Положение о Государственном комитете Республики Узбекистан по архитектуре и строительству (Приложение N 4 к Постановлению КМ РУз от 02.12.2003 г. N 538)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к Постановлению КМ РУз
от 02.12.2003 г. N 538
ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственном комитете Республики
Узбекистан по архитектуре и строительству
1. Настоящее Положение определяет статус, задачи, функции, полномочия и организационные основы деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству (далее - Госархитектстрой).
является уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственную политику в области градостроительства и градостроительной деятельности;
осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственного управления и органами государственной власти на местах;
в своей деятельности подотчетен Кабинету Министров Республики Узбекистан.
3. Госархитектстрой в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями Олий Мажлиса, указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, иными актами законодательства и настоящим Положением.
4. Решения Госархитектстроя, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения министерствами, ведомствами, местными органами власти и управления, учреждениями и организациями, хозяйствующими субъектами и их объединениями, независимо от формы собственности, должностными лицами и гражданами.
5. Госархитектстрой является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием, самостоятельный баланс, счета в банке.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСАРХИТЕКТСТРОЯ
6. Основными задачами Госархитектстроя являются:
реализация государственной политики в области градостроительства и градостроительной деятельности, обеспечение научно-обоснованных схем расселения, планировки и застройки территорий с учетом современных архитектурных и градостроительных требований и технологий;
осуществление контроля за качеством проектных и строительно-монтажных работ, соблюдением законодательства о градостроительстве, градостроительных норм, правил и стандартов при планировке и застройке городов и сельских населенных пунктов;
осуществление единой научной и технической политики в области градостроительной деятельности, создание соответствующей информационной базы;
координация и мониторинг за ходом экономических реформ в капитальном строительстве, разработка и внедрение системы показателей, отражающих ход экономических реформ в капитальном строительстве, подготовка и внесение в Кабинет Министров предложений по углублению реформ в строительстве;
разработка и мониторинг исполнения нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы дальнейшего реформирования капитального строительства, контроль за соблюдением установленного порядка организации и проведения конкурсных торгов, разработку предложений по повышению роли договорных отношений, совершенствованию системы ценообразования в строительстве;
содействие дальнейшему формированию конкурентной среды на рынках проектных и подрядных работ, строительных материалов;
оказание содействия в углублении процессов приватизации, создании частных и совместных предприятий, инжиниринговых, консалтинговых, страховых и других организаций рыночной инфраструктуры, развитии малого бизнеса в сфере строительной деятельности;
мониторинг исполнения договорных обязательств, заключенных по результатам конкурсных торгов, осуществление надзора за качеством и сроками строительства объектов, финансируемых за счет централизованных источников;
установление порядка и организация работ по стандартизации в области строительства и производства строительных материалов, изделий и конструкций, включая проектирование и конструирование;
контроль за соблюдением градостроительных норм, правил и стандартов при планировке и застройке городов, сельских населенных пунктов и межселенных территорий, улучшением их архитектурно-планировочных и архитектурно-художественных качеств с учетом сохранения объектов культурного наследия, развития национальных и культурных традиций в архитектуре и градостроительстве.
III. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСАРХИТЕКТСТРОЯ
7. Госархитектстрой в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
обеспечивает разработку и утверждение государственных градостроительных норм и правил, других актов законодательства в области градостроительства и градостроительной деятельности, осуществляет мониторинг за их соблюдением и применением;
участвует в разработке и реализации градостроительных разделов республиканских целевых программ, прогнозов социально-экономического развития по вопросам, входящим в его компетенцию;
обеспечивает разработку Генеральной схемы расселения на территории Республики Узбекистан, организацию разработки схем планировки территорий Республики Каракалпакстан, областей (групп областей) и градостроительной документации объектов градостроительной деятельности особого регулирования общегосударственного значения, а также научно-исследовательских работ в области градостроительной деятельности;
утверждает генеральные планы городов, городских поселков, за исключением генеральных планов городов, утверждение которых отнесено к компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан, и проекты детальной планировки центральных частей г. Ташкента, областных центров и городов, имеющих объекты культурного наследия;
вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об установлении границ для объектов градостроительной деятельности особого регулирования общегосударственного значения;
осуществляет ведение государственного градостроительного кадастра, мониторинг объектов градостроительной деятельности, проводит экспертизу градостроительной и конкурсной документации;
внедряет систему показателей, отражающих ход и состояние экономических реформ в капитальном строительстве, рейтинговой оценки проектных и строительных организаций, предприятий строительной индустрии;
формирует банк данных о проектных и подрядных организациях, предприятиях строительной индустрии и других участниках инвестиционной деятельности, а также информационный банк данных цен на строительные материалы, конструкции и изделия, стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, транспортных расходов, заработной платы рабочих-строителей в разрезе территорий, отраслевых министерств и ведомств;
совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике осуществляет ведение Реестра строительно-подрядных организаций;
устанавливает порядок разработки, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотра государственных норм и правил в области градостроительства и градостроительной деятельности;
осуществляет единую техническую политику в области инженерных изысканий, создает государственный фонд комплексных инженерных изысканий для капитального строительства;
разрабатывает и утверждает индивидуальные, типовые и экспериментальные проекты жилых, общественных и других зданий неоднократного применения;
осуществляет государственный архитектурно-строительный надзор за соблюдением качества проектных и строительно-монтажных работ, соблюдением градостроительных норм, правил и стандартов в градостроительстве и градостроительной деятельности, регистрацию объектов строительства и выдачу разрешений на начало производства строительно-монтажных работ;
координирует проектную деятельность ведущих проектно-изыскательских организаций;
выступает заказчиком научно-исследовательских работ в области градостроительства с включением их результатов в строительные нормы, правила и стандарты, созданием новых концепций в области проектирования и строительства;
в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, рассматривает дела о правонарушениях в области градостроительной деятельности и налагает административные взыскания, передает материалы в правоохранительные органы и суд для привлечения к ответственности виновных лиц в допущенных нарушениях;
организует работу по совершенствованию системы государственных закупок в капитальном строительстве и мониторингу конкурсных торгов, укреплению договорных отношений, внедрению различных форм ответственности за обеспечение выполнения договорных обязательств;
разрабатывает методы определения стоимости строительства, организует разработку и совершенствование сметно-нормативной базы и нормативных показателей расхода материально-технических ресурсов;
разрабатывает методологические указания и рекомендации по формированию договорных текущих цен и тарифов в капитальном строительстве;
совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами, местными органами власти и управления осуществляет определение основных направлений структурной, научно-технической и экономической политики в градостроительстве и градостроительной деятельности;
обеспечивает проведение единой научно-технической концепции развития отрасли, разрабатывает и реализует целевые научно-технические программы;
участвует в организации работ по повышению технического уровня и индустриализации строительства, комплексной механизации и автоматизации, ресурсосбережению, снижению материалоемкости и трудоемкости, проектированию и производству строительных материалов, улучшению качества работ в капитальном строительстве;
осуществляет и участвует в международном научно-техническом и экономическом сотрудничестве с зарубежными странами и организациями по вопросам градостроительной деятельности, управления инвестиционным процессом, разработки градостроительной документации, совершенствования рынка подрядных работ и строительных материалов, применения новой техники и технологий строительно-монтажных работ, оказывает содействие отечественным предприятиям и организациям в установлении прямых связей с иностранными партнерами;
организует, в пределах своей компетенции, подготовку и переподготовку специалистов в области градостроительства и градостроительной деятельности;
осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности в области строительства, а также выполняет функции рабочего органа Комиссии Кабинета Министров по лицензированию в области строительства, в соответствии с ее решениями оформляет лицензии, заключает лицензионные соглашения, ведет реестр лицензий, осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, приостанавливает действие лицензий на срок не более десяти рабочих дней и возобновляет действие лицензий;
проводит стандартизацию и сертификацию строительных материалов, изделий и конструкций;
представляет ежегодно до 1 февраля в Кабинет Министров аналитическую справку о ходе экономических реформ в капитальном строительстве и состоянии ценообразующих факторов, влияющих на стоимость строительной продукции, с указанием в разрезе статей затрат на строительство объектов, финансируемых за счет централизованных источников;
регулярно информирует население о градостроительной деятельности;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
ГОСАРХИТЕКТСТРОЯ
8. Госархитектстрою для осуществления возложенных на него функций предоставляется право:
координировать, в пределах своей компетенции, разработку вопросов в области градостроительства и градостроительной деятельности, дальнейшего углубления экономических реформ в капитальном строительстве;
запрашивать и получать в установленном порядке от министерств, ведомств, хозяйственных объединений, местных органов власти и управления, предприятий и организаций материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
разрабатывать и утверждать в установленном порядке нормативно-правовые акты и методологические документы по вопросам, входящим в его компетенцию;
представлять по поручению Кабинета Министров интересы Республики Узбекистан на международном уровне в части вопросов, входящих в его компетенцию, участвовать в подготовке и заключении соглашений с иностранными государствами, в работе международных и межправительственных организаций (комиссий) по вопросам, входящим в его компетенцию;
образовывать межведомственные комиссии и советы по разработке и рассмотрению важнейших проблем в области градостроительства и градостроительной деятельности;
привлекать к разработке материалов научно-исследовательские, технологические, проектно-конструкторские организации, специалистов высших учебных заведений и других учреждений, а также отдельных ученых;
объявлять конкурсы и создавать конкурсные комиссии для отбора лучших научно-технических разработок в области градостроительной деятельности и проектов планировки и застройки территорий;
производить в установленном порядке надзор за качеством и техническим уровнем проектирования и строительства, организацией работ по стандартизации и сертификации выпускаемых строительных материалов, изделий и конструкций; принимать соответствующие решения по результатам надзора;
проверять качество и состав конкурсной документации, соблюдение установленного порядка организации и проведения конкурсных торгов на закуп товаров (работ, услуг) в капитальном строительстве, финансируемом за счет централизованных источников;
согласовывать отчеты заказчиков о результатах конкурсных торгов в строительстве объектов, осуществляемом за счет централизованных источников финансирования;
проводить мониторинг исполнения заказчиками и подрядчиками условий конкурсных торгов и заключенных договоров по объектам строительства, финансируемым за счет централизованных источников;
приостанавливать строительство объектов, осуществляемое с нарушениями утвержденного проекта и строительных норм и правил;
налагать административные взыскания в соответствии с законодательством;
передавать материалы: в правоохранительные органы - по фактам нарушения правил приемки в эксплуатацию объектов и в органы статистики - об исключении из статистической отчетности объектов (кроме индивидуального жилищного строительства), введенных в эксплуатацию с нарушениями строительных норм и правил;
вносить предложения о приостановке действий или отмене нормативно-правовых актов министерств, ведомств и других органов государственного и хозяйственного управления, а также их подведомственных организаций, противоречащих законодательству по вопросам градостроительства и градостроительной деятельности;
в установленном порядке разрабатывать и утверждать самостоятельно или совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами нормативно-правовые акты по вопросам градостроительства и градостроительной деятельности.
9. Госархитектстрой несет ответственность за:
реализацию государственной политики в области градостроительства и градостроительной деятельности, обеспечение научно-обоснованных схем расселения, планировки и застройки территорий с учетом современных архитектурных и градостроительных требований и технологий;
соблюдение качества проектных и строительно-монтажных работ, градостроительных норм, правил и стандартов при планировке и застройке городов, сельских населенных пунктов и межселенных территорий, улучшение их архитектурно-планировочных и архитектурно-художественных качеств с учетом сохранения объектов культурного наследия, развития национальных и культурных традиций в архитектуре и градостроительстве;
совершенствование проектного дела, повышение качества проектных и строительных работ, обновление нормативной базы в строительстве;
разработку и мониторинг исполнения нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы дальнейшего экономического реформирования капитального строительства, совершенствование методов ценообразования, развития рынка подрядных работ и строительных материалов;
разработку и совершенствование сметно-нормативной базы и нормативных показателей расхода материально-технических ресурсов;
соблюдение порядка организации и проведения конкурсных торгов, мониторинг выполнения заказчиками и подрядчиками договорных обязательств, заключенных по результатам конкурсных торгов, осуществление надзора за качеством и сроками строительства объектов.
ГОСАРХИТЕКТСТРОЯ
10. Госархитектстрой возглавляет председатель, утверждаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.
Председатель Госархитектстроя имеет четырех заместителей, в том числе одного первого заместителя, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом Республики Узбекистан.
11. Председатель Госархитектстроя:
руководит деятельностью Госархитектстроя и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госархитектстрой задач и функций;
утверждает штатное расписание центрального аппарата Госархитектстроя;
представляет Госархитектстрой в соответствующих органах, а также в международных организациях;
утверждает в установленном порядке уставы, (положения) подведомственных организаций, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей, заключает, изменяет и расторгает, в соответствии с законодательством, договоры с руководителями подведомственных организаций;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
12. В Госархитектстрое образуется коллегия в составе председателя (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также руководителей структурных подразделений Госархитектстроя, координирующих основные направлениями его деятельности.
Численность и персональный состав коллегии утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению председателя Госархитектстроя.
13. Коллегия рассматривает вопросы, связанные с:
подготовкой и реализацией основных направлений деятельности Госархитектстроя, определенных в настоящем Положении, по дальнейшей реализации государственной политики в области градостроительства и градостроительной деятельности, обеспечения научно-обоснованных схем расселения, планировки и застройки территорий, в том числе сельских, с учетом современных архитектурных и градостроительных требований и технологий, осуществлению контроля за качеством проектных и строительно-монтажных работ, развитию социальной инфраструктуры и расширению благоустрои-тельных работ, соблюдением законодательства о градостроительстве, градостроительных норм, правил и стандартов при планировке и застройке городов и сельских населенных пунктов, типовых проектов, осуществлению
единой научной и технической политики в области градостроительной деятельности, созданию соответствующей информационной базы, координации и мониторингу за ходом экономических реформ в капитальном строительстве, разработке и внедрению системы показателей, отражающих ход экономических реформ в капитальном строительстве;
подбором, расстановкой, подготовкой и переподготовкой кадров на должности, входящие в номенклатуру Госархитектстроя;
укреплением исполнительской дисциплины по реализации задач, определенных в указах, постановлениях и распоряжениях Президента Республики Узбекистан, постановлениях и распоряжениях Кабинета Министров Республики Узбекистан, повышением персональной ответственности руководителей и работников Госархитектстроя за обеспечение своевременной и качественной их реализации.
Коллегия вправе также рассматривать и другие вопросы, относящиеся к компетенции Госархитектстроя.
На заседания коллегии могут быть приглашены руководители других министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений, организаций по вопросам, входящим в компетенцию Госархитектстроя.
Коллегия полномочна, если на ее заседании присутствует более половины ее состава. Решения по рассматриваемым вопросам принимаются простым большинством голосов.
Решения коллегии реализуются постановлениями Госархитектстроя и приказами председателя. В случае разногласий между председателем и членами коллегии председатель самостоятельно принимает решение, докладывая Кабинету Министров Республики Узбекистан о возникших разногласиях. Члены коллегии могут также сообщить свое мнение Кабинету Министров Республики Узбекистан.
Порядок деятельности коллегии определяется ее регламентом, утверждаемым коллегией.
14. При Госархитектстрое образуется научно-технический совет для рассмотрения и поиска путей оптимального решения проблем градостроительства и научно-технического прогресса в капитальном строительстве. Научно-технический совет возглавляет председатель. Персональный состав совета и Положение о нем утверждаются председателем комитета. Для работы в научно-техническом совете могут привлекаться специалисты министерств, ведомств, хозяйственных объединений и других организаций на общественных началах.
15. Основными структурными подразделениями центрального аппарата Госархитектстроя являются управления и отделы.
Начальники управлений и отделов Госархитектстроя назначаются на должность и освобождаются от должности приказом председателя Госархитектстроя.
16. В состав Госархитектстроя входят:
Государственный комитет Республики Каракалпакстан по архитектуре и строительству;
главные управления по архитектуре и строительству областей и г. Ташкента;
управления (отделы) по архитектуре и строительству городов и районов;
территориальные управления государственной экспертизы;
территориальные инспекции государственного архитектурно-строительного надзора;
территориальные консалтинговые центры по конкурсным торгам и ценообразованию;
Республиканский центр по стандартизации и сертификации в строительстве;
Центр по экономическому реформированию и ценообразованию в капитальном строительстве;
Информационно-внедренческий центр "AQATM".
17. Председатель Государственного комитета Республики Каракалпакстан по архитектуре и строительству, руководители главных управлений по архитектуре и строительству областей и г. Ташкента назначаются на должность и освобождаются от должности в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Узбекистан по согласованию с организационно-контрольной службой Аппарата Президента Республики Узбекистан.
Решение о назначении на должность и освобождения от должности руководителей городских и районных управлений (отделов) по архитектуре и строительству принимается Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и г. Ташкента по согласованию с соответствующим Комплексом Кабинета Министров Республики Узбекистан.
Решение о назначении и освобождении от должности руководителей других структурных подразделений принимает председатель Госархитектстроя Республики Узбекистан.
18. Структура и численность работников центрального аппарата Госархитектстроя, Комитета Республики Каракалпакстан по архитектуре и строительству и главных управлений по архитектуре и строительству областей и г. Ташкента, городских и районных управлений (отделов) по архитектуре и строительству утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
19. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Госархитектстроя, Комитета Республики Каракалпакстан по архитектуре и строительству и главных управлений по архитектуре и строительству областей и г. Ташкента, городских и районных управлений (отделов) по архитектуре и строительству осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и внебюджетных средств.
20. Штатное расписание центрального аппарата Госархитектстроя, а также положения о структурных подразделениях Госархитектстроя и их штатные расписания утверждаются председателем Госархитектстроя после их регистрации в финансовых органах.
21. Материальное стимулирование работников Госархитектстроя осуществляется в соответствии с законодательством.
В Госархитектстрое создается Фонд развития и материального стимулирования, средства которого формируются в установленном порядке за счет отчислений части средств, поступивших в распоряжение Госархитектстроя Республики Узбекистан от применения штрафных санкций за нарушения в капитальном строительстве и других источников, не запрещенных законодательством.
Положение о Фонде развития и материального стимулирования утверждается решением коллегии Госархитектстроя по согласованию с Министерством финансов.
22. Госархитектстрой, в соответствии с законодательством, учреждает и издает журналы, газеты и обеспечивает формирование тематических программ на радио и телевидении.
23. Реорганизация и ликвидация Госархитектстроя осуществляется в порядке, установленном законодательством.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2003 г., N 23, ст. 233
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2003 г., N 12, ст. 128