Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29.11.2017 г. N 44 "О судебной практике по делам, связанным с государственным пенсионным обеспечением"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

29.11.2017 г.

N 44



О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ,

СВЯЗАННЫМ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ

ПЕНСИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ


В связи с вопросами, возникшими в судебной практике по рассмотрению дел, связанных с осуществлением права граждан на государственную пенсию и в целях обеспечения единообразного применения норм законодательства о государственном пенсионном обеспечении граждан, руководствуясь статьей 17 Закона Республики Узбекистан "О судах", Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Обратить внимание судов, что, в соответствии со статьей 39 Конституции Республики Узбекистан, каждый имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в других предусмотренных законом случаях. Неукоснительное соблюдение требований Закона Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан" является гарантом обеспечения конституционного права граждан на социальное обеспечение.

2. При рассмотрении дел, связанных с государственным пенсионным обеспечением граждан, судам следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса Республики Узбекистан, Трудового кодекса Республики Узбекистан, Закона Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан" (далее - Закон), постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 сентября 2011 года N 252 "Об утверждении нормативно-правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствование порядка назначения и выплаты государственных пенсий", постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2016 года N 46 "Об утверждении Положения о порядке уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан гражданами Республики Узбекистан, работающими за границей, и отдельными категориями лиц, рабочее время которых не поддается учету, а также порядке учета их трудового стажа и размера заработка, принимаемого для исчисления пенсии", Инструкции "О порядке ведения трудовых книжек", зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан 29 января 1998 года N 402, Инструкции "О порядке удержания из пенсий, пособий и иных выплат", зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан 26 октября 2016 года N 2835 и других нормативно-правовых актов, принятых в этой сфере.


3. Судам следует иметь в виду, что в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 3 сентября 1993 года N 939-XII "О порядке введения в действие Закона Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан" сохранен действовавший до введения в действие Закона порядок:

применения поправочных коэффициентов для исчисления заработка при назначении и перерасчете пенсий;

льготного пенсионного обеспечения по возрасту за лицами, работавшими до введения в действие Закона на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренного ранее действовавшим законодательством.


4. Разъяснить судам, что в соответствии с Законом и Положением "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 сентября 2011 года N 252, назначение и выплата пенсии, а также рассмотрение других вопросов, связанных с пенсионным обеспечением граждан, осуществляется районным (городским) отделом внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее - Пенсионный фонд), решения, действия (бездействие) должностных лиц которых, могут быть обжалованы в суд.

В суд могут быть обжалованы также решения, действия (бездействие) должностных лиц вышестоящих органов внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан, связанные с пенсионным обеспечением граждан.


5. В суде могут быть рассмотрены следующие дела, связанные с осуществлением права на государственную пенсию:

о подтверждении периодов трудовой деятельности, при отсутствии документов о трудовом стаже;

о принадлежности документов, подтверждающих трудовой стаж;

об установлении факта работы на вредных и опасных условиях труда, при отсутствии документов об аттестации рабочих мест;

об обжаловании решения комиссии по назначению пенсии Пенсионного фонда об отказе включения в трудовой стаж периодов деятельности по основаниям отсутствия документов, подтверждающих оплату страховых взносов;

о признании недействительными решений комиссии по назначению пенсии Пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии, переводе с одного вида пенсии на другой, об удержаниях из пенсии.

Судам следует иметь в виду, что данный перечень не является исчерпывающим и при решении вопроса о принятии заявления к производству, следует исходить из того, что любое нарушенное право может быть восстановлено через суд, а также установлен факт, от которого зависит возникновение, изменение или прекращение личных, имущественных прав граждан.

Суды должны иметь ввиду, что поскольку размер заработной платы, а также уплата страховых взносов подтверждаются соответствующими документами (штатное раписание, платежная ведомость, платежное поручение и другие), установление таких юридических фактов судом не допускается.


6. Обратить внимание судов, что в соответствии со статьей 26 Гражданского процессуального кодекса заявления об установлении юридических фактов, а также исковые заявления, связанные с осуществлением (защитой) права на получение пенсии, подведомственны судам по гражданским делам, а жалобы на решения, действия (бездействие) Пенсионного фонда - административным судам.

Иски о взыскании с предприятий, учреждений и организаций в регрессном порядке пенсий, назначенных в связи с профессиональным заболеванием, связанного с исполнением работником трудовых обязанностей или инвалидностью вследствие трудового увечья либо смертью кормильца, а также при назначении пенсии по возрасту до достижения пенсионного возраста в соответствии с пунктом "б" статьи 12 Закона, подведомственны экономическим судам.


7. Судам следует принять во внимание, что в соответствии со статьей 2 Закона установлены следующие виды государственных пенсий:

пенсия по возрасту;

пенсия по инвалидности;

пенсия по случаю потери кормильца.

Поскольку виды пенсии отличаются друг от друга временем и основаниями возникновения права на пенсию, что имеет существенное значение для правильного разрешения дела, судам при рассмотрении споров, связанных с осуществлением права на пенсионное обеспечение следует точно установить вид пенсии, на которую претендует гражданин и основания возникновения права на пенсию.


8. При назначении пенсии по возрасту на общих основаниях, в силу статьи 37 Закона, в стаж работы засчитывается любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, независимо от вида деятельности, форм собственности и хозяйствования, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.

В то же время, в отличие от пенсии по возрасту, при назначении пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, по случаю потери кормильца, умершего вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, продолжительность стажа юридического значения не имеет. Продолжительность трудового стажа не имеет значения и для назначения пенсии лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания в период работы или после ее прекращения до достижения 20 лет. При этом имеет значение наличие самого факта стажа работы, а не его продолжительность, поскольку в силу части четвертой статьи 1 Закона граждане, не имеющие стажа работы, и их семьи не имеют права на государственные пенсии по настоящему Закону. Порядок социального обеспечения указанных лиц определяется Положением "О порядке назначения и выплаты пособий престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим стажа работы, необходимого для назначения пенсии", утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 апреля 2011 года N 107.

Пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания, а также пенсии по случаю потери кормильца, умершего вследствие общего заболевания, назначаются при наличии установленного статьей 17 Закона стажа работы ко времени наступления инвалидности либо смерти кормильца.

Инвалидам I и II групп вследствие общего заболевания, которые не имеют достаточного стажа работы для назначения пенсии (статья 17 Закона), пенсия по инвалидности назначается в размере, пропорциональном имеющемуся стажу работы, а членам семьи, потерявшим кормильца, умершего вследствие общего заболевания и не имевшего стажа работы, достаточного для назначения пенсии по инвалидности, пенсия назначается в размере, пропорциональном имеющемуся стажу работы кормильца.

При разрешении споров, связанных с осуществлением права на пенсию по случаю потери кормильца, судам следует исходить из круга лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, определенных статьей 19 Закона.

9. Судам следует иметь в виду, что страховые взносы в Пенсионный фонд исчисляются и удерживаются из доходов в виде оплаты труда, выплачиваемых работнику (статья 306 Налогового кодекса Республики Узбекистан).

Сведения о начисленных страховых взносах в Пенсионный фонд устанавливаются на основе сформированных сведений в налоговых органах.

Исходя из изложенного, при разрешении споров, связанных с не включением в стаж периода работы за наличие задолженности работодателя по единому социальному платежу и страховым взносам, судам следует иметь в виду, что данное обстоятельство не является основанием для исключения периодов трудовой деятельности из стажа работы работника. Так, в соответствии со статьей 282 Трудового кодекса Республики Узбекистан, государственному социальному страхованию подлежат все работники и взносы на государственное социальное страхование уплачивают работодатели, а также сами застрахованные работники.

10. В соответствии со статьей 7 Закона, правом на пенсию по возрасту обладают мужчины - по достижении 60 лет, при стаже работы не менее 25 лет и женщины - по достижении 55 лет, при стаже работы не менее 20 лет.

Лицам, достигшим пенсионного возраста и не имеющим достаточный стаж работы, пенсия по возрасту назначается в размере, пропорциональном имеющемуся стажу, при наличии не менее 7 лет стажа работы, предусмотренного в пунктах "а", "б", "в" и "г" части первой статьи 37 Закона.


11. При разрешении споров, связанных с включением или отказом во включении определенного периода трудовой деятельности в засчитываемый стаж работы, судам следует исходить из требований статьи 37 Закона.

В частности, в стаж работы засчитываются:

а) любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, независимо от вида деятельности, форм собственности и хозяйствования при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд;

б) военная служба и пребывание в партизанских отрядах и соединениях, служба в органах государственной безопасности и в органах внутренних дел;

в) служба в военизированной охране, в органах специальной связи и в горноспасательных частях независимо от ведомственной подчиненности;

г) индивидуальная трудовая деятельность, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном подсобном, дехканском, фермерском хозяйстве, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд;

д) время ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постороннем уходе (по заключению лечебного учреждения);

е) очное обучение в высших образовательных учреждениях, аспирантуре, институте стажеров-исследователей-соискателей, докторантуре, институте старших научных сотрудников-соискателей и клинической ординатуре, в том числе за границей;

ж) время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, но не более 3 лет в общей сложности;

з) период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства, но не более 10 лет;

и) время пребывания за границей супругов работников дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Узбекистан, а также лиц, прикомандированных Министерством иностранных дел Республики Узбекистан на квотные должности в международные межправительственные организации, но не более 10 лет.

Периоды, предусмотренные в подпунктах "д" - "и", засчитываются в стаж работы при наличии общего стажа работы не менее 7 лет, указанного в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта.

Лицам, ставшим инвалидами, в периоды, предусмотренные в подпунктах "д" - "и", засчитываются в стаж работы независимо от продолжительности стажа, указанного в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта.

Время нахождения на инвалидности I и II группы, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, засчитывается в стаж работы при назначении пенсии по возрасту и по случаю потери кормильца. Время работы после назначения пенсии по возрасту не засчитывается в стаж работы для исчисления пенсии.

Повышение пенсий по случаю потери кормильца, назначаемых на детей, потерявших обоих родителей (круглых сирот), производится исходя из общей продолжительности стажа работы обоих родителей в размерах, указанных в пункте "г" статьи 27 Закона.


12. Согласно пункта 35 Положения "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 сентября 2011 года N 252, при исчислении стажа работы в колхозе за период после 1965 года, если член колхоза не выполнял без уважительных причин установленного минимума трудового участия, учитывается время работы по фактической продолжительности.

В силу статей 115 и 139 Трудового кодекса Республики Узбекистан фактическая продолжительность времени работы в колхозе должна быть определена исходя из шестидневной рабочей недели с вычетом праздничных дней.

Трудовое участие в колхозе подтверждается следующими документами:

трудовой книжкой члена хозяйства, в которой должны быть отражены сведения о действительном периоде труда и минимум участия в труде за соответствующий год;

личная карточка члена хозяйства, которая должна была вестись отделом кадров для каждого члена хозяйства, с отражением в них сведений о действительном периоде труда и минимуме участия в труде за соответствующий период;

решение правления хозяйства, которое проводилась по итогам каждого года и определялся минимум участия членов хозяйства в труде за соответствующий год.

В связи с этим, судам следует иметь в виду, что при исчислении трудового стажа, истребование такого решения правления коллективного хозяйства, при наличии вышеуказанных двух оснований является излишним.

В случаях, когда отсутствует решение правления коллективного хозяйства, устанавливающее минимум участия членов хозяйства в труде, суды на основании решения за один год вправе установить юридический факт минимума участия в труде за последующие два года (например, при наличии решения правления за 1980 год, подтверждается факт минимума участия в труде за 1981-1982 годы).

Разъяснить судам, что такой факт может быть установлен и на основании трудовой книжки одного члена коллективного хозяйства, в котором содержатся сведения о минимуме участия в труде за определенный период, тогда как в трудовой книжке другого, такие сведения отсутствуют.


13. При разрешении споров о не включении в трудовой стаж периода трудовой деятельности работника, занятого творческой деятельностью, судам следует исходить из того, что членам творческих союзов, занятым творческой деятельностью, стаж работы до 1 января 1991 года устанавливается правлениями творческих союзов, начиная со дня первого опубликования или публичного исполнения (показа) произведения данного автора, а с 1 января 1991 года - только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.

14. При разрешении споров о включении периода индивидуальной трудовой деятельности, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном подсобном, дехканском, фермерском хозяйстве, в трудовой стаж, дающий право на пенсию, судам следует исходить из требований постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2016 года N 46 "Об утверждении Положения о порядке уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан гражданами Республики Узбекистан, работающими за границей, и отдельными категориями лиц, рабочее время которых не поддается учету, а также порядке учета их трудового стажа и размера заработка, принимаемого для исчисления пенсии".

Судам следует иметь в виду, что плательщиками страховых взносов являются:

индивидуальные предприниматели;

лица, нанятые индивидуальными предпринимателями;

члены семьи субъекта семейного предпринимательства;

члены дехканского и фермерского хозяйства;

физические лица, занятые выращиванием крупного рогатого скота и реализацией животноводческой продукции на личных подсобных, дехканских и фермерских хозяйствах;

физические лица, занятые выращиванием на личных подсобных хозяйствах других видов сельскохозяйственной продукции (продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства, пчеловодства).

В трудовые книжки таких лиц до 2001 года записи вносились на основании сведений, имеющихся в Пенсионном фонде, а после 2001 года на основании справок налоговых органов об уплате страховых взносов. В случае отсутствия этих документов трудовой стаж должен быть установлен на основании личной карточки учета, хранящегося в Пенсионном фонде, а также книги предпринимателя об учете страховых взносов, выплаченных в Пенсионный фонд.

Исходя из этого, суды должны принять во внимание, что отсутствие хотя бы одного из этих документов, не может являться основанием для подтверждения требуемого периода трудовой деятельности, поскольку законодательством не предусмотрен порядок установления факта уплаты страховых взносов на основании свидетельских показаний.


15. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 "Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, весь период работы гражданина на территории любого государства - участника Соглашения, учитывается (засчитывается) в стаж за время до вступления в силу Соглашения без применения требований статьи 37 Закона.

При разрешении споров, связанных с не включением в трудовой стаж периода работы за границей по найму, судам следует руководствоваться требованиями Положения "О порядке уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан гражданами Республики Узбекистан, работающими за границей, и отдельными категориями лиц, рабочее время которых не поддается учету, а также порядке учета их трудового стажа и размера заработка, принимаемого для исчисления пенсии", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2016 года N 46.

Разъяснить судам, что лицом, работающим за границей по найму является гражданин Республики Узбекистан, работающий за границей по найму на основе трудового договора (контракта), в том числе получивший разрешение на осуществление трудовой деятельности за рубежом от Агентства по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан или региональных хозрасчетных Бюро по трудоустройству граждан за рубежом в установленном законодательством порядке, а также гражданин Республики Узбекистан, работающий в торговых домах, представительствах (в том числе без создания юридического лица), организациях, созданных в иностранных государствах государственными органами и другими организациями Республики Узбекистан.


16. Разъяснить судам, что в соответствии со статьей 13 Налогового кодекса Республики Узбекистан, лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в государственный бюджет и государственные целевые фонды налогов и других обязательных платежей являются налоговыми агентами. На налоговых агентов, в том числе, возложена обязанность по начислению и удержанию страховых взносов, а также ответственность за правильность их исчисления.

Вместе с тем, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан на определенные категории работодателей, в частности на дипломатическое представительство (посольство или миссии), консульское учреждение (генеральное консульство, консульство, вице-консульство или консульское агентство) иностранного государства или представительство международных (межправительственных) организаций в Республике Узбекистан, не возложено обязательство по начислению и удержанию страховых взносов в Пенсионный фонд.

Судам следует иметь в виду, что при разрешении споров связанных с не включением в трудовой стаж периода работы лиц, работавших у работодателей, на которых в соответствии с законодательством не возложено обязательство по начислению и удержанию страховых взносов, судам следует исходить из требований части восьмой статьи 311 Налогового кодекса Республики Узбекистан, в соответствии с которой, физические лица, получающие доходы от работодателя, на которого в соответствии с законодательством не возложена обязанность по начислению и удержанию страховых взносов, уплачивают страховые взносы на добровольной основе, исходя из суммы доходов в виде оплаты труда, указанных в декларации о совокупном годовом доходе, на основании заявления о добровольной уплате страховых взносов, подаваемого одновременно с представлением декларации о совокупном годовом доходе.

17. При разрешении споров о не включении в трудовой стаж времени нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, судам следует исходить из требований подпункта "ж" пункта 35, пункта 66 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 сентября 2011 года N 252.

Разъяснить судам, что в соответствии с вышеуказанным Положением, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (в том числе и в оплачиваемом) в специальный стаж работы, дающий право на льготную пенсию по возрасту не включается.


18. Судам следует иметь в виду, что отдельным категориям работников пенсия по возрасту устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в соответствующих случаях - и при пониженном трудовом стаже в порядке, установленном статьей 7 Закона, по правилам статей 9 - 14 этого Закона.

Одним из условий установления пенсии по возрасту раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по возрасту, установленной законом продолжительности.

В частности, пенсии на льготных условиях могут назначаться в соответствии с Законом определенным лицам независимо от возраста, с уменьшением пенсионного возраста (на 10 лет, на 5 лет, на 1 год), лилипутам и карликам, а также лицам, высвобожденным в связи с изменениями в технологии, организации производства и труда, сокращением объемов работ, повлекших изменение численности (штата) работников или изменение характера работ, либо ликвидацией предприятия, учреждения, организации и признанным безработными с уменьшением установленного возраста на 2 года и наличии стажа работы.


19. Право на получение пенсии на льготных условиях имеют отдельные категории граждан согласно спискам, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Судам при рассмотрении дел, связанных с отказом Пенсионного фонда в назначении пенсии на льготных условиях, следует руководствоваться Списками производств, учреждений, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию независимо от возраста, при наличии требуемых общего и специального стажа работ, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 мая 1994 года N 250.


20. При разрешении споров о не включении льготного периода трудовой деятельности в стаж работы, дающий право на льготную пенсию с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в связи с отсутствием доказательств об аттестации рабочих мест, судам следует исходить из того, что в соответствии со статьей 14 Закона Республики Узбекистан "Об охране труда" аттестация рабочих мест по условиям труда проводится самим работодателем в установленном порядке, периодичность проведения которых устанавливается законодательством, но не реже одного раза в пять лет.

Следует учесть, что проведение аттестации рабочих мест является обязанностью работодателя, статьей 211 Трудового кодекса Республики Узбекистан ответственность за нарушение требований по охране труда возложена именно на работодателя.

Исходя из этого, судам при рассмотрении дел об установлении факта работы во вредных условиях следует принять во внимание, что отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда не является виной работника, в связи с чем, принять все необходимые меры для восстановления нарушенного права, в том числе, проверять наличие аттестации рабочих мест по условиям труда за другие периоды и исходить из их результатов.

Следует иметь в виду, что в силу статьи 74 Гражданского процессуального кодекса, свидетельские показания не могут являться надлежащими доказательствами, подтверждающими особенность работы (работы в определенных условиях), определяющими ее характер и влияющими на досрочное назначение пенсии по возрасту. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 71 Гражданского процессуального кодекса (например, приказы, расчетная книжка, наряды, сведения о должностных обязанностях, сведения о надбавках и доплатах и т.п.).

Обратить внимание судов, что в соответствии со статьями 28 и 29 Закона Республики Узбекистан "Об охране труда" государственные технические инспекторы труда и государственные эксперты по условиям труда вправе выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работников на производстве. В связи с чем, при необходимости, следует разрешить вопрос об участии указанных лиц в судебном заседании либо получить их заключение по рассматриваемому вопросу.


21. В случае несогласия гражданина с отказом Пенсионного фонда включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по возрасту, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение пенсии по возрасту, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, а также направлений деятельности предприятий, учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

В связи с этим судам в случае необходимости следует разрешить вопрос об участии в судебном заседании представителей Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан либо получении их заключения по рассматриваемому вопросу.


22. При исчислении льготного стажа работы применяются:

Списки производств, учреждений, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию независимо от возраста, при наличии требуемых общего и специального стажа работ, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 мая 1994 года N 250;

Инструкция "О порядке применения списков производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию на льготных условиях", утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и Министерства финансов Республики Узбекистан, зарегистрированная Министерством юстиции Республики Узбекистан 12 марта 2012 года N 2337.

При рассмотрении и разрешении дел, связанных с отказом Пенсионного фонда в назначении пенсии по возрасту на льготных условиях по профессиям, исключенным из списков NN 1, 2 и 3, производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 мая 1994 года N 250, а равно исключение других льгот, предусмотренных законом, необходимо руководствоваться частью третьей статьи 4 Гражданского кодекса. Согласно указанной норме, к отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, закон применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

23. Обратить внимание судов, что в соответствии со статьей 81 Трудового кодекса Республики Узбекистан и статьей 42 Закона, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. В случаях, когда документы о стаже работы не сохранились полностью или частично в результате военных действий, стихийных бедствий, аварий, катастроф или других чрезвычайных ситуаций, подтверждение стажа работы осуществляется специальными комиссиями по установлению стажа работы, создаваемыми Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан или органами государственной власти на местах. Периоды трудовой деятельности, установленные этими комиссиями на основании частично сохранившихся документов и показаний свидетелей, включаются в стаж работы, а также в специальный стаж работы, дающий право на льготную пенсию, как время работы, подтвержденное документами.

При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые записи или содержатся неправильные и неточные записи о периодах трудовой деятельности, Пенсионный фонд должен принимать в подтверждение стажа работы (кроме стажа работы занятого лица) справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, трудовые договоры (контракты), архивные справки и другие документы, содержащие сведения о периодах трудовой деятельности.

При этом в справке, подписанной руководителем предприятия, организации, учреждения или архива, а также работником, подготовившим справку, и заверенной печатью предприятия, организации, учреждения или ведомственного архива, должны указываться сведения о приеме на работу, о перемещениях по работе (должности) и о прекращении трудового договора с указанием оснований.

В связи с этим, разъяснить судам, что в случаях невключения в стаж работы, дающий право на пенсию, периода трудовой деятельности, который подтверждается записью в трудовой книжке и за который отсутствуют сведения о начисленных страховых взносах в Пенсионный фонд, суд не вправе устанавливать факт периода трудовой деятельности, поскольку данный факт подтверждается записью в трудовой книжке.

Факт периода трудовой деятельности может быть установлен судом только при отсутствии всех вышеперечисленных документов, когда отсутствует возможность установить его во внесудебном порядке.


24. В соответствии с пунктом 6 части первой статьи 295 Гражданского процессуального кодекса, суд устанавливает факты принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением членских билетов общественных объединений, воинских документов, паспорта, свидетельств, выдаваемых органами записи актов гражданского состояния) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица по паспорту или свидетельству о рождении.

В связи с этим, судам при рассмотрении заявлений об установлении факта принадлежности документа, подтверждающего трудовой стаж заявителю, следует принять во внимание, что такой факт может быть установлен только при невозможности подтверждения данного факта во внесудебном порядке.


25. В случае отказа в назначении пенсии, Пенсионный фонд обязан, не позднее пяти дней после вынесения соответствующего решения, выдать или выслать предприятию, организации, учреждению или заявителю извещение с указанием причины отказа, порядка обжалования принятого решения и одновременно возвратить подлинники всех представленных документов на руки гражданину (родителю, законному представителю) под роспись о получении документов.

В соответствии со статьей 48 Закона, на решение об отказе в назначении пенсии может быть подана жалоба в суд.

Проверяя законность решения об отказе в назначении пенсии, суду следует всесторонне проверять основания, указанные в решении Пенсионного фонда, исходя из норм Закона.


26. Разъяснить судам, что в соответствии со статьей 65 Закона, удержания из пенсий могут производиться:

а) на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством Республики Узбекистан производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений;

б) на основании решений Пенсионного фонда в случае излишней выплаты сумм пенсий пенсионеру вследствие злоупотреблений с его стороны (в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, непредставления сведений об изменениях в составе членов семьи, на которых назначена пенсия по случаю потери кормильца) либо вследствие счетной или другой технической ошибки.

При рассмотрении споров, связанных с обжалованием решения Пенсионного фонда об удержании из пенсий, судам следует исходить из того, что гражданское и трудовое законодательство не раскрывает понятия счетной или другой технической ошибки, в связи с чем, этот вопрос должен быть разрешен судом.

Счетной следует считать ошибку, допущенную в арифметических действиях, связанных с подсчетом, погрешность, допущенную непосредственно при проведении математических действий (умножения, сложения, вычитания, деления).

Под другой технической ошибкой следует понимать механическую ошибку при вводе данных в программное обеспечение, а также ошибку, вызванную сбоем в работе программного обеспечения.

Не является счетной ошибкой не правильное применение норм права, использование при подсчетах и в расчете не соответствующих (ненадлежащих) исходных данных.

Противозаконные действия пенсионера, а также умышленные действия, направленные на получение излишней суммы пенсии, должны расцениваться как злоупотребление со стороны пенсионера.

Обратить внимание судов, что при возникновении обстоятельств уплаты излишней пенсии в результате совершенного преступления, излишне выплаченная сумма подлежит взысканию с лица, признанного виновным, как ущерб, причиненный государству.

Исходя из изложенного суды должны всесторонне проверять обоснованность решения об удержании из пенсии пенсионера.


27. Обратить внимание судов, что, согласно требованиям статьи 1030 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсии, пособия, предоставленные гражданину, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.


28. Разъяснить судам, что размер удержания из пенсии зависит от основания удержания. Так, удержания на основании решений комиссии производятся:

вследствие счетной или другой технической ошибки в размере 10 процентов;

в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, непредставления сведений об изменениях в составе членов семьи, на которых назначена пенсия или пособие по случаю потери кормильца, сокрытия фактов трудоустройства в период выплаты пенсий или пособий в размере 30 процентов;

по лицам, получающим пенсию или пособие в размере менее двукратной базовой величины исчисления пенсии 5 процентов.

Размер удержания на основании судебного постановления или иного исполнительного акта не может превышать 50 процентов причитающейся к выплате пенсии. При этом, пенсионер или получатель пособия имеет право направить суммы пенсий и пособий на погашение задолженности в большем размере, в том числе в полном размере, по его письменному заявлению. В письменном заявлении пенсионера или получателя пособия указывается определенный им размер в процентном соотношении либо твердая сумма.

В связи с чем, суды при удовлетворении исков об удержании из пенсии должны установить ежемесячный размер удержания.


29. Обратить внимание судов, что к требованиям о взыскании излишне выплаченной пенсии применяется установленный статьей 150 Гражданского кодекса Республики Узбекистан общий трехгодичный срок исковой давности.

При этом следует иметь ввиду, что, согласно статье 153 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны, сделанному до вынесения судом решения.


30. Обратить внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть указано, в частности, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по возрасту, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что Пенсионный фонд, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.

Необходимо иметь ввиду, что если истец в установленном Законом порядке обращался в Пенсионный фонд за назначением пенсии, однако, в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе возложить на отдел внебюджетного Пенсионного фонда обязательство назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в Пенсионный фонд.


31. Суды должны вынесением частных определений (статья 275 ГПК) реагировать на установленное при рассмотрении дел каждое нарушение прав граждан на получение пенсий и пособий, а также факт предоставления недостоверных архивных и других сведений, необходимых для назначения пенсий и пособий.

32. Суду Республики Каракалпакстан, областным и Ташкентскому городскому судам, административным судам Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента обеспечить своевременное устранение допущенных ошибок и правильное применение норм закона путем систематического изучения практики применения судами актов законодательства о государственном пенсионном обеспечении граждан.

33. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу абзац девятый пункта 2 постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 декабря 1991 года N 5 "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение".



Председатель

Верховного суда

Республики Узбекистан                                                     К. Камилов



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда

Республики Узбекистан                                                     И. Алимов



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 2017 г.


''Бюллетень Верховного суда Республики Узбекистан'',

2018 г., N 1