Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Комментарий к Инструкции

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

КОММЕНТАРИЙ

к Инструкции о порядке исчисления и

уплаты экологического налога


Налог на экологию был введен с 1 января 1997 года в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 1996 года “О мерах по углублению налоговой реформы в связи с государственным бюджетом Республики Узбекистан на 1997 год”, где была определена и ставка данного налога в размере одного процента.


Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан разработана и утверждена 17 марта 1997 года инструкция N 11/ 97-21 “О порядке исчисления и уплаты налога на экологию”. В соответствии с ней плательщиками данного налога являлись предприятия всех форм собственности, производящие продукцию (работы, услуги) или реализующие товары на территории Республики Узбекистан, включая филиалы и иные обособленные подразделения предприятий, объединений и организаций , не являющиеся юридическими лицами, но имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в учреждениях банка.


Малые предприятия всех форм собственности, являющиеся плательщиками единого налога, и некоммерческие организации не относились к числу плательщиков налога на экологию.


В соответствии с Налоговым кодексом Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан 26 декабря 1997 года принята новая инструкция N 48/97-116 “О порядке исчисления и уплаты экологического налога”.


Согласно ей плательщиками экологического налога являются юридические лица, производящие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги.


В целях налогообложения под юридическими лицами в данной инструкции понимаются все виды предприятий и организаций, в том числе их обособленные подразделения, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество и отвечающие по своим обязательствам имуществом, а также имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет. Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, по-прежнему не являются плательщиками экологического налога.


Объект налогообложения для предприятий, являющихся плательщиками данного налога, не изменился.


Для торговых, снабженческо-сбытовых, заготовительных предприятий и предприятий общественного питания объектом налогообложения являются издержки обращения, в состав которых для целей налогообложения включаются расходы по реализации, административно-управленческие расходы и прочие операционные расходы, учитываемые на счете 26 “Расходы периода” по соответствующим субсчетам.


Для предприятий других отраслей народного хозяйства  производственная себестоимость продукции (работ, услуг), в состав которой включается сумма затрат, учитываемых без внутризаводского оборота на счетах бухучета 20 "Основное производство” и 23 “Вспомогательное производство” в части услуг, оказанных на сторону.


Принимая во внимание, что в производственной себестоимости, которая является объектом налогообложения, для предприятий других отраслей народного хозяйства не учитываются платежи в бюджет и обязательные отчисления, а именно налог на имущество, земельный налог, налоги за пользование недрами и водными ресурсами, отчисления в Республиканский дорожный фонд и в Пенсионный фонд в размере 0,5 процента. Названные отчисления в целях единообразия определения налогооблагаемой базы исключаются из расходов периода при исчислении данного налога у торговых, снабженческо-сбытовых, заготовительных предприятий и предприятий общественного питания.


В этом же разделе дано определение производственной себестоимости для банков и страховых организаций, под которой понимается совокупность затрат по оказанным услугам.


Ставка данного налога, как и в 1997 году, установлена в размере 1 процента от объекта налогообложения.


Льготы по данному налогу имеют фонд “Нуроний” и его предприятия при условии использования высвобождаемых средств на выполнение уставных задач, а также юридические лица, в общей численности которых работают не менее пятидесяти процентов инвалидов, кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью.


Порядок исчисления экологического налога остался прежним. При этом расчеты по нему представляются в сроки, установленные для сдачи квартальных и годового отчетов.


Если в прошлом году в течение квартала плательщики производили авансовые взносы не позднее 20 числа каждого месяца равными долями одной трети квартальной суммы из предполагаемых затрат на соответствующий квартал, а суммы налога за квартал вносились в бюджет в пятидневный срок после квартальных и десятидневный срок после сдачи годового финансового отчетов, то согласно Налоговому кодексу экологический налог должен уплачиваться в бюджет не позднее срока представления расчета по нему, а авансовые взносы не производятся.


Предусмотренные в прошлом году особенности исчисления и уплаты в бюджет этого налога для сельскохозяйственных предприятий в 1998 году не сохранены. То есть порядок исчисления налога и сроки уплаты в бюджет для всех плательщиков теперь едины.


Излишне внесенные в прошлом году суммы налога в соответствии с инструкцией 1997 года засчитывались в счет очередных платежей или возвращались плательщику в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления. Начиная с 1998 года в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан сумма переплаты также может засчитываться в счет будущих платежей или возвращаться плательщику. Однако срок возврата продлен до 30 дней, при условии отсутствия задолженности по другим налогам и сборам.


Следует обратить внимание на бухгалтерские проводки при начислении экологического налога. С текущего года для всех плательщиков установлен единый порядок отражения в бухгалтерском учете экологического налога, то есть начисленная сумма налога отражается по дебету счета 26 “Расходы периода” и кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом”, тогда как в прошлом году для предприятий торговли и общественного питания, снабженческо-сбытовых, посреднических и заготовительных организаций сумма начисленного налога отражалась по кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом” и дебету счета 81 “Начисленные и уплаченные налоги”.


За нарушение установленного порядка исчисления налогов и представление расчетов по ним к налогоплательщикам применяются штрафные санкции в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан.


В связи с введением в действие вышеуказанной инструкции все ранее данные разъяснения по налогу на экологию утрачивают силу.