Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Национальная стратегия Республики Узбекистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2021-2026 годы (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 01.07.2021 г. N УП-6255)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 01.07.2021 г. N УП-6255



НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Республики Узбекистан по противодействию

экстремизму и терроризму на 2021-2026 годы


В настоящее время экстремизм и терроризм остаются одними из главных угроз международной безопасности, в том числе в Центральной Азии. Противодействие вызовам и угрозам экстремизма и терроризма, являясь одной из первостепенных задач Республики Узбекистан, требует консолидации усилий государств региона и всего международного сообщества.

Республика Узбекистан, проводя всесторонне взвешенный, миролюбивый, прагматичный и последовательный внешнеполитический курс, открыта для сотрудничества в области противодействия общим угрозам экстремизма и терроризма со всеми государствами на равноправной и взаимовыгодной основе.

Внешняя политика Республики Узбекистан основывается на принципах суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности государств, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств, неделимости безопасности, недопустимости укрепления собственной безопасности за счет безопасности других государств, добросовестного выполнения международных обязательств и иных общепризнанных принципах и нормах международного права.

Республика Узбекистан в своей истории не раз сталкивалась с проявлениями экстремизма и терроризма. С учетом того, что такие риски, вызовы и угрозы сохраняются, Республика Узбекистан совместно с широкой общественностью, международным сообществом будет реализовывать комплекс мер, направленных на противодействие экстремизму и терроризму и их финансированию.

Имеющийся опыт противодействия экстремизму и терроризму, а также ретроспективный и сравнительный анализ ситуации в области борьбы с этими угрозами в государствах региона показывают, что в Центральной Азии экстремистская и террористическая деятельность осуществляется, в основном, под прикрытием националистических (национальных), социальных, религиозных и других радикальных политических идей.

Национальная стратегия Республики Узбекистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2021-2026 годы (далее - Стратегия) учитывает как основные причины и предпосылки распространения экстремизма и терроризма в регионе, так и различные социальные, экономические, политические, идеологические и иные факторы, использующиеся экстремистами и террористами для осуществления своей деструктивной деятельности.

Стратегия основывается на Конституции Республики Узбекистан, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договоров Республики Узбекистан, направлена на реализацию положений законов Республики Узбекистан "О борьбе с терроризмом", "О противодействии экстремизму", "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" и "О свободе совести и религиозных организациях".



ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


§ 1. Цель и задачи Стратегии


Целью Стратегии является обеспечение эффективной и в то же время скоординированной государственной политики по противодействию экстремизму и терроризму, позволяющей защитить конституционный строй Республики Узбекистан, обеспечить национальную безопасность, а также права и свободы граждан в данной сфере.

Задачами Стратегии являются:

а) определение приоритетных направлений деятельности государственных органов в сфере противодействия экстремизму и терроризму;

б) выработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой и методико-практической базы в данной сфере;

в) объединение усилий государственных органов, широкой общественности и международного сообщества, направленных на противодействие экстремизму и терроризму;

г) обеспечение межконфессионального и межнационального согласия в обществе;

д) разработка системы государственных мер по ограждению населения, особенно молодежи, от вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;

е) внедрение эффективных механизмов противодействия финансированию экстремизма и терроризма;

ж) совершенствование регионального и международного сотрудничества в сфере противодействия экстремизму и терроризму.



§ 2. Права граждан на свободу совести и вероисповедания


В годы независимости в Узбекистане сформировались следующие принципы и основные направления государственной политики в сфере защиты прав и интересов человека:

во-первых, приверженность общепризнанным идеям и ценностям демократии и прав человека, а также международным обязательствам в области прав человека;

во-вторых, приоритет национальных интересов, основанных на принципах сильного правового государства и справедливого гражданского общества;

в-третьих, обсуждение и решение возникающих вызовов и угроз путем диалога государственных органов со всеми институтами гражданского общества, а также с международными партнерами в соответствии с принципом открытости и транспарентности;

в-четвертых, приоритет интересов личности над интересами общества и государства, закрепленных в Конституции Республики Узбекистан.

Руководствуясь данными принципами, Республика Узбекистан осуществила широкомасштабную имплементацию международных стандартов в области прав человека, проводит мероприятия по укреплению правового сознания граждан и государственных служащих.

Исходя из того, что без участия международных организаций и присоединения к основным международным актам о правах человека невозможно построить демократическое правовое государство, основной задачей Узбекистана является строгое соблюдение своих международных обязательств в области прав человека и построение демократического правового государства,

В Узбекистане в рамках осуществляемых широкомасштабных реформ проводятся кардинальные изменения в сфере свободы вероисповедания. Основными приоритетными направлениями государственной политики Республики Узбекистан в религиозной сфере являются гарантия свободы совести и вероисповедания граждан, укрепление межконфессионального и межнационального согласия, развитие культуры толерантности в обществе.

Конституция Республики Узбекистан гарантирует, что "в Республике Узбекистан все граждане имеют одинаковые права и свободы, равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, убеждений, социального происхождения, общественного положения".

В то же время конституционно закреплено, что "осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать прав, свобод и законных интересов других лиц, общества и государства".

Согласно Конституции, свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакую. Принудительное насаждение религиозных взглядов не допускается.



ГЛАВА 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ


§ 1. Пропаганда идей патриотизма, традиционных

ценностей и толерантности в целях предупреждения

распространения идеологии экстремизма и терроризма


Важным для понимания причин появления экстремизма и терроризма, а также путей их предупреждения стало выступление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, в котором выдвинута инициатива по разработке Международной конвенции ООН о правах молодежи и принятию специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Просвещение и религиозная толерантность".

Реализуемая Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах предусматривает совершенствование системы противодействия преступности и профилактики правонарушений, в том числе усиление организационно-практических мер по противодействию экстремизму и терроризму.

Важным условием формирования среди населения, особенно у молодежи, чувства нетерпимости к деструктивным идеям экстремизма и терроризма, являются социально-правовая защищенность, высокий уровень знаний, в частности понимание сути истинных ценностей национального самосознания и идеи мирного сосуществования религиозных конфессий.

В Узбекистане созданы и активно действуют Центр исламской цивилизации в Узбекистане, Международная исламская академия Узбекистана, международные научно-исследовательские центры Имама Бухари, Имама ат-Термизи, Мотуриди, которые вносят существенный вклад в дело просвещения народа, искоренения идей экстремизма и терроризма на базе более сильной, аргументированной и научно обоснованной идеологии.

Активно продолжается работа государственных и общественных институтов, направленная на социальную и религиозную реабилитацию граждан, попавших под влияние деструктивных идеологий на религиозной почве.

За последние 4 года более 2 тысяч лиц, отбывавших наказание за причастность к экстремизму и терроризму в виде лишения свободы, чистосердечно раскаявшихся в содеянном и твердо вставших на путь исправления, были помилованы, и свыше 1,5 тысячи лиц освобождены из мест лишения свободы.

За период с 2017 по 2018 годы сняты с учета правоохранительных органов более 20 тысяч лиц, считавшихся приверженцами радикальных религиозных течений или попавших под их влияние.

В рамках Программы "Мехр" в 2019-2021 годах из Афганистана, Сирии и Ирака в Узбекистан репатриированы более 400 женщин и детей, по заблуждению вовлеченных в деятельность международных террористических организаций, которым была оказана всесторонняя помощь для социальной адаптации и реинтеграции.

В этом важную поддержку оказали ряд зарубежных государств и международных организаций, включая Международный комитет Красного Креста и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). В соответствии с резолюцией N 2396 Совета безопасности ООН особое внимание уделено оказанию помощи женщинам и детям, которые связаны с иностранными боевиками-террористами и могут стать жертвами терроризма.

Узбекистан намерен и в дальнейшем продолжить комплекс мер по оказанию всесторонней социально-правовой и материальной помощи лицам-жертвам деструктивных идеологий на религиозной почве.

Принимая во внимание важность повышения правовой культуры и просвещения населения страны, необходимо:

а) повысить осведомленность граждан об основополагающих канонах ислама, которые зарождались в Узбекистане веками, неся собой мир и толерантность среди верующих, в том числе провести широкую информационно-просветительскую работу по разъяснению неприемлемости идей экстремизма и терроризма исламской религией;

б) развить систему предупреждения, ранней профилактики и противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма во всемирной информационной сети Интернет путем совершенствования нормативно-правовой и материально-технической базы, а также подготовки и переподготовки квалифицированных кадров в этой сфере;

в) совершенствовать на регулярной основе работу с гражданами, попавшими под влияние деструктивной идеологии экстремизма и терроризма, в том числе с привлечением широкой общественности;

г) подготовить высококвалифицированные кадры в религиозной сфере, сочетающие религиозные и светские знания, способные вырабатывать среди граждан иммунитет против религиозно мотивированной идеологии экстремизма и терроризма;

д) активно вовлекать институты гражданского общества, а также средства массовой информации в работу по противодействию экстремизму и терроризму путем создания эффективных и открытых механизмов совместной работы;

е) внедрять и широко применять международный опыт по формированию среди населения, особенно у молодежи, иммунитета к деструктивной идеологии экстремизма;

ж) повысить правовую культуру населения путем разъяснения о последствиях экстремизма и терроризма, а также воспитать чувства ответственности и равенства перед законом.



§ 2. Предупреждение распространения среди

несовершеннолетних и молодежи экстремистских идей


Многолетний опыт показывает, что в силу своей социальной незащищенности и восприимчивости, молодежная среда, в том числе несовершеннолетние, остаются наиболее уязвимой для агрессивной пропаганды идеологии экстремизма и терроризма, которая способствует накоплению необоснованного протестного потенциала.

Одними из важных шагов в направлении формирования у молодежи устойчивого иммунитета к идеологии экстремизма и терроризма явились совместное обращение Глав государств ШОС к молодежи и Программа действий по его реализации, инициированные Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым по итогам 18-го заседания Совета глав государств - членов ШОС, прошедшего 10 июня 2018 года в городе Циндао, КНР.

На основании постановления Президента Республики Узбекистан от 14 августа 2018 года N ПП-3907 в стране реализуется Комплексная программа мер по поднятию на качественно новый уровень системы духовно-нравственного и физически гармоничного воспитания молодежи, ее обучения и воспитания.

В Узбекистане образованы Агентство по делам молодежи и молодежная негосударственная некоммерческая организация - Союз молодежи Узбекистана.

На сегодняшний день ими проводится комплекс мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения прав, свобод и законных интересов молодежи, оказание социально-правовой помощи и профилактику правонарушений.

В стране ведется комплексная разъяснительная и просветительская работа с широким привлечением ННО, СМИ, киноиндустрии, деятелей культуры и искусства с целью создания атмосферы нетерпимости к любым формам проявления экстремизма и терроризма, формирования иммунитета к деструктивным идеологиям, повышения правовой грамотности и укрепления чувства социальной ответственности.

Основные причины возникновения и распространения экстремистских и террористических проявлений в молодежной среде состоят из следующего:

а) обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, нехватку рабочих мест, низкий уровень оплаты труда, коррупцию и т.д.);

б) изменение ценностных ориентаций (серьезную опасность представляют религиозные организации и секты, насаждающие идеи экстремизма и терроризма, отрицание светских норм и социальных ценностей);

в) применение психологического фактора в деструктивных целях (нигилизм и максимализм, свойственные молодежной психологии, активно используются идеологами экстремизма и терроризма);

г) использование всемирной информационной сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения информации о своих намерениях и планируемых действиях);

д) попадание молодежи под влияние представителей и эмиссаров экстремистских и террористических организаций, осуществляющих деятельность в зарубежных странах.

Для предотвращения распространения среди молодежи, в том числе несовершеннолетних, экстремистских и террористических идей необходима реализация в сфере образования и молодежной политики следующих мер:

а) формирование у подрастающего поколения уважительного отношения к закону, правовой грамотности, межконфессиональной и межнациональной толерантности, интереса к истории, культуре, духовному наследию и обычаям народов страны;

б) организация досуга молодежи, в том числе детей и подростков, путем активизации деятельности кружков, создание условий и обеспечение доступности для населения объектов культуры, спорта и отдыха;

в) обеспечение непрерывной государственной поддержки системы воспитания молодежи на основе традиционных, духовных, нравственных и патриотических ценностей;

г) проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, толерантности, предотвращению вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;

д) повышение профессионального уровня педагогических работников, разработка и внедрение новых образовательных стандартов, а также педагогических методик, направленных на противодействие идеям экстремизма и терроризма;

е) проведение социологических исследований среди молодежи, направленных на анализ занятости, социального и экономического самочувствия, деятельности молодежных субкультур, для выявления факторов, способствующих распространению экстремистской и террористической идеологии;

ж) усиление роли государственных органов и институтов гражданского общества в воспитании молодежи в духе патриотизма, формировании у нее самосознания и устойчивой гражданской позиции;

з) взаимодействие с молодежными общественными объединениями в целях профилактики и предупреждения распространения идей экстремизма и терроризма;

и) организация специальных форумов и встреч, стимулирующих гражданскую позицию и правовую грамотность среди молодежи;

к) активизация деятельности Агентства по делам молодежи, Союза молодежи Узбекистана, центров "Маънавият ва маърифат", которые должны в корне изменить методы своей работы, а также адресное направление их деятельности в регионы, где имеется больше всего социальных, экономических и иных проблем в молодежной среде.



§ 3. Защита прав женщин и усиление их роли

в противодействии экстремизму и терроризму


Республика Узбекистан ратифицировала и своевременно выполняет международные акты, в частности конвенции и декларации ООН касательно защиты прав и свобод женщин.

Конституция Республики Узбекистан гарантирует гендерное равноправие, которое обеспечивается законами Республики Узбекистан "О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин" и "О защите женщин от притеснения и насилия".

Анализ показывает, что чаще всего женщины под влиянием своих супругов и близких родственников становятся сторонницами экстремистских и террористических организаций, но вместе с тем выявляются случаи активной роли женщины в вербовке членов своей семьи или родственников в ряды экстремистских и террористических организаций.

Важно понимать, что роль женщин в процессе радикализации населения не следует ограничивать лишь гендерными стереотипами, такими как женщины-жертвы или жены террористов. Женщины также могут выступать в качестве сочувствующих террористам, мобилизующих их, а также добровольно исполняющих террористические атаки.

Учитывая вышеуказанное, в данной Стратегии обозначается разница между женщинами, являющимися пассивными и активными участницами в экстремистских и террористических организациях.

Кроме того, немаловажным фактором в появлении проблем, связанных с воспитанием молодого поколения, выступают семьи, в которых мужья находятся за рубежом. В таких случаях женщина выступает в роли единственного воспитателя. Появляются проблемы с контролем за детьми, когда особо важна роль махалли, которая традиционно является самой эффективной ячейкой гражданского общества.

На сегодняшний день Правительством Республики Узбекистан, в частности Министерством по поддержке махалли и семьи и институтами гражданского общества реализуется комплекс мер по расширению прав и свобод женщин, защите их от насилия, а также повышению их роли в обществе.

Осознавая огромный потенциал женщин в воспитании молодого поколения в духе патриотизма, а также в предотвращении попадания молодежи под влияние экстремистских и террористических идей, важно использовать семейный, общественный статус женщин путем:

а) своевременного и качественного исполнения нормативно-правовых актов, направленных на защиту прав и свобод женщин, и дальнейшего совершенствования правовой базы по их поддержке, отвечающей международным стандартам;

б) морально-психологической и материальной поддержки женщин и их детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

в) организации специальных учебных курсов для сотрудников правоохранительных органов по специфике работы с женщинами, вовлеченными в экстремистскую и террористическую деятельность;

г) усиления роли и ответственности подразделений Министерства по поддержке махалли и семьи в работе с проблемными семьями;

д) сотрудничества с международными организациями в области защиты прав и свобод женщин, а также обмена опытом в сфере привлечения женщин в процесс противодействия экстремизму и терроризму.



§ 4. Защита граждан, длительное время пребывающих за рубежом,

от воздействия идей экстремизма и терроризма


На сегодняшний день граждане Республики Узбекистан, длительное время пребывающие за рубежом, нередко подвергаются идеологическому воздействию со стороны эмиссаров экстремистских и террористических организаций. При этом территория третьего государства выступает как "ключевой плацдарм" для рекрутирования и переправки их в зоны повышенной террористической активности для участия в боевых действиях в составе международных террористических организаций.

Изучение процесса вербовки граждан, длительное время пребывающих за рубежом, в ряды международных экстремистских и террористических организаций позволило выявить следующие причины и условия, способствующие данному негативному явлению:

а) сложности в социальной, юридической и экономической адаптации, приводящие к отчужденности и психологическому дискомфорту находящихся за рубежом граждан, особенно молодежи;

б) отрыв от привычных социальных связей, контроля со стороны родных и близких, махалли и общества, которые в силу сложившихся традиций способствуют сохранению поведенческих мотивов и социальной этики, а также формированию идеологического иммунитета;

в) не отвечающая современным требованиям нормативно-правовая база по защите граждан, длительное время пребывающих за рубежом;

г) низкая эффективность принимаемых профилактических мер по противодействию экстремизму и терроризму в отдельных странах пребывания граждан Узбекистана по различным каналам;

д) наличие проблем взаимодействия между государственными органами Республики Узбекистан и страны пребывания наших граждан и др.

В Узбекистане реализуется комплекс мер, предусматривающих вовлечение всех заинтересованных министерств, ведомств и широкой общественности в совершенствование системы защиты прав и свобод граждан за рубежом, особенно по решению вопросов, связанных с защитой прав трудящихся, а также ограждения их от негативного влияния идеологии экстремизма и терроризма.

В рамках реализации данной Стратегии необходимо учитывать причины и условия попадания граждан, длительное время пребывающих за рубежом, под влияние идеологии экстремизма и терроризма для принятия следующих комплексных мер:

а) формирование единого системного и скоординированного подхода к решению проблем попадания граждан, длительное время пребывающих за рубежом, под влияние идеологии экстремизма и терроризма;

б) совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе международных договоров, по вопросам защиты граждан, длительное время пребывающих за рубежом, от воздействия идеологии экстремизма и терроризма;

в) выявление социально уязвимых лиц среди данной категории для дальнейшего оказания психологической и материальной помощи им и их семьям;

г) разработка и внедрение новых механизмов подготовки выезжающих за рубеж граждан к социально-культурной адаптации, а также профилактических работ по разъяснению угроз идеологии экстремизма и терроризма;

д) организация системной фильтрационно-профилактической работы с гражданами, вернувшимися в Узбекистан из зарубежных стран;

е) сотрудничество и координация работ в данном направлении с государственными органами зарубежных стран;

ж) привлечение и использование накопленного научного потенциала государственных и общественных организаций в рамках работ по защите граждан, длительное время пребывающих за рубежом, от воздействия идей экстремизма и терроризма.



§ 5. Противодействие использованию всемирной

информационной сети Интернет в экстремистских

и террористических целях


По данным Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, в 2020 году интернет-пользователей насчитывалось более 20 миллионов.

Следует отметить, что на сегодняшний день для вербовки в ряды экстремистских и террористических организаций широко используется всемирная информационная сеть Интернет, посредством которой активно насаждается идеология экстремизма и терроризма, а также формируются антиобщественные настроения среди верующей части населения.

Компетентными государственными органами Республики Узбекистан осуществляются комплексные меры по выявлению и предупреждению деятельности веб-ресурсов и социальных сетей, распространяющих экстремистские и террористические материалы.

Наблюдаемая активизация вербовочной деятельности экстремистских и террористических организаций во всемирной информационной сети Интернет требует принятия следующих дополнительных мер по их нейтрализации:

а) своевременного выявления во всемирной информационной сети Интернет распространителей идей экстремизма и терроризма, а также лиц и групп, намеревающихся дестабилизировать общественно-политическую обстановку в республике;

б) организации во всемирной информационной сети Интернет информационно-пропагандистской работы по противодействию идеям экстремизма и терроризма, опирающейся на научно обоснованную идеологию, воплощающую толерантность и религиозные традиции, свойственные населению республики;

в) проведения анализа всемирной информационной сети Интернет с целью выявления и устранения деструктивного контента;

г) подготовки квалифицированных кадров по информационному противодействию экстремизму и терроризму во всемирной информационной сети Интернет;

д) обеспечения необходимыми передовыми программными продуктами и техникой специальных подразделений правоохранительных органов;

е) совершенствование на постоянной основе нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы противодействия использованию всемирной информационной сети Интернет в экстремистских и террористических целях.



§ 6. Участие институтов гражданского общества

и средств массовой информации в противодействии

экстремизму и терроризму


Республика Узбекистан уделяет особое внимание обеспечению необходимых условий для тесного взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества по противодействию экстремизму и терроризму.

На сегодняшний день в Республике Узбекистан осуществляют деятельность негосударственные некоммерческие организации, принимающие участие в противодействии экстремизму и терроризму.

Средства массовой информации также являются важной составной частью системы противодействия экстремизму и терроризму.

По противодействию экстремизму и терроризму необходимо установить широкомасштабное взаимодействие с институтами гражданского общества и СМИ по следующим направлениям:

а) обмену опытом и знаниями, результатами исследований и ноу-хау для предупреждения распространения среди населения идей экстремизма и терроризма на постоянной основе;

б) широкому использованию возможностей научно-исследовательских институтов, СМИ и ННО в проведении среди населения разъяснительно-пропагандистских мероприятий, изобличающих деструктивные цели пропагандистов экстремистских и террористических организаций;

в) привлечению СМИ к объективному освещению принимаемых мер по противодействию экстремизму и терроризму и их результатов;

г) повышению квалификации специалистов-практиков медиасферы посредством организации обучения в данном направлении, а также разработке практического руководства по подробному ответственному освещению проявлений экстремизма и терроризма;

д) взаимодействию с институтами гражданского общества, в частности ННО, научным сообществом и СМИ, при реализации и оценке данной Стратегии.



§ 7. Совершенствование мер правового преследования

и  привлечения  к  ответственности  за  экстремистские

и террористические действия, а также их финансирование


Непрерывное совершенствование системы раннего предупреждения, выявления и пресечение экстремизма и терроризма является составной частью противодействия указанным негативным социальным явлениям.

Основными задачами совершенствования мер преследования и привлечения к ответственности за экстремистские и террористические действия, а также их финансирование, являются:

а) координация действий органов государственной власти и местных органов самоуправления граждан, политических партий, общественных и религиозных объединений по противодействию экстремизму и терроризму;

б) повышение эффективности профилактической и социально-реабилитационной работы с лицами, попавшими под влияние идеологии экстремизма и терроризма;

в) реализация принципа неотвратимости ответственности за осуществление экстремистской и террористической деятельности;

г) предупреждение распространения идей экстремизма и терроризма среди заключенных с использованием профилактических возможностей учреждений исполнения наказания, включая совершенствование методов пенитенциарной профилактики;

д) подготовка и повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов по вопросам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в данной сфере, а также укрепления их социально-правовой защиты;

е) принятие соответствующих мер по созданию условий, упреждающих зарождение радикальных настроений среди государственных служащих, проведение индивидуальной профилактической работы с сотрудниками с высоким риском попадания под влияние экстремистских и террористических организаций;

ж) обеспечение взаимодействия субъектов, борющихся с экстремизмом и терроризмом на приграничных территориях, в целях недопущения проникновения на территорию нашей страны членов экстремистских и террористических организаций;

з) предупреждение, выявление, пресечение источников и каналов финансирования экстремистской и террористической деятельности.



§ 8. Совершенствование нормативно-правовой базы

в сфере противодействия экстремизму и терроризму


В настоящее время в Республике Узбекистан имеется достаточно эффективная нормативно-правовая база в сфере противодействия экстремизму и терроризму, определяющая компетенцию государственных органов в данном направлении, включая основные принципы защиты прав и свобод граждан.

Законы и другие нормативно-правовые акты, принятые в Узбекистане в сфере противодействия экстремизму и терроризму, направлены на обеспечение защиты прав граждан, а также поднятие уровня правосознания населения, особенно молодежи.

Принимая во внимание динамично меняющуюся общественно-политическую ситуацию в мире, а также учитывая новые риски, вызовы и угрозы экстремизма, терроризма и их финансирования, нормативно-правовая база будет периодически оцениваться и совершенствоваться с точки зрения обеспечения основных прав и свобод, политической стабильности и обеспечения безопасности граждан Республики Узбекистан.



§ 9. Международное и региональное сотрудничество


В настоящее время экстремизм и терроризм остаются в числе основных вызовов, угрожающих безопасности в мире. В связи с этим противодействие указанным негативным явлениям превратилось в общую проблему, требующую решения не только на национальном, но и на международном уровне.

Республика Узбекистан является активным участником фундаментальных международных актов и организаций в сфере противодействия экстремизму, терроризму и их финансированию.

Узбекистан продолжает активное взаимодействие с региональными и международными партнерами по установлению мира и спокойствия в Афганистане.

Вместе с тем Узбекистан, учитывая важность укрепления международного сотрудничества в сфере противодействия экстремизму, терроризму и их финансированию, считает необходимым реализацию следующих задач:

а) оказание содействия в совершенствовании международно-правовых основ противодействия экстремизму и терроризму;

б) укрепление кадрового потенциала и ресурсов дипломатических представительств и консульских учреждений, Агентства по внешней трудовой миграции, а также других ведомств, занимающихся гражданами, выезжающими на длительное время за рубеж и проживающими за рубежом;

в) расширение договорно-правовой базы взаимодействия с другими государствами, региональными и международными организациями в сфере противодействия экстремизму и терроризму;

г) обмен информацией и опытом с зарубежными государствами и международными организациями в сфере противодействия экстремизму, терроризму и их финансированию;

д) принятие активного участия в международных и региональных организациях, деятельность которых направлена на противодействие экстремизму и терроризму;

е) координация совместных действий в реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН в Центральной Азии в рамках Совместного плана действий;

ж) усиление роли Узбекистана в реализации международных инициатив, способствующих развитию обмена данными и взаимодействия в рамках совместной работы по противодействию экстремизму и терроризму в Центральной Азии;

з) наращивание инициатив по концентрации внимания мирового сообщества и региональных организаций к обеспечению мира и согласия в Афганистане и привлечение этой страны к процессам регионального сотрудничества, включая противодействие экстремизму и терроризму.



ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


§ 1. Механизмы реализации настоящей Стратегии


Настоящая Стратегия реализуется согласно "Дорожной карте", утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан.

Стратегия реализуется субъектами противодействия экстремизму и терроризму:

а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, в том числе за счет средств международных доноров и иных источников, не запрещенных актами законодательства;

б) путем решения кадровых вопросов;

в) при реализации права законодательной инициативы и принятия нормативно-правовых актов Республики Узбекистан;

г) посредством обеспечения неотвратимости уголовной и административной ответственности за совершение правонарушений экстремистской и террористической направленности;

д) путем оказания содействия СМИ в широком и объективном освещении ситуации в сфере противодействия экстремизму и терроризму;

е) путем тесного взаимодействия с институтами гражданского общества.

Настоящую Стратегию предусматривается реализовать в три этапа.

На первом этапе (2021 год) предусматривается осуществление следующих мероприятий:

а) создание благоприятных условий для реализации Стратегии, обеспечение координации действий государственных органов, привлечение широкой общественности и международных организаций к совместному решению данной проблемы;

б) определение перспектив развития законодательства Республики Узбекистан в сфере противодействия экстремизму и терроризму;

в) совершенствование организационного обеспечения и гармоничности деятельности государственных органов и органов самоуправления граждан по противодействию экстремистской и террористической деятельности;

г) создание комплексных программ мониторинга и анализа ситуации, а также конкретное определение проблем и выработка предложений по их решению.

На втором этапе (2022-2025 годы) предусматривается осуществление следующих мероприятий:

а) совершенствование действующих и принятие новых законов и иных нормативно-правовых актов Республики Узбекистан, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму и терроризму;

б) создание системы, направленной на дополнительную защиту национального информационного пространства от проникновения экстремистской и террористической идеологии;

в) мониторинг результатов, достигнутых при реализации Стратегии;

г) проведение комплексного анализа рисков, вызовов и угроз экстремизма, терроризма и их финансирования, а также состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в стране, разработка прогноза перспектив развития ситуации и мер по снижению и устранению рисков, вызовов и угроз.

Третий этап (2026 год) предусматривает обобщение результатов реализации настоящей Стратегии и выработку предложений, направленных на разработку новых документов по стратегическому планированию в данной сфере, а также обеспечение принятия мер организационного характера на межведомственном уровне.



§ 2. Ожидаемые результаты


Реализация Стратегии предоставит возможность:

а) формирования эффективной системы правовых, организационных и идеологических механизмов противодействия экстремизму и терроризму, а также культуры толерантности в обществе;

б) воспрепятствования распространению идей экстремизма и терроризма в различных слоях общества, повышения эффективности деятельности государственных органов по противодействию экстремизму и терроризму;

в) мобилизации необходимых ресурсов государственных организаций, в первую очередь правоохранительных органов и образовательных организаций, а также широкой общественности на раннее предупреждение экстремизма и терроризма;

г) совершенствования механизмов противодействия экстремизму и терроризму, усиления координации деятельности различных государственных организаций, институтов гражданского общества, СМИ и граждан.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 2 июля 2021 г.