Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Швейцарским Федеральным Советом по реализации проекта о предотвращении распространения наркотических средств и уменьшении их вреда в Узбекистане (Берн, 24 февраля 2003 года)

Внимание!!! Перед Вами ознакомительный фрагмент документа. Полный текст документа доступен на сайте nrm.uz
Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

СОГЛАШЕНИЕ

между Правительством Республики Узбекистан

и Швейцарским Федеральным Советом

по реализации Проекта о предотвращении

распространения наркотических средств

и уменьшении их вреда в Узбекистане


Правительство Республики Узбекистан в дальнейшем именуемое "Узбекское Правительство", и Швейцарский Федеральный Совет в дальнейшем именуемое "Швейцарское Правительство", оба в дальнейшем именуемые "Договаривающиеся Стороны",

выполняя и используя Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Швейцарским Федеральным Советом о техническом и финансовом сотрудничестве и гуманитарной помощи, подписанное 20 сентября 2002 года, и

ссылаясь на обменные ноты от 21 декабря 2001 года и 25 января 2002 года и предложенный Проект о предотвращении распространения наркотических средств и уменьшение их вреда в Узбекистане от декабря 2002 года,

согласились о нижеследующем:



Цель и организация проекта


1. Целью Проекта по предотвращению наркотических средств и сокращению вреда в Узбекистане, далее именуемого как "Проект", является содействие Узбекистану в его программе по предотвращению распространения наркотических средств и наркотической зависимости. Проект финансируется Швейцарским Федеральным Офисом Общественного Здравоохранения и реализуется от его имени Швейцарской Организацией "Contact Net", далее именуемой "Агентство по реализации". Узбекское Министерство здравоохранения действует в качестве партнера по проекту от имени Узбекского Правительства.


2. Проект будет реализовываться в период с сентября 2002 года по август 2005 года. Проект состоит из начальной фазы продолжительностью четыре месяца и фазой выполнения, которая продлится с января 2003 года по август 2005 года.


3. Денежные средства, выделенные для подготовки и реализации проекта в общем количестве до 760000 швейцарских франков, используются как это описано в Окончательном предложенном Проекте и подробном бюджете и включает затраты, возникшие во время определения и подготовки проекта.


4. Договаривающиеся Стороны учреждают Комитет по управлению проектом для наблюдения за основными операционными действиями и принятия важных решений. Комитет по управлению проводит встречи один или два раза в год.


5. Комитет по управлению состоит из одного представителя каждый от Швейцарского Посольства в Ташкенте и Швейцарского Офиса сотрудничества в Ташкенте и трех представителей с Узбекской стороны, в частности Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел и Государственная комиссия по контролю за наркотиками. Решения в Комитете по управлению достигаются на основе консенсуса. Сессии Комитета по управлению возглавляются швейцарским представителем.


6. Представители Агентства по реализации подготавливают и проводят встречи Комитета по управлению и участвуют в них.


7. По запросу Комитета по управлению члены, Секретарь, представители других заинтересованных сторон, таких как Всемирная Организация Здравоохранения, могут быть приглашены для участия на сессиях Комитета по управлению в качестве наблюдателей.


8. Предложенный Проект (см. Приложение) является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.



Обязательства Договаривающихся Сторон


9. Швейцарский Федеральный Офис Общественного Здравоохранения финансирует Проект в качестве гранта в общей сумме до 760000 швейцарских франков. Данная сумма включает местные затраты по деятельности Проекта, а также все затраты Агентства по реализации.


10. Швейцарский Федеральный Офис Общественного Здравоохранения назначает Агентство по реализации и Управляющего Проектом.


11. Узбекское Министерство здравоохранения предоставляет всю необходимую поддержку Управляющему Проектом и, в консультации с Управляющим Проектом, предоставит необходимые помещения для Проекта Офиса.


12. Договаривающиеся Стороны вносят вклад в реализацию Проекта посредством активного сотрудничества в Комитете по управлению.


13. Управляющий Проектом, в тесном сотрудничестве с узбекскими партнерами, координируют реализацию Проекта, согласно Окончательному предложенному Проекту. Он или она подготавливает сессии Комитета по управлению и снабжает необходимой документацией.


14. Управляющий Проектом подготавливает и представляет на рассмотрение Комитета по управлению Окончательный предложенный проект в течении начальной фазы Проекта.


15. Управляющий Проектом подготавливает и представляет членам Комитета по управлению короткий доклад по финансам и выполнению работ по статусу Проекта за две недели до сессий Комитета по управлению.



Общие положения


16. Договаривающиеся Стороны разделят общие заботы в борьбе против коррупции, которая угрожает хорошему управлению и правильному использованию ресурсов, необходимых для развития, и в дополнение подвергает опасности честную и открытую конкуренцию, основанную на цене и качестве. Таким образом, они заявляют о своих намерениях объединения усилий в борьбе с коррупцией и, в частности заявляют, что любое предложение, подарок, выплата, вознаграждение или какая либо выгода и рассматриваемая, в качестве нелегального действия или практики коррупции не осуществлялись и не будут осуществляться прямо или косвенно какого бы то ни было лица в виде вознаграждения или выполнения настоящего Соглашения. Любое такое действие составляет достаточную основу для осуществления аннулирования настоящего Соглашения, приобретение или получение награды, или принятие любых других исправительных мер, предусмотренных соответствующим законодательством.


17. Настоящее Соглашение, основано на Соглашении между Правительством Республики Узбекистан и Швейцарским Федеральным Советом о техническом и финансовом сотрудничестве и гуманитарной помощи, подписанного 20 сентября 2002 года, и соблюдает все условия вышеуказанной договоренности, в особенности статью 1 "О демократических принципах и фундаментальных правах человека" и статьи 9.2 и 9.3, а также положения Проекта о статусе персонала, а также привилегии и освобождения от налогов и собственного оборудования Проекта (Статья 6).


18. С письменного согласия обеих Договаривающихся Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься любые изменения и дополнения.



Подписание и вступление в силу


19. Настоящее Соглашение вступает в силу после подписания Договаривающимися Сторонами на срок действия Проекта. Оно остается в силе до тех пор, пока Договаривающиеся Стороны не выполнят все свои обязательства.


Совершено в Берне 24 февраля 2003 года в двух оригиналах на русском и английском языках каждый. В случае какого-либо несоответствия трактовки или применения положений настоящего Соглашения, английский текст будет иметь преимущественную силу.



(подписи)






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Соглашению



ПРОЕКТ

о предотвращении распространения наркотических

средств и уменьшение их вреда в Узбекистане

  

1. Предпосылка


Узбекистан является одной из пяти республик Центральной Азии с территорией 447 тыс. кв. км и населением свыше 24 млн человек. Численность населения столицы Узбекистана, г. Ташкента, составляет 2,3 млн человек. Почти половину всего населения страны составляет молодежь в возрасте до 16 лет. Несмотря на серьезный социально-экономический кризис, последовавший с распадом Советского Союза, Узбекистану удалось предотвратить полный коллапс. Однако, быстрые социальные изменения и ухудшившиеся условия жизни большей части населения создали предпосылки для начала широкого потребления героина. Одновременно, потребление героина стало приводить к распространению ВИЧ-инфекции, разрушению семей и общества, контрабанде и торговле наркотиками и росту преступности.

Количество людей, употребляющих героин внутривенно, за последние 2-3 года значительно увеличилось и на сегодняшний день сохраняется тенденция к росту. В настоящее время (по состоянию на 01.07.2002) на учете состоят 18676 человек, употребляющих наркотики (из них 57,2% употребляют героин). Из числа наркоманов, употребляющих героин, 70% или примерно 7500 человек, являются инъекционными наркоманами. По оценкам специалистов, реальное число людей употребляющих героин внутривенно в 5-10 раз выше. Героин употребляется внутривенно представителями всех социальных слоев и во всех регионах. Все это влечет за собой быстрое распространение ВИЧ-СПИДа, и вероятно гепатита С. Героин является относительно дешевым и доступным наркотиком. Контрабанда героина, осуществляемая из Афганистана в Европу через Узбекистан, часто оплачивается участникам контрабанды самим героином.

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан признает всевозрастающую актуальность проблемы. Политика государства демонстрирует открытость в отношении разработки новых стратегий по решению проблемы наркомании, включая профилактику и снижение вреда. Однако, до сих пор нехватка опытных специалистов и финансовых средств препятствовали реализации эффективных и целенаправленных программ борьбы с этой проблемой.



2. Потребность


Будучи страной, граничащей с Афганистаном, Узбекистан превратился в транзитную страну по международной транспортировке героина. Количество конфискованного в Узбекистане героина и опиума-сырца возрастает год от года и существует возрастающая опасность внутреннего производства наркотиков. Потребление опиума в лечебных целях уходит вглубь местных традиций, а секреты производства опия существуют внутри общества. Однако внутривенное употребление героина в Узбекистане представляет собой совершенно новое явление.

Согласно исследованиям ЮНДССП, существует три основных причины, ведущие к увеличению потребления героина. Во-первых, стоимость героина является очень низкой. Цены на одну дозу колеблются от 300 до 2000 сум. (от 0,30 до 5 швейцарских франков). Во-вторых, оплата услуг участников контрабанды производится непосредственно героином. И в-третьих, недостаточность осознания населением рисков, связанных с внутривенным введением героина. В следствии широкого распространения и легкого доступа наркомания становится распространенным явлением. В то время как ВИЧ-СПИД распространяется через использованные шприцы и незащищенные половые контакты. Ситуация, по всей видимости, имеет тенденцию к ухудшению.

В марте 2002 г. государственная Комиссия Республики Узбекистан по контролю за наркотиками утвердила программу "Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2002-2005 гг.". Однако, несмотря на различные меры, предпринимаемые правительством в области контроля над наркотиками, проблема остается актуальной из-за нехватки финансовых средств, недостаточной координации между ведомствами и учреждениями, работающими в данном направлении, а также отсутствием "ноу-хау" в области новейших подходов в лечении и реабилитации наркоманов. Современные специалисты, занимающиеся проблемой наркомании, являются в первую очередь врачами-наркологами и психиатрами, в то время как социальная работа в этой сфере практически не проводится. Более того, широко распространено недоверие наркоманов к специализированным учреждениям.

В первую очередь, следует разработать пакет услуг, для широкого круга наркоманов, употребляющих внутривенные наркотики, которые помогут наркоманам сохранить свои жизни. Целью этой программы является показать на примере, как можно предотвратить распространение ВИЧ среди наркоманов, употребляющих наркотики внутривенно, в то же время, помогая им, справиться со своим пагубным пристрастием. Данный пилотный проект на примере докажет как при небольших средствах можно достичь эффективного снижения опасности. Эта стратегия также приведет к изменению отношения к наркоманам со стороны общества, их социальной интеграции, здоровому стилю жизни, а не к дальнейшей криминализации и отторжению наркоманов из общества. Риск для здоровья и социальный риск для наркоманов будет снижен, а ресурсы семей и махаллей мобилизованы.



3. Цели проекта


На основании данных, полученных в результате визита Якоба Хубера в Узбекистан в декабре 2001 г. были определены следующие цели проекта. В настоящее время их следует понимать как общее направление деятельности в данной области. В течение первых двух месяцев деятельности проекта октябрь/ноябрь 2002 лидер проекта в Ташкенте разработает более конкретные цели проекта и планируемые результаты. В ходе визита Якоба Хубера с 9 по 13 декабря 2002 данные цели были скоординированы на практическом уровне.


3.1. Снижение вреда и помощь по выживанию, оказываемая в среде наркоманов, употребляющих наркотики внутривенно.

Пилотный проект в двух областях - в Ташкентской и Самаркандской.

- Сохранение жизни наркоманов, употребляющих героин внутривенно.

- Предотвращение распространения ВИЧ инфекции, упрощенный и беспрепятственный доступ к чистым шприцам и презервативам на местах.

- Социальная работа среди наркоманов, мобилизация сообщества и работа с группами риска, волонтерами и сверстниками.

- Информирование и укрепление мотивации для избавления от наркологической зависимости.

- Психическая и социальная стабилизация и улучшение здоровья.

- Приобщение к работе среди наркоманов и мобилизация общества.

- Политический диалог в области борьбы с наркоманией и общественное сознание.

- Обучение медиаторов для распространения данного опыта работы в других регионах.

- Включение в деятельность Министерства здравоохранения и других организаций, занимающихся проблемами здравоохранения и социальным развитием в Узбекистане, стратегий по снижению вреда и выживанию наркозависящих.

...