Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 28.04.2020 г. N 08 "О некоторых вопросах применения судами законодательства в связи с введением на территории Республики Узбекистан мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

28.04.2020 г.

N 08



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ

ИНФЕКЦИИ (COVID-19)



В связи с введением на территории Республики Узбекистан мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), вопросами, возникающими в судебной практике, а также в целях обеспечения единообразного и правильного применения норм материального и процессуального закона, руководствуясь статьей 17 Закона "О судах", Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Обратить внимание судов, что на территории Республики Узбекистан с 16 марта 2020 года введены особые меры (карантин), направленные на предотвращение распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), повлекшие внесение существенных изменений в порядок функционирования государственных органов и иных учреждений, деятельности субъектов предпринимательства, ограничение прав граждан на свободное перемещение, в том числе на реализацию права на судебную защиту. Такие меры введены:

Указом Президента Республики Узбекистан от 19 марта 2020 года N УП-5969 "О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений";

Указом Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 года N УП-5978 "О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии";

постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 марта 2020 года N 176 "О дополнительных мерах по предотвращению распространения коронавирусной инфекции";

решениями Специальной республиканской комиссии по подготовке Программы мер по предупреждению завоза и распространения коронавируса в Республике Узбекистан, образованной распоряжением Президента Республики Узбекистан от 29 января 2020 года N Р-5537;

другими актами законодательства.


2. Судам следует иметь в виду, что период и условия карантина определяются решениями Специальной республиканской комиссии по подготовке Программы мер по предупреждению завоза и распространения коронавируса в Республике Узбекистан и действуют до его официальной отмены.


3. Разъяснить судам, что в период действия карантина срок исковой давности приостанавливается на основании пунктов 1 и 2 части первой статьи 156 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

При этом следует обратить внимание, что течение срока исковой давности приостанавливается, если карантин введен или продолжал действовать в последние шесть месяцев срока давности.

Со дня прекращения карантина, послужившего основанием приостановления срока давности, течение срока давности продолжается, при этом оставшаяся часть срока удлиняется до шести месяцев и, если срок исковой давности был менее шести месяцев, - до срока исковой давности.


4. Согласно части третьей статьи 333 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность лишь в случае, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (форс-мажор).

В связи с этим, судам при разрешении вопроса об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (взыскание неустойки, возмещение убытков, расторжение договора и т.п.) следует устанавливать причины неисполнения обязательств и в случае установления, что исполнение или надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие введения карантина, следует отказывать в удовлетворении требования.


5. В соответствии с законом лица, участвующие в уголовном, гражданском, административном, экономическом делах, утрачивают право на совершение тех или иных процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных законодательством или назначенных судом.

Вместе с тем, в случаях невозможности осуществления процессуальных действий в связи с введением карантина, судам необходимо в установленном законом порядке решить вопрос о продлении и восстановлении процессуальных сроков, как пропущенных по уважительным причинам, если закон допускает продление или восстановление таких сроков.


6. Судам следует обратить особое внимание на то, что введение карантина не приостанавливает течение установленных законом сроков мер процессуального принуждения в виде задержания, содержания под стражей, нахождения под домашним арестом, а также сроков условно-досрочного освобождения от наказания и замены наказания более мягким наказанием.

В связи с этим, судам по уголовным делам следует принять меры к своевременному рассмотрению дел и материалов о применении, изменении, отмены мер пресечения, продления сроков мер пресечения, об освобождении от отбывания наказания по болезни либо по инвалидности, об условно-досрочном освобождении от наказания и замене наказания более мягким с соблюдением условий карантина, в том числе с использованием средств видеоконференцсвязи.


7. Поскольку основания приостановления производства по гражданскому, уголовному, административному, экономическому делу, предусмотренные соответствующим процессуальным законом, являются исчерпывающими, суды не вправе приостанавливать производство по этим делам в связи с введением карантина и должны принять меры к своевременному их рассмотрению с соблюдением мер предосторожности, предусмотренных условиями карантина, а при невозможности реального обеспечения таких мер и явки участников процесса, выносить определения об отложении рассмотрения дела на определенный срок.

При этом, случаи нарушения сроков рассмотрения дел, отложенных в связи с введением карантина, не могут оцениваться как допущенные по вине судей.


8. Обратить внимание судов, что правила, указанные в абзаце первом пункта 7 настоящего постановления, не распространяются на рассмотрение дел:

приказного производства;

рассматриваемых в порядке упрощенного производства;

по которым сторонами заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, если суд не признает обязательным участие сторон в судебном заседании;

иных дел, требующих безотлагательного рассмотрения.


9. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан, то есть нахождения стороны в лечебном учреждении, а также при наличии у кого-либо из них заболевания, препятствующего явке в суд, подтвержденного справкой медицинского учреждения, производство по делу может быть приостановлено судом.


10. Разъяснить судам, что приговоры, определения, постановления судов об освобождении из-под стражи и домашнего ареста приводятся в исполнение немедленно.

Судебные решения, не вступившие в законную силу до введения карантина, а также судебные решения, вынесенные в период карантина, и не обжалованные (не опротестованные) в апелляционном порядке в связи с введением карантина, обращаются к исполнению после прекращения действия карантина.


11. Разъяснить экономическим судам, что с учетом положений Указа Президента Республики Узбекистан от 19 марта 2020 года N УП-5969 "О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений":

при поступлении в период с момента введения карантина и до 1 октября 2020 года заявлений о применении штрафных санкций к экспортерам (импортерам), допустившим задержку поступления выручки в иностранной валюте из-за рубежа, следует отказывать в принятии таких заявлений к производству суда применительно к пункту 1 части первой статьи 154 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее - ЭПК), а если заявление принято к производству, прекратить производство по делу применительно к пункту 1 статьи 110 ЭПК;

производство по делам о применении штрафных санкций к экспортерам (импортерам), допустившим задержку поступления выручки в иностранной валюте из-за рубежа, возбужденным до издания Указа, подлежит приостановлению на срок до 1 октября 2020 года.


12. Разъяснить экономическим судам, что с учетом положений Указа Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 года N УП-5978 "О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии":

при рассмотрении споров между хозяйствующими субъектами и таможенными органами по вопросам применения таможенных льгот следует устанавливать - не относится ли ввезенный на территорию Республики Узбекистан товар к товарам, предусмотренным в приложении N 1 к Указу, ввезены ли строительные материалы для строительства медицинских и карантинных учреждений по борьбе с коронавирусной инфекцией, а товары - для их функционирования, и в зависимости от этого принимать соответствующее решение по спору;

при рассмотрении исковых заявлений налоговых органов о принудительном взыскании налоговой задолженности следует устанавливать - не относится ли ответчик (налогоплательщик) к субъектам, предусмотренным в подпункте "а" пункта 4 Указа, а если относится - устанавливать вид налога и период, за который начислен налог, и примененную налоговым органом ставку, и в зависимости от этого принимать соответствующее решение по спору;

при рассмотрении исковых заявлений налоговых органов о принудительном взыскании налоговой задолженности следует иметь в виду, что в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года налоговый орган не вправе исчислять налог на имущество и земельный налог в отношении неиспользуемых объектов по повышенным ставкам независимо от того - выявлен такой объект до или после 1 апреля 2020 года, а к начисленной до 1 апреля 2020 года сумме налога на имущество и земельного налога по повышенным ставкам - начислять пени и применять меры принудительного взыскания;

при рассмотрении исковых заявлений налоговых органов о принудительном взыскании налоговой задолженности с индивидуальных предпринимателей следует устанавливать период, за который налоговым органом начислены налог на доходы физических лиц и социальный налог, имея в виду, что с 24 марта 2020 года до прекращения действия карантина указанные налоги не начисляются, если индивидуальным предпринимателем уведомлен налоговый орган о приостановлении деятельности. При этом судам следует иметь в виду, если такое уведомление не направлено налоговому органу, начисление фиксированной суммы налога на доходы физических лиц и социального налога не приостанавливается;

при поступлении в период с момента введения карантина и до 1 октября 2020 года заявления о возбуждении дела о банкротстве должника - юридического лица, столкнувшегося с финансовыми затруднениями в связи с ограничительными мерами, введенными для противодействия распространению коронавирусной инфекции, следует отказывать в принятии таких заявлений к производству применительно к пункту 1 части первой статьи 154 ЭПК, а если заявление принято к производству, прекратить производство по делу применительно к пункту 1 статьи 110 ЭПК. Данное правило не распространяется на заявления о возбуждении дела о банкротстве по упрощенной процедуре банкротства, а также на заявления о возбуждении дела о банкротстве должника - юридического лица, столкнувшегося с финансовыми затруднениями до введения указанных ограничительных мер;

при рассмотрении исковых заявлений государственных предприятий - центров по передаче государственного имущества в аренду о взыскании задолженности по арендным платежам следует устанавливать период, за который образовалась задолженность. При этом следует иметь в виду, что с 24 марта 2020 года до прекращения действия карантина арендные платежи не начисляются, если арендатором - субъектом предпринимательства приостановлена своя деятельность на период действия карантинных мероприятий.


13. Разъяснить судам, что с учетом положений Указа Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 года N УП-5978 "О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии", если при рассмотрении в период до 1 октября 2020 года дел о взыскании задолженности по кредитам будет установлено, что заемщиком просрочена выплата кредита в связи с возникшими в период действия карантина финансовыми трудностями и по этой причине заемщик имеет право на отсрочку, следует отказывать в удовлетворении заявленного требования. Такое же решение принимается по искам о взыскании штрафных санкций и обращении взыскания на залоговое обеспечение по просроченным кредитам заемщиков, при установлении негативного воздействия введенного режима карантина на деятельность заемщика.



Председатель

Верховного суда

Республики Узбекистан                                                       К. Камилов



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                         И. Алимов