Положение о специальных группах академических лицеев и профессиональных колледжей по подготовке кадров для поступления в высшие военные образовательные учреждения (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 21.04.2017 г. N 227)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Постановлению КМ РУз
от 21.04.2017 г. N 227
ПОЛОЖЕНИЕ
о специальных группах академических лицеев
и профессиональных колледжей по подготовке кадров
для поступления в высшие военные образовательные
учреждения
1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, функции, статус и организационные основы деятельности специальных учебных групп академических лицеев и профессиональных колледжей, на которые возложены дополнительные задачи по подготовке кандидатов для поступления в высшие военные образовательные учреждения (далее - образовательные учреждения) в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 января 2017 года N ПП-2738 "О Программе мер по реализации задач дальнейшего реформирования и развития Вооруженных Сил Республики Узбекистан" (далее - специальные группы).
2. В специальных группах учебный процесс организуется в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего специального, профессионального образования, на основе учебных планов и учебных программ, утвержденных Центром среднего специального, профессионального образования по согласованию с Министерством обороны Республики Узбекистан, предусматривающих военно-профессиональную ориентацию и подготовку учащихся для их дальнейшего обучения в высших военных образовательных учреждениях.
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
3. Целью деятельности специальных групп является обеспечение углубленного профильного, дифференцированного, профессионально ориентированного обучения, интеллектуального развития, военно-патриотического воспитания учащихся.
4. Задачами специальных групп являются:
организация качественного обучения учащихся в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего специального, профессионального образования;
воспитание молодежи в духе преданности Родине, высокой гражданственности и приверженности духовным и историческим ценностям нашего народа;
привитие учащимся высокой культуры, навыков, активного социально-гражданского поведения, обеспечивающим правильное понимание и сознательное соблюдение законодательства;
обеспечение углубленной теоретической и профессиональной подготовки учащихся в соответствии с профилем образовательных учреждений, необходимой и достаточной для продолжения их обучения в высших военных образовательных учреждениях по соответствующим специальностям;
развитие у учащихся физической выносливости, силы, ловкости, быстроты, реакции и движения.
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
5. Обучение в специальных группах ведется на государственном, каракалпакском и русском языках.
6. Учебный план, график учебного процесса, аудиторная и внеаудиторная учебно-воспитательная работа, а также другие вопросы организации учебно-воспитательного процесса определяются с учетом специфики образовательных учреждений, исходя из требований Государственного образовательного стандарта среднего специального, профессионального образования.
7. В процессе воспитания и обучения учащихся используются разнообразные современные формы и методы проведения аудиторных и внеаудиторных занятий, включая проведение факультативных занятий и кружков по изучаемым предметам, а также мероприятий, направленных на воспитание учащихся в духе любви и преданности Родине.
8. Распорядок дня, обеспечивающий медико-педагогически обоснованное сочетание обучения, труда, отдыха и различных мероприятий, составляется с учетом подготовки кандидатов для поступления в высшие военные образовательные учреждения и утверждается решением педагогического совета образовательных учреждений.
9. По завершении обучения на каждом курсе по результатам рейтингового контроля и аттестации принимается решение о переводе учащихся специальных групп на следующий курс в составе специальных групп.
10. Учащиеся специальных групп, получившие неудовлетворительные результаты по результатам рейтингового контроля и аттестации, переводятся на следующий курс с продолжением обучения в общих группах образовательных учреждений.
11. Перевод учащихся с курса на курс производится приказом директора образовательного учреждения.
ГЛАВА 4. УЧАЩИЕСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
12. Права и обязанности учащихся специальных групп соответствуют правам и обязанностям учащихся обычных групп академических лицеев и профессиональных колледжей, на которые возложены дополнительные задачи по подготовке кандидатов для поступления в высшие военные образовательные учреждения, и определяются уставом образовательного учреждения, утверждаемым в установленном порядке.
13. Лица, зачисляемые в специальные группы, именуются учащимися, им выдаются ученический билет и книжка успеваемости установленного образца.
14. Отчисление и перевод в другое образовательное учреждение учащихся специальных групп осуществляется в установленном законодательством порядке.
15. Продолжительность обучения в специальных группах составляет три года. Количество учащихся специальных групп должно составлять не более 26 человек на каждом курсе и не более 78 человек на трех курсах.
16. Учащиеся специальных групп, полностью выполнившие требования учебных планов и программ, допускаются к итоговой государственной аттестации.
17. По окончании обучения в специальных группах образовательных учреждений выпускникам выдается диплом государственного образца о среднем специальном, профессиональном образовании.
ГЛАВА 5. РУКОВОДЯЩИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ,
УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ
18. Право на осуществление педагогической деятельностью в специальных группах имеют лица с высшим образованием, соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым к преподавателям образовательных учреждений, обладающие высокими нравственными качествами.
19. Аттестация преподавательского состава, осуществляющего преподавательскую деятельность в специальных группах, проводится в установленном законодательством порядке.
20. Ответственность за соблюдение установленных законодательством условий учебы, труда и отдыха учащихся специальных групп несет руководство образовательного учреждения.
21. Директор осуществляет контроль за деятельностью специальных групп, несет ответственность за качественное обучение и воспитание учащихся, выполнение учебных планов и программ, за надлежащее осуществление учебно-методической и финансово-хозяйственной деятельности специальных групп, издает приказы по специальным группам, в установленном законодательством порядке.
22. Педагогический совет образовательного учреждения оказывает практическое содействие в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса в специальных группах.
23. Руководство образовательного учреждения несет ответственность за постоянное совершенствование педагогического, профессионального и психологического мастерства преподавателей и инженеров-педагогов, повышение их квалификации и переподготовку.
ГЛАВА 6. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
ПО УПРАВЛЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ
24. Задачами Центра среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан являются:
по согласованию с Министерством обороны Республики Узбекистан разработка и утверждение учебных планов и учебных программ специальных групп в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего специального, профессионального образования;
организация переподготовки и повышения квалификации преподавателей;
оказание научно-методической помощи по организации учебно-воспитательного процесса, внедрению в образовательные программы и учебный процесс передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
организация разработки, издания и обеспечения учащихся специальных групп учебной, учебно-методической литературой и наглядными пособиями;
организация и проведение комплексной духовно-просветительской и воспитательной работы, обеспечивающей военно-патриотическое, правовое, духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся;
совместно с Министерством обороны Республики Узбекистан осуществление целенаправленной профессиональной ориентации и довузовской подготовки учащихся, формирование профессиональных умений и навыков по специальным дисциплинам, введенным в соответствии с направлениями обучения специальных групп;
организация и контроль за эффективным взаимодействием закрепленных за образовательными учреждениями высших образовательных учреждений, повышение роли и ответственности, а также обеспечение непосредственного участия закрепленных высших образовательных учреждений в качественной подготовке учащихся специальных групп к поступлению в высшие военные образовательные учреждения;
оснащение учебно-материальной базы специальных групп современными техническими средствами обучения, компьютерной техникой и соответствующим учебно-лабораторным оборудованием;
координация и контроль административной, финансовой и хозяйственной деятельности, материально-технического снабжения специальных групп;
организация государственной итоговой аттестации и выдача дипломов выпускникам специальных групп.
25. Задачами Министерства обороны Республики Узбекистан являются:
оказание необходимой помощи в качественной организации учебно-воспитательного процесса, во внедрении в образовательные программы и учебный процесс передовых педагогических и информационных технологий, военной тематики;
оказание помощи в обеспечении специальных групп средствами военно-инженерного оборудования и химической защиты, учебными и наглядными пособиями по военной тематике в соответствии с Программой начальной допризывной подготовки молодежи Республики Узбекистан, в установленном порядке;
содействие в организации и проведении с учащимися специальных групп практических занятий по тактической, огневой, специальной подготовке на базах (в том числе и на полевых) военных округов, высших военных образовательных учреждений и школ подготовки сержантов Министерства обороны Республики Узбекистан;
в целях обеспечения эффективной профессиональной ориентации учащихся специальных групп прикрепление образовательных учреждений к воинским частям, управлениям по делам обороны, организация посещений высших военных образовательных учреждений, школ подготовки сержантов, воинских частей и учреждений Министерства обороны Республики Узбекистан;
организация и проведение повышения квалификации руководителей и преподавателей начальной допризывной подготовки в учреждениях повышения квалификации Министерства обороны Республики Узбекистан;
совместно с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совершенствование Программы начальной допризывной подготовки молодежи Республики Узбекистан;
участие в работе приемных комиссий и комиссий по проведению государственной итоговой аттестации выпускников специальных групп.
26. Закрепленные за образовательными учреждениями высшие военные образовательные и высшие образовательные учреждения оказывают необходимую научно-методическую помощь в организации учебно-воспитательного процесса, во внедрении в образовательные программы и учебный процесс передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий, а также обеспечивают профессиональную ориентацию учащейся молодежи, качественный подбор и эффективную организацию повышения квалификации педагогических кадров.
27. Ректоры высших образовательных учреждений, закрепленных за академическими лицеями и профессиональными колледжами, на которых возложены дополнительные задачи по подготовке кандидатов для поступления в высшие военные образовательные учреждения, осуществляют контроль за выполнением указанных задач.
ГЛАВА 7. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
28. Финансирование деятельности образовательных учреждений, в том числе специальных групп, осуществляется в соответствии с законодательством за счет:
ассигнований из Государственного бюджета Республики Узбекистан;
доходов, полученных от реализации образовательных услуг, научно-педагогической, производственной и других видов деятельности, соответствующих уставным задачам образовательного учреждения;
благотворительных пожертвований юридических и физических лиц.
29. Финансовые средства находятся в распоряжении образовательных учреждений и используются в соответствии с законодательством и их уставами.
30. Оснащенность учебных лабораторий, кабинетов и других объектов образовательных учреждений, в том числе специальных групп, определяется типовыми нормативами материально-технического обеспечения образовательного процесса среднего специального, профессионального образования в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего специального, профессионального образования.
ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
31. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
1 мая 2017 г., N 17, ст. 295
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2017 г., N 4, ст. 50