двух лет и старше трех лет) и составляет соответственно:

для детей с тяжелыми нарушениями речи - 10-12 детей;

для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше трех лет - 12-15 детей;

для глухих детей - 8 детей;

для слабослышащих детей - 10-12 детей;

для слепых детей - 6 детей;

для слабовидящих детей, детей с амблиопией, с косоглазием - 6-10 детей;

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - 6-10 детей;

для детей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) до 3 лет - 6 детей;

для детей с глубокой умственной отсталостью в возрасте старше трех лет - 10 детей;

для детей с туберкулезной интоксикацией - 15-20 детей;

для детей, часто болеющих - 15-20 детей;

для детей со сложными дефектами (два и более дефекта) - 8-10 детей;

для детей с иными отклонениями в развитии (эндокринные заболевания) - 15-20 детей.


21. Комплектование групп детьми, переводимыми из других возрастных групп, производится в конце учебного года (август), а вновь принимаемыми - по мере освобождения мест.

Учебный год в дошкольном учреждении начинается со 2 сентября каждого года, заканчивается с 1 июня следующего года и до начала нового учебного года начинается оздоровительный период.


22. Дети, указанные в пункте 21 настоящего Положения, принимаются в дошкольные учреждения любого типа при наличии в них условий для коррекционной работы, на основании направления медико-психолого-педагогической комиссии.



V. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА


23. Участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении являются дети, родители или лица, их заменяющие, и педагогические работники.

В дошкольном учреждении создаются попечительские советы, порядок избрания и компетенция которых определяются уставами дошкольных учреждений. Деятельность попечительских советов осуществляется на основании примерного положения о попечительском совете, утверждаемого в установленном порядке Министерством народного образования Республики Узбекистан.


24. При приеме детей дошкольное учреждение обязано ознакомить родителей или лиц, их заменяющих, с уставом учреждения и другими документами, регламентирующими его деятельность.


25. Взаимоотношения дошкольного учреждения и родителей или лиц, их заменяющих, регулируются договором, включающим в себя права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода.


26. Родители или лица, их заменяющие, имеют право:

выбирать для своих детей формы обучения и воспитания, типы детских дошкольных учреждений и язык обучения;

требовать от администрации детского дошкольного учреждения обеспечения необходимых условий, соответствующих уставу дошкольного учреждения;

требовать уважительного отношения к личности ребенка;

принимать активное участие в организации пребывания жизнедеятельности детей в детском дошкольном учреждении;

приводить и забирать детей из дошкольного учреждения в любое удобное для них время в пределах режима.

Родители или лица, их заменяющие, могут иметь и иные права в соответствии с законодательством и договором.


27. Родители или лица, их заменяющие, обязаны:

заботиться о физическом и психическом здоровье детей;

относиться с уважением к достоинству ребенка, воспитывать в нем трудолюбие, чувство доброты, милосердия, уважительное отношение к старшим по возрасту;

своевременно оплачивать содержание ребенка в детском саду в соответствии с установленными нормативами;

обеспечивать необходимые условия для воспитания детей в семье;

строго следить за полноценным питанием, формированием у детей навыков личной гигиены, приводить ребенка в дошкольное учреждение чистым, опрятно одетым.

Родители или лица, их заменяющие, могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством и договором.


28. Отношения воспитанника и работников дошкольного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.


29. Порядок комплектования коллектива работников дошкольного учреждения регламентируется типовым штатным расписанием.


30. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с соответствующим педагогическим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие высокими нравственными качествами.

К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или в соответствии с медицинским заключением.


31. Права и льготы работников дошкольного учреждения определяются законодательством, уставом дошкольного учреждения, а также трудовым договором (контрактом).


32. Педагогические работники дошкольного учреждения имеют право:

на участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения;

на защиту профессиональной чести и достоинства.

Педагогические работники могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.


33. Педагогические работники обязаны:

проводить обучение и воспитание детей на высоком профессиональном уровне;

соблюдать педагогическую этику, уважать достоинство ребенка, защищать детей от проявлений насилия, воспитывать их в духе уважения к труду, родителям, бережного отношения к окружающей среде;

повышать свою квалификацию, в установленном порядке, каждые три года;

постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки и педагогическое мастерство.

Педагогические работники могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.


34. Размеры заработной платы (должностные оклады) устанавливаются работникам дошкольного учреждения в соответствии с законодательством. Руководитель учреждения определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств, направляемых на оплату труда.



VI. УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ

УЧРЕЖДЕНИЕМ


35. В целях совершенствования учебно-воспитательного процесса, развития инновационных форм дошкольного образования в дошкольном учреждении действует педагогический совет. Порядок избрания членов педагогического совета и вопросы его компетенции определяются уставом дошкольного учреждения.


36. Непосредственное руководство дошкольным учреждением осуществляет заведующий. Прием на работу заведующего государственным дошкольным учреждением осуществляется по согласованию с Министерством народного образования Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.

Трудовой договор с заведующим государственным дошкольным учреждением заключается сроком на один год.

Квалификационные требования, предъявляемые к должности заведующего дошкольным учреждением, определяются Министерством народного образования Республики Узбекистан в установленном порядке.


37. Заведующий дошкольным образовательным учреждением:

действует от имени дошкольного учреждения без доверенности, представляет его интересы во всех учреждениях и организациях;

распоряжается имуществом дошкольного учреждения в пределах предоставленных ему полномочий;

выдает доверенности;

открывает счета в банковских учреждениях;

осуществляет прием на работу, расстановку кадров, поощряет работников дошкольного учреждения, налагает дисциплинарные взыскания и прекращает заключенные с ними трудовые договоры (контракты);

в пределах своей компетенции издает приказы (распоряжения);

вносит в вышестоящий орган управления народного образования для рассмотрения предложения по совершенствованию работы дошкольных учреждений, укреплению материальной базы, обеспечению социальной защиты работников;

несет ответственность за эффективную организацию охраны жизни и здоровья детей, состояние учебно-воспитательного процесса, финансово-хозяйственной деятельности, укрепление учебно-материальной базы и сохранность материальных ценностей.



VII. ИМУЩЕСТВО И ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА

ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


38. Учредитель или уполномоченный им орган закрепляет за дошкольным учреждением имущество в установленном законодательством порядке.

Имущество, закрепленное за дошкольным учреждением, находится на праве оперативного управления. Дошкольное учреждение распоряжается, в соответствии с законодательством, закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете расходов.


39. Дошкольное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.


40. Деятельность дошкольного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с законодательством.

Деятельность государственных дошкольных учреждений, учредителями которых являются органы государственного управления и государственной власти на местах, финансируются за счет государственного бюджета.


41. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов дошкольного учреждения являются:

бюджетные и внебюджетные средства;

добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц;

другие источники, не запрещенные законодательством.


42. Размер и порядок оплаты за содержание детей в дошкольном учреждении определяются в соответствии с законодательством. Плата вносится на счета, открытые в банковских учреждениях, в установленном порядке.


43. Финансирование дошкольного учреждения осуществляется в соответствии с утвержденной сметой расходов, зарегистрированной в установленном порядке.

Привлечение в дошкольное учреждение дополнительных внебюджетных средств не влечет за собой снижения бюджетного финансирования.


44. Дошкольное учреждение осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность в пределах бюджетных и внебюджетных средств.



VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


45. Дошкольное учреждение в порядке, установленном законодательством, несет ответственность за:

невыполнение функций, предусмотренных его уставом;

реализацию не в полном объеме образовательных программ, качество реализуемых образовательных программ;

несоответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;

жизнь и здоровье детей - воспитанников учреждения во время образовательного процесса.



IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


46. В дошкольном учреждении не допускаются создание и деятельность организаций, не связанных с основной деятельностью дошкольного учреждения, в том числе политических партий и движений. В государственном дошкольном образовательном учреждении образование носит светский характер.


47. Дошкольное образовательное учреждение может быть реорганизовано, ликвидировано в порядке, установленном законодательством.


48. При ликвидации дошкольного учреждения денежные средства и его имущество, за вычетом платежей по покрытию его обязательств, используются в соответствии с законодательством и уставом учреждения.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2007 г., N 43, ст. 431