Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Комментарий к Указу Президента Республики Узбекистан "О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел, усилению их ответственности за обеспечение общественного порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

Комментарий к Указу Президента Республики

Узбекистан "О мерах по коренному повышению

эффективности деятельности органов внутренних дел,

усилению их ответственности за обеспечение

общественного порядка, надежной защиты прав,

свобод и законных интересов граждан"



Органы внутренних дел играют особую роль в обеспечении спокойствия, благополучной жизни населения, борьбе с преступностью и другими правонарушениями, охране общественного порядка, а также выполнении других жизненно важных задач. За годы независимости осуществлена эффективная работа по преобразованию органов внутренних дел из карательного, контролирующего органа в структуру, защищающую интересы народа, общества и государства.

За истекший период по итогам проведенных системных мер достигнуты определенные результаты в предупреждении и профилактике преступлений, других правонарушений, обеспечении правопорядка и безопасности населения, защите прав, свобод и законных интересов граждан. Приняты законы "О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних", "Об оперативно-розыскной деятельности", "О профилактике правонарушений", направленные на правовое урегулирование основных сфер деятельности органов внутренних дел.

В качестве следующего этапа осуществляемых реформ, в целях укрепления правовых основ деятельности органов внутренних дел, определения на законодательном уровне их задач, прав и обязанностей, дальнейшего усиления социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в сентябре прошлого года был принят Закон "Об органах внутренних дел".

Однако изучение возможностей практической реализации требований данного закона, а также обращений граждан, касающихся деятельности органов внутренних дел, показывает, что все еще имеется ряд проблем и вопросов, ожидающих своего решения.

Анализ поступающих в Виртуальную приемную Президента Республики Узбекистан и Народные приемные обращений свидетельствует о необходимости критического пересмотра и кардинального совершенствования деятельности органов внутренних дел.

Национальный и зарубежный опыт показывает, что такие традиционные меры, как ужесточение ответственности за преступления и другие правонарушения, использование технических средств при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, усиление контроля за лицом, совершившим правонарушение, не всегда дают ожидаемый результат в понижении уровня преступности. Это, в свою очередь, вызывает необходимость использования новых методов работы при профилактике правонарушений, налаживания тесного диалога с населением и общественностью, установления системы общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел, а также внедрения современных информационно-коммуникационных технологий.

Указ Президента Республики Узбекистан "О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел, усилению их ответственности за обеспечение общественного порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан" направлен на устранение таких недостатков и решение имеющихся проблем.

В Указе глубоко проанализированы имеющиеся серьезные недостатки и проблемы, причины их возникновения, а также их отрицательные последствия.

В частности, отмечено, что четко не разграничены основные задачи и функции между подразделениями республиканского, среднего и низового звена, организационно-штатная структура органов внутренних дел не соответствует объему их работы. В результате некоторые сотрудники подразделений высшего звена не задействуют все свои имеющиеся силы и возможности в работе, тогда как служебная нагрузка низовых подразделений намного превышает их фактические возможности, что, в свою очередь, является причиной снижения ответственности при исполнении служебных обязанностей.

Неосведомленность должностных лиц органов внутренних дел, инспекторов по профилактике о проблемах и заботах населения в связи с отсутствием регулярных встреч с ним и взаимодействия с общественностью приводит к серьезным недостаткам в профилактической работе, являющейся основной задачей системы.

При этом достижение эффективности и результативности работы в системе в первую очередь требует установления прямого диалога с народом, взаимодействия и тесного сотрудничества с институтами гражданского общества.

Недостаточное внимание к работе с обращениями граждан, безразличие, поверхностное отношение и формализм, низкая культура общения с населением, имеющие место в деятельности органов внутренних дел, к сожалению, являются горькой правдой. В результате недовольные этой ситуацией граждане обращаются в вышестоящие инстанции с жалобами.

Для решения таких проблем и недостатков в Указе определены основные направления реформирования системы органов внутренних дел. В частности, обозначается необходимость превращения органов внутренних дел в общественно ориентированную профессиональную службу, деятельность которой должна быть направлена на оказание своевременной и качественной помощи населению. Основным служебным долгом каждого сотрудника определяется - "Служить интересам народа".

Также в Указе предусмотрены меры по рациональному распределению основных задач сотрудников всех звеньев, отдельно указаны такие основные направления, как установление системного адресного диалога с населением, введение практики отчетов руководителей органов внутренних дел перед народом в лице представительных органов власти, улучшение материально-технического обеспечения деятельности органов внутренних дел.

Указом устанавливается новая система парламентского и общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел. Так, вводится порядок заслушивания Сенатом Олий Мажлиса два раза в год отчета министра внутренних дел Республики Узбекистан о состоянии профилактики и предупреждения правонарушений. Аналогично Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента будут заслушивать отчеты руководителей соответствующих территориальных подразделений органов внутренних дел ежеквартально. Кенгаши народных депутатов районов (городов) будут заслушивать начальника районного (городского) подразделения органов внутренних дел ежеквартально, а его заместителя по вопросам молодежи - ежемесячно.

В ходе этих заслушиваний будут критически обсуждаться принимаемые должностными лицами органов внутренних дел меры по выполнению возложенных задач, в частности, по предупреждению и профилактике правонарушений, раскрытию преступлений, анализу состояния преступности, причин и условий, способствующих росту количества правонарушений. По итогам заслушивания будет даваться оценка деятельности органов внутренних дел, а также приниматься рекомендации о соответствии или несоответствии занимаемой должности в отношении должностных лиц.

В целях повышения эффективности деятельности низового звена органов внутренних дел Указом предусматривается введение должности заместителя начальника районного (городского) управления (отдела) внутренних дел по вопросам молодежи - начальника отдела (отделения) профилактики правонарушений, на которого возлагается задача по эффективной организации и координации работы инспекторов по профилактике, прежде всего, по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи.

В Указе также предусматривается ряд организационных изменений в системе. В настоящее время возникновение новых угроз международного терроризма и религиозного экстремизма в различных частях мира вызывает необходимость дальнейшего усиления деятельности по борьбе с преступностью в качестве первостепенной задачи органов внутренних дел. Учитывая это, на базе Главного управления уголовного розыска и борьбы с терроризмом образуются Главное управление уголовного розыска и Главное управление борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Еще одной из важных задач органов внутренних дел является расследование преступлений. В этой связи в целях обеспечения независимости и самостоятельности органов следствия, создания необходимых условий для осуществления ими своих полномочий Главное следственное управление преобразовывается в Следственный департамент при Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан.

Следует отметить, что одной из причин недостатков и проблем в деятельности органов внутренних дел является то, что работа с кадрами, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров является неудовлетворительной.

Не уделяется должного внимания привлечению в систему интеллектуальных, преданных, ответственных кадров, считающих своим священным долгом и основной обязанностью обеспечение правопорядка и общественной безопасности, защиту прав и свобод человека. В целях устранения недостатков в данном направлении, а также создания новой системы работы с кадрами организованы Главное управление кадров и Управление собственной безопасности.

Кроме того, пересмотрена деятельность центров переподготовки и повышения квалификации сержантского состава, Ташкентского высшего военно-технического училища и Высшей технической школы пожарной безопасности. На их базе создаются действующие на основе новых требований центры первоначальной подготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, Военно-технический институт и Институт пожарной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.

В последние годы расширяются международные связи Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, динамично развивается сотрудничество с зарубежными странами и международными организациями в сфере защиты прав человека. Однако до сегодняшнего дня деятельность министерства в данном направлении осуществлялась несколькими подразделениями в качестве второстепенных задач. С учетом этого Указом создается Управление международного сотрудничества на базе соответствующих структурных отделов.

Также существуют проблемы в вопросах реализации требований паспортной системы, осуществления надзора за исполнением правил выезда за границу, въезда и нахождения в Республике Узбекистан. Наблюдаются факты волокиты по причине неправильного распределения объема работ в районных (городских) отделениях Управления въезда, выезда и оформления гражданства, куда чаще всего обращается население. С учетом необходимости коренного реформирования деятельности органов внутренних дел в этом направлении образуется Главное управление миграции и оформления гражданства.

Недостаточное исполнение требований Закона "Об обращениях физических и юридических лиц" во многом связано с отсутствием конкретного структурного подразделения, основной задачей которого являлась бы работа с обращениями. В результате этого допускаются недостатки при обеспечении своевременного и качественного рассмотрения обращений граждан.

В этой связи Указом предусмотрено создание Управления по работе с обращениями физических, юридических лиц и делопроизводству Министерства внутренних дел.

В целях задействования необходимых организационных и правовых механизмов выполнения основных задач, определенных в данном Указе, утверждена Программа комплексных мер по коренному реформированию системы органов внутренних дел.

Указ начнет новый этап коренных реформ в системе органов внутренних дел. Обеспечение его исполнения будет способствовать утверждению верховенства закона, своевременной профилактике правонарушений, обеспечению правопорядка и общественной безопасности, а в конечном результате повысит эффективность деятельности всей системы органов внутренних дел и каждого сотрудника по защите прав, свобод и законных интересов граждан.



"Народное слово", 11 апреля 2017 г.