Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление кассационной инстанции Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 16.06.2015 г. N 11-1508/2290

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

16.06.2015 г.

N 11-1508/2290


(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)




Бюджетной организацией является некоммерческая организация, созданная по решению органов государственной власти в установленном порядке для осуществления государственных функций, содержащаяся за счет средств Государственного бюджета


Государственный межведомственный хозрасчетный архив документов личного состава Юкоричирчикского района (далее - истец) обратился в хозяйственный суд с исковым заявлением к ответчику ГНИ Юкоричирчикского района о признании недействительным решения от 22.12.2014 года "О предотвращении правонарушений".

Решением суда первой инстанции в удовлетворении искового требования отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе истца ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении искового требования.

На судебном заседании представитель истца полностью поддержал доводы кассационной жалобы и отметил, что истец является бюджетной организацией и просил отменить судебные акты с принятием нового решения об удовлетворении искового требования.

На судебном заседании представитель ГНИ Юкоричирчикского района, возразив против доводов кассационной жалобы, отметил, что истец не является бюджетной организацией, не получает средств из бюджета и просил оставить судебные акты без изменения.

Судебная коллегия, обсудив доводы кассационной жалобы вместе с материалами дела, находит кассационную жалобу необоснованной по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании решения Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов от 10.10.2014 года N 06-18308, письма Государственного налогового управления Ташкентской области от 17.10.2014 года N 13/4-9254, а также приказа ГНИ Юкоричирчикского района от 30.10.2014 года N 201-ХС с 30.10.2014 года по 28.11.2014 года проведена проверка хозяйственной деятельности Государственного межведомственного хозрасчетного архива документов личного состава Юкоричирчикского района за период хозяйственной деятельности архива с 01.01.2009 года по 30.09.2014 года.

По результатам проверки обнаружена неправильная уплата налогов, в частности, что архив производил уплату налогов по единому налоговому платежу, тогда как проверяющими установлено, что учреждение должно было платить общеустановленные налоги и обязательные платежи, которые зафиксированы в акте проверки.

Материалы проверки изучены в ГНИ Юкоричирчикского района, по результатам которой оформлен протокол и 22.12.2014 года вынесено решение о предотвращении налоговых правонарушении, согласно которому заявителю доначислены налоги, обязательные платежи в размере 81261800 сумов и пеня в размере 8779600 сумов, всего 90041400 сумов.

Не согласившись с данным решением истец обратился в Государственное налоговое управление Ташкентской области с жалобой, которая была рассмотрена рабочей группой и протоколом от 23.01.2015 года дано заключение о правильности и законности проведения проверки и оставлении без изменения решения ГНИ.

На основании вышеизложенного, утверждая, что истец является государственной (бюджетной) некоммерческой организацией и что в данном случае государственная регистрация архива в органах юстиции законом не предусмотрена, что архив зарегистрирован под кодом ОКОНХ - 95150, что согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 03.09.1999 года N 414 истец освобожден с 01.01.2000 года по 01.01.2018 года от уплаты всех видов налогов и обязательных платежей, истец обратился в суд с требованием к ответчику ГНИ Юкоричирчикского района о признании недействительным решения.

Согласно п. 5 Порядка финансирования (оплаты) расходов бюджетных организаций, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 03.09.1999 года N 414 финансирование (оплата) расходов производится в соответствии с поквартальным распределением годовой росписи расходов бюджета, составленной согласно утвержденным параметрам бюджета на соответствующий год, и сметам расходов бюджетных организаций с учетом изменений, вносимых в роспись и сметы расходов в процессе исполнения бюджета.

Согласно п. 6 вышеуказанного Порядка, бюджетные организации на основании утвержденных Министерством финансов Республики Узбекистан нормативов бюджетного финансирования самостоятельно разрабатывают и утверждают сметы и штатные расписания в порядке, установленном законодательством.

Согласно п. 1 Порядка, настоящий Порядок распространяется на организации, финансируемые из Государственного бюджета. Особенности применения данного Порядка к министерствам, ведомствам, предприятиям и организациям, ведущим самостоятельную хозрасчетную деятельность, но получающим бюджетные дотации и ассигнования на специально оговоренные мероприятия, определяются Министерством финансов Республики Узбекистан.

В соответствии с п. 5 Положения о порядке применения льгот по налогам, сборам и таможенным платежам, предоставленных благотворительным и иным фондам и обществам, а также созданным ими предприятиям и другим дочерним структурам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17.11.1999 года N 502, в случаях, предусмотренных статьей 32 Налогового кодекса Республики Узбекистан, отдельными указами Президента и решениями Кабинета Министров Республики Узбекистан для предприятий, находящихся в собственности некоммерческих организаций, налогооблагаемая база по налогу на доход (прибыль) уменьшается на сумму отчислений от дохода (прибыли), направляемых на осуществление уставной деятельности этих некоммерческих организаций.

Указанная льгота распространяется только на предприятия и другие структуры, которые находятся в собственности некоммерческих организаций, то есть наделены этими фондами и обществами уставным капиталом в размере 100 процентов.

В случае если некоммерческие организации являются одним из учредителей предприятий и других структур, то есть уставный капитал создаваемого предприятия не полностью сформирован за счет средств некоммерческих организаций, то на такие предприятия и другие структуры вышеуказанная льгота не распространяется. Данная категория предприятий, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, подлежит налогообложению в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан.

Согласно п. 6 вышеуказанного Положения, при осуществлении некоммерческими организациями и созданными ими предприятиями и другими структурами предпринимательской деятельности на них распространяется порядок взимания налогов, сборов и таможенных платежей, предусмотренный Налоговым, Таможенным кодексами Республики Узбекистан и Законом Республики Узбекистан "О таможенном тарифе".

В ходе рассмотрения дела выяснилось, что истец не имеет сметы расходов бюджетных организаций и не осуществлял расходы согласно данной смете.

Согласно ст. 4 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан бюджетной организацией является некоммерческая организация, созданная по решению органов государственной власти в установленном порядке для осуществления государственных функций, содержащаяся за счет средств Государственного бюджета.

Условия финансирования и порядок ведения бюджетного учета бюджетных организаций определяются бюджетным законодательством.

Кроме того, полученные доходы из своей хозяйственной деятельности истец оставлял в своем распоряжении, т.е. осуществлял предпринимательскую деятельность. Также в учредительных документах истца не предусмотрено формирование уставного фонда. Из этого следует, что истец не является организацией, финансируемой из бюджета.

В связи с этим суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.

Согласно статье 188 ХПК основаниями к изменению или отмене решения или постановления хозяйственного суда являются нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.

В данном случае оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит кассационную жалобу необоснованной и подлежащей оставлению без удовлетворения, а решение и постановление суда - без изменения, отнести уплаченные почтовые расходы в размере 7000 сумов на заявителя жалобы и взыскать с него государственную пошлину в размере 592000 сумов.



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2015 г., N 11