Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Предыдущие редакции к Закону РУз от 25.05.2000 г. N 69-II (Новая редакция)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

Предыдущие редакции

к Закону РУз от 25.05.2000 г. N 69-II

"О гарантиях свободы предпринимательской

деятельности"

(В редакции Закона РУз от 02.05.2012 г. N ЗРУ-328)




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 28.11.2023 г. N ЗРУ-880



Предыдущая редакция части второй статьи 30


К субъектам предпринимательской деятельности не применяются меры ответственности за нарушение требований нормативно-правовых актов и иных актов, принятых министерствами, государственными комитетами и ведомствами, органами государственной власти на местах, регламентирующих вопросы взаимоотношений с субъектами предпринимательской деятельности, не опубликованных через всемирную информационную сеть Интернет на их официальных веб-сайтах. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 11.12.2014 г. N ЗРУ-381)




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 29.06.2022 г. N ЗРУ-782



Предыдущая редакция части четвертой статьи 25


Изъятие земельного участка дехканского хозяйства для государственных и общественных нужд допускается только после предоставления другого равноценного земельного участка с возмещением рыночной стоимости насаждений, сносимых зданий и сооружений либо их переносом или строительством иных зданий и сооружений и возмещения в полном объеме всех других убытков (включая упущенную выгоду) в случаях и порядке, установленных законодательством. (Часть в редакции Закона РУз от 20.08.2015 г. N ЗРУ-391) (См. Предыдущую редакцию)


См. статьи 14, 985 ГК; статьи 37, 38, пункт 7 части первой статьи 39, части третью-пятую статьи 41, статью 86 ЗК; Положение о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд, утвержденное Постановлением КМ от 29.05.2006 г. N 97




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 02.03.2022 г. N ЗРУ-756



Предыдущая редакция статьи 42


Статья 42. Применение к субъектам предпринимательства

мер правового воздействия


В случаях, предусмотренных законодательством, к субъектам предпринимательства применяются меры правового воздействия. При этом следующие меры правового воздействия применяются к субъектам предпринимательства только в судебном порядке:

прекращение деятельности;

прекращение и (или) перепрофилирование деятельности объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду;

ограничение, приостановление и запрещение деятельности, за исключением случаев ограничения, приостановления деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения;

приостановление операций по счетам в банках, за исключением случаев, предусмотренных законом;

Абзац шестой исключен в соответствии с

Законом РУз от 09.11.2020 г. N ЗРУ-646


применение финансовых санкций, за исключением начисления пени за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей, а также случаев признания организацией или гражданином вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты сумм финансовых санкций;

Абзацы седьмой и восьмой считать

абзацами шестым и седьмым в соответствии с

Законом РУз от 09.11.2020 г. N ЗРУ-646

обращение в доход государства предметов правонарушений;

приостановление на срок более десяти рабочих дней или прекращение действия и аннулирование лицензий (разрешений) на занятие отдельными видами предпринимательской деятельности, за исключением лицензий (разрешений), выдаваемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан и Центральным банком Республики Узбекистан.


См. главу 27 ЭПК




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 09.11.2020 г. N ЗРУ-646



Предыдущая редакция текста статьи 39


Проверки деятельности субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств могут осуществляться контролирующими органами в плановом порядке не чаще одного раза в четыре года, других субъектов предпринимательства - не чаще одного раза в три года, только по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов.


См. часть первую статьи 10-1 Закона "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов"


Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности частных банковских и иных частных финансовых институтов осуществляются не чаще одного раза в пять лет.

Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств не подлежит плановым проверкам в течение первых трех лет с момента их государственной регистрации, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи.


См. часть третью статьи 10-1 Закона "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов"


Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств, выпускающих подакцизные товары, а также финансово-хозяйственная деятельность субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств, связанная с целевым использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов, не подлежит плановым проверкам в течение первых двух лет с момента их государственной регистрации.


См. часть четвертую статьи 10-1 Закона "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов"


Финансово-хозяйственная деятельность субъектов предпринимательства, указанных в частях первой - четвертой настоящей статьи, может подлежать плановым проверкам в случае систематической неуплаты в течение финансового года налогов и других обязательных платежей. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 29.12.2016 г. N ЗРУ-418)


Части пятую - семнадцатую считать

частями шестой - восемнадцатой в соответствии с

Законом РУз от 29.12.2016 г. N ЗРУ-418


Сроки проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства не должны превышать тридцати календарных дней. В исключительных случаях по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов этот срок может быть продлен, при этом данное положение не может быть распространено на субъекты малого предпринимательства.

Сроки проведения плановых проверок, не связанных с финансово-хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательства, не должны превышать десяти календарных дней.


См. статью 11 Закона "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов"


Контролирующий орган обязан в письменной форме известить субъекта предпринимательства о начале проведения плановой проверки не менее, чем за тридцать календарных дней до начала проведения проверки, с указанием сроков и предмета проведения проверки.


См. статью 10-2 Закона "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов"


Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства осуществляются в установленном порядке только органами государственной налоговой службы, а при выявлении ими в ходе проверок признаков преступлений, связанных с нарушением бюджетного, налогового и валютного законодательства, - Департаментом по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан. (Часть в редакции Закона РУз от 15.01.2019 г. N ЗРУ-516) (См. Предыдущую редакцию)

Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства могут быть инициированы органами государственной налоговой службы только в случаях выявления нарушений по результатам камерального контроля, проводимого на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке субъектом предпринимательства финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о деятельности субъекта предпринимательства, имеющихся в органе государственной налоговой службы.


См. статью 70 НК; части третью, четвертую статьи 9 Закона "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов"


Проводимые проверки деятельности субъектов предпринимательства не должны создавать препятствия для полноценного их функционирования.

Проверки деятельности субъектов предпринимательства - членов объединений субъектов предпринимательской деятельности могут осуществляться по запросу субъектов предпринимательской деятельности с участием представителей данных объединений.


См. часть четвертую статью 18 Закона "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов"


Проверки по возбужденным уголовным делам на всех стадиях проведения проверок осуществляются с обязательным участием представителей юридической службы и (или) привлеченных субъектами предпринимательства адвокатов (за исключением случаев отказа от данного права со стороны субъектов предпринимательства). (Часть в редакции Закона РУз от 29.12.2016 г. N ЗРУ-418)

До начала проверки должностным лицом, осуществляющим проверку, уполномоченному представителю субъекта предпринимательства в письменной форме разъясняется его право на привлечение представителей юридической службы и (или) адвоката к участию в проверке либо отказ от их участия, о чем составляется протокол. При этом отказ от услуг адвоката не является препятствием для привлечения его субъектом предпринимательства на дальнейших стадиях проверки. (Часть в редакции Закона РУз от 29.12.2016 г. N ЗРУ-418)


См. Положение о порядке обеспечения обязательного участия адвокатов в проверках деятельности субъектов предпринимательства по возбужденным уголовным делам, утвержденное Постановлением МЮ, СНБ, Генпрокуратуры, МВД, ГНК, ГТК, зарегистрированным МЮ 28.01.2016 г. N 2757


Краткосрочные проверки деятельности субъектов предпринимательства на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств в части полноты поступления и учета сдачи разового сбора, арендной платы, применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, а также соблюдения правил торговли и оказания услуг проводятся только уполномоченными законодательством подразделениями органов государственной налоговой службы на основании решения специального уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов, принятого на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства. (Часть в редакции Закона РУз от 29.12.2016 г. N ЗРУ-418)

Основанием для проведения проверок деятельности субъектов предпринимательской деятельности органами прокуратуры, внутренних дел и Службы государственной безопасности Республики Узбекистан является наличие возбужденного уголовного дела. При этом проверкой может охватываться деятельность субъекта предпринимательской деятельности, связанная только с возбужденным уголовным делом, о чем должно быть указано в постановлении о назначении проверки. (Часть в редакции Закона РУз от 18.02.2019 г. N ЗРУ-522)


См. часть вторую статьи 9 Закона "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов"


Субъекты предпринимательской деятельности имеют право не допускать к проверке лиц, не имеющих оснований для ее проведения, не выполнять требования правоохранительных и контролирующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки.


См. часть вторую статьи 41 настоящего Закона


Результаты проверок оформляются актом (справкой), один экземпляр которого оставляется у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности в день окончания проверки.

(Текст статьи в редакции Закона РУз от 20.08.2015 г. N ЗРУ-391) (См. Предыдущую редакцию)



Предыдущая редакция статьи 40


Статья 40. Неприменение финансовых санкций

к субъектам предпринимательства


При выполнении субъектами предпринимательства предписаний контролирующих органов по результатам проверок, а также добровольном возмещении ущерба в установленные сроки и в полном объеме, включая уплату пени, к ним не применяются финансовые санкции. Данная норма не распространяется на случаи сокрытия (занижения) выручки от реализации товаров (работ, услуг) и хранения неоприходованных товаров, нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью. (Текст статьи в редакции Закона РУз от 27.12.2016 г. N ЗРУ-417) (См. Предыдущую редакцию)



Предыдущая редакция части второй статьи 41


Допуск должностных лиц контролирующих органов к проверке деятельности субъектов предпринимательства осуществляется при наличии у этих лиц выписки из плана проведения проверок, утвержденного специально уполномоченным органом по координации деятельности контролирующих органов, или копии решения о проведении краткосрочной проверки, принятого этим органом, а также копии приказа контролирующего органа о проведении проверки с указанием целей проверки, состава проверяющих должностных лиц и сроков ее проведения, специального удостоверения о допуске к проведению проверок и удостоверения личности проверяющих должностных лиц. (Часть в редакции Закона РУз от 29.12.2016 г. N ЗРУ-418)




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 15.01.2019 г. N ЗРУ-516



Предыдущая редакция части девятой статьи 39


Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства осуществляются в установленном порядке только органами государственной налоговой службы, а при выявлении ими в ходе проверок признаков налоговых и валютных преступлений - Департаментом по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 21.12.2018 г. N ЗРУ-506



Предыдущая редакция части второй статьи 25


Приусадебный земельный участок, предоставленный дехканскому хозяйству, разделу не подлежит.



Предыдущая редакция части третьей статьи 25


Размеры приусадебного земельного участка и его границы могут быть изменены только с согласия главы дехканского хозяйства.




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 27.12.2016 г. N ЗРУ-417



Предыдущая редакция части второй статьи 5


Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется в порядке, установленном законодательством. При этом учитывается также численность работников, принятых на работу по совместительству, договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также численность работающих на унитарных (дочерних) предприятиях, в представительствах и филиалах.



Предыдущая редакция текста статьи 40


При выполнении субъектами предпринимательства предписаний контролирующих органов по результатам проверок, а также добровольном возмещении ущерба в установленные сроки и в полном объеме, включая уплату пени, к ним не применяются финансовые санкции. Данная норма не распространяется на случаи сокрытия (занижения) выручки от реализации товаров (работ, услуг) и хранения неоприходованных товаров, нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, а также занятия деятельностью без лицензии.




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 20.08.2015 г. N ЗРУ-391



Предыдущая редакция части четвертой статьи 5


Льготы, преференции, гарантии и права, предусмотренные законодательством для субъектов малого предпринимательства, предоставляются субъектам предпринимательства, указанным в части первой настоящей статьи, на основании их обращений в уполномоченные органы и организации (органы государственной налоговой, таможенной службы, органы государственной статистики, банки и др.) в зависимости от характера льгот, преференций, гарантий и прав с письменным уведомлением о том, что они являются субъектами малого предпринимательства. Ответственность за достоверность такого уведомления возлагается на субъектов предпринимательства, представивших уведомление.



Предыдущая редакция части второй статьи 6


Индивидуальное предпринимательство осуществляется индивидуальным предпринимателем самостоятельно, без права найма работников, на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного вещного права, допускающего владение и (или) пользование имуществом.



Предыдущая редакция части четвертой статьи 25


Изъятие земельного участка дехканского хозяйства допускается в случаях, предусмотренных законом, только после предоставления другого равноценного земельного участка с возмещением стоимости насаждений, сносимых зданий и сооружений либо их переносом или строительством иных зданий и сооружений и возмещения в полном объеме всех других убытков (включая упущенную выгоду) в порядке, установленном законодательством.



Предыдущая редакция текста статьи 39


Проверки деятельности субъектов предпринимательства могут осуществляться контролирующими органами в плановом порядке не чаще одного раза в год по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов, за исключением частных предприятий и случаев, предусмотренных частями второй-шестой настоящей статьи.

Проверки деятельности субъектов предпринимательства, своевременно и в полном объеме соблюдающих установленные нормы и правила, осуществляются контролирующими органами не чаще одного раза в два года, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Проверки деятельности частных предприятий могут осуществляться контролирующими органами в установленном порядке не чаще одного раза в два года, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности частных банковских и иных частных финансовых институтов осуществляются не чаще одного раза в пять лет, субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств - не чаще одного раза в четыре года, других субъектов предпринимательства - не чаще одного раза в три года. (Часть в редакции Закона РУз от 07.10.2013 г. N ЗРУ-355) (См. Предыдущую редакцию)

Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств не подлежит плановым проверкам в течение первых трех лет с момента их государственной регистрации, за исключением случаев, предусмотренных частью шестой настоящей статьи.

Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств, выпускающих подакцизные товары, а также финансово-хозяйственная деятельность субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств, связанная с целевым использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов, не подлежат плановым проверкам в течение первых двух лет с момента их государственной регистрации.

Сроки проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства не должны превышать тридцати календарных дней. В исключительных случаях по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов этот срок может быть продлен, при этом данное положение не может быть распространено на субъекты малого предпринимательства.

Контролирующий орган обязан в письменной форме известить субъекта предпринимательства о начале проведения плановой проверки не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения проверки с указанием сроков и предмета проведения проверки.

Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства осуществляются в установленном порядке только органами государственной налоговой службы, а при выявлении ими в ходе проверок признаков налоговых и валютных преступлений - Департаментом по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.

Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства могут быть инициированы органами государственной налоговой службы только в случаях выявления нарушений по результатам камерального контроля, проводимого на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке субъектом предпринимательства финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о деятельности субъекта предпринимательства, имеющихся в органе государственной налоговой службы.

Проводимые проверки деятельности субъектов предпринимательства не должны создавать препятствия для полноценного их функционирования.

Проверки деятельности субъектов предпринимательства - членов объединений субъектов предпринимательской деятельности могут осуществляться по запросу субъектов предпринимательской деятельности с участием представителей данных объединений.

Краткосрочные проверки деятельности субъектов предпринимательства на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств в части полноты поступления и учета сдачи разового сбора, арендной платы, применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, а также соблюдения правил торговли и оказания услуг проводятся только уполномоченными законодательством подразделениями органов государственной налоговой службы на основании приказов начальников этих подразделений с последующим уведомлением об этом специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов или его соответствующего территориального подразделения в течение одного рабочего дня со дня проведения краткосрочной проверки.

Основанием для проведения проверок деятельности субъектов предпринимательской деятельности органами прокуратуры, внутренних дел и Службы национальной безопасности Республики Узбекистан является наличие возбужденного уголовного дела. При этом проверкой может охватываться деятельность субъекта предпринимательской деятельности, связанная только с возбужденным уголовным делом, о чем должно быть указано в постановлении о назначении проверки.

Субъекты предпринимательской деятельности имеют право не допускать к проверке лиц, не имеющих оснований для ее проведения, не выполнять требования правоохранительных и контролирующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки.

Результаты проверок оформляются актом (справкой), один экземпляр которого оставляется у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности в день окончания проверки.




Редакции предшествующие

Закону РУз от 11.12.2014 г. N ЗРУ-381



Предыдущая редакция абзаца второго пункта 3 части первой статьи 5


легкой и пищевой промышленности, металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности, промышленности строительных материалов, а также прочей промышленно-производственной сферы, предусмотренной законодательством, - не более ста человек;




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 07.10.2013 г. N ЗРУ-355



Предыдущая редакция части четвертой статьи 39


Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств осуществляются не чаще одного раза в четыре года, других субъектов предпринимательства - не чаще одного раза в три года.