Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 27.11.2021 г. N 32 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о финансировании терроризма и экстремизма"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

27.11.2021 г.

N 32



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

О ФИНАНСИРОВАНИИ ТЕРРОРИЗМА

И ЭКСТРЕМИЗМА



В связи с вопросами, возникшими в судебной практике по уголовным делам о финансировании терроризма и экстремизма, а также в целях обеспечения правильного и единообразного применения норм закона при рассмотрении дел данной категории, руководствуясь статьей 22 Закона "О судах", Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Обратить внимание судов, что своевременное и качественное рассмотрение уголовных дел, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, является одним из важных условий обеспечения национальной безопасности.


2. Обратить внимание судов, что при рассмотрении дел о преступлениях, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, судам наряду с уголовным и уголовно-процессуальными законами надлежит руководствоваться:

Законом Республики Узбекистан "О борьбе с терроризмом";

Законом Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения";

другими нормативно-правовыми актами Республики Узбекистан, направленными на противодействие финансированию терроризма и экстремизма;

международными конвенциями о борьбе с финансированием терроризма;

рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).


3. Разъяснить судам, что в статье 155-3 Уголовного кодекса Республики Узбекистан (далее - УК) предусмотрена уголовная ответственность за:

материальное или финансовое обеспечение существования, функционирования террористической организации, выезда лиц за границу либо их передвижения через территорию Республики Узбекистан для участия в террористической деятельности, подготовки и совершения террористической акции (далее - материальное и финансовое обеспечение терроризма);

прямое или косвенное предоставление или сбор любых средств, ресурсов, оказание иных услуг террористическим организациям либо лицам, содействующим или участвующим в террористической деятельности.


4. В соответствии с Законом Республики Узбекистан "О борьбе с терроризмом" под террористической организацией понимается устойчивое объединение двух или более лиц либо террористических групп для осуществления террористической деятельности.


5. Материальное и финансовое обеспечение существования, функционирования террористической организации может выразиться:

в предоставлении движимых или недвижимых активов любого рода или юридических документов, удостоверяющих право на такие активы, либо участие в них (например, банковские чеки, денежные переводы, банковские кредиты, ценные бумаги, облигации, векселя, акции, аккредитивы и т.п.);

иного имущества или услуги имущественного характера, предназначенной для осуществления террористической деятельности.


6. Услуги имущественного характера, предназначенные для осуществления террористической деятельности, могут выражаться в:

приобретении билетов для выезда за границу либо передвижения через территорию Республики Узбекистан для участия в террористической деятельности;

переводе денежных средств, в том числе под видом благотворительности, на расчетные счета в Республике Узбекистан или за рубежом;

предоставлении денежных и иных средств через третьих лиц;

сопровождении лиц, направляющихся для присоединения к террористическим организациям;

предоставлении оружия, боеприпасов и другого снаряжения для совершения террористических акций;

предоставлении продуктов питания, предметов первой необходимости, медикаментов, обмундирования, экипировки, средств связи, транспорта, жилых и нежилых помещений, денежных средств и т.п.


7. Под сбором средств, ресурсов понимается совершение действий, направленных на непосредственное приискание или накопление предмета преступления, предназначенного для финансирования терроризма. Преступление, выражающееся в сборе средств, ресурсов считается оконченным с момента получения хотя бы части предмета, предназначенного для финансирования терроризма, вне зависимости от наличия реальной возможности распоряжения полученными средствами.


8. Под предоставлением средств, ресурсов понимается передача предмета финансирования терроризма, ранее добытого правомерным или противоправным путем, до или в процессе совершения преступлений террористического характера. Данное деяние считается оконченным с момента фактического предоставления предмета преступления, в том числе с момента отправления по почте или другими средствами связи, вне зависимости от наличия реальной возможности его использования.


9. Действия, выраженные в финансировании террористической организации лицом, являющимся ее участником, квалифицируется по совокупности статей 155 и 155-3 УК.


10. Разъяснить, что для признания лица виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 155-3 УК, достаточно установления хотя бы одного факта финансирования терроризма.


11. Органы предварительного следствия и суды при квалификации действий виновного по пункту "а" части второй статьи 155-3 УК должны руководствоваться положениями, предусмотренными статьями 32 и 34 УК.


12. Действия должностных лиц, выразившиеся в финансировании терроризма, квалифицируются по пункту "б" части второй статьи 155-3 УК и не требуют дополнительной квалификации по статьям 192-11, 205 УК.

При квалификации действий должностного лица по пункту "б" части второй статьи 155-3 УК следует установить, что исполнитель использовал свои служебные полномочия для финансирования терроризма.


13. Для квалификации действий виновного по пункту "в" части второй статьи 155-3 УК должно быть установлено предварительное объединение двух и более лиц в группу с целью осуществления совместной деятельности по финансированию терроризма.


14. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков экстремизма судам следует руководствоваться статьей 3 Закона Республики Узбекистан "О противодействии экстремизму".


15. Под финансированием экстремизма в соответствии с законом понимается деятельность:

направленная на обеспечение существования и функционирования экстремистской деятельности, выезда лиц за границу и передвижение через территорию Республики Узбекистан для участия в экстремистской деятельности:

прямое или косвенное предоставление либо сбор любых средств, ресурсов, иных услуг экстремистским организациям или лицам, содействующим или участвующим в экстремистской деятельности.


16. Разъяснить судам, что в части первой статьи 244-1 УК установлена уголовная ответственность за:

изготовление или хранение с целью распространения материалов, содержащих идеи религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;

призывы к погромам или насильственному выселению граждан либо направленных на создание паники среди населения;

изготовление, хранение с целью распространения либо демонстрации атрибутики или символики религиозно-экстремистских, террористических организаций.


17. Следует иметь в виду, что уголовная ответственность по части второй статьи 244-1 УК наступает в случаях:

распространения в любой форме сведений и материалов, содержащих идеи религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;

призыва к погромам или насильственному выселению граждан либо направленного на создание паники среди населения;

использования религии в целях нарушения гражданского согласия, распространения клеветнических, дестабилизирующих обстановку измышлений, совершения иных деяний, направленных против установленных правил поведения в обществе и общественной безопасности;

распространения либо демонстрации атрибутики или символики религиозно-экстремистских, террористических организаций.


18. Действия лица, участвовавшего в финансировании совершения преступления, предусмотренного статьей 244-1 УК, квалифицируются как пособника в зависимости от квалификации действий исполнителя преступления.


19. Действия лица, участвовавшего в финансировании создания, руководства, участия в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организаций квалифицируются по статье 244-2 УК.


20. При рассмотрении дел данной категории судам надлежит установить наличие у лица прямого умысла, направленного на финансирование терроризма или экстремизма. Так, при даче правовой оценки доказательствам виновности лица, судам необходимо руководствоваться разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 24 августа 2018 года N 24 "О некоторых вопросах применения норм уголовно-процессуального законодательства о допустимости доказательств".


21. При назначении наказания лицам, признанным виновными в финансировании терроризма и экстремизма, в каждом отдельно взятом случае судам следует учитывать степень общественной опасности совершенного преступления.


22. По окончании разбирательства по уголовному делу о финансировании терроризма, экстремизма суды обязаны разрешить вопрос о вещественных доказательствах в соответствии со статьей 211 УПК и руководствуясь разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 декабря 2012 года N 17 "О некоторых вопросах применения законодательства о вещественных доказательствах по уголовным делам".


23. Суду Республики Каракалпакстан, областным и приравненным к ним судам обеспечить правильное разрешение уголовных дел, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, а также принять меры к устранению недостатков, имеющихся в судебной практике.



Председатель

Верховного суда

Республики Узбекистан                                                           К. Камилов



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                             И. Алимов



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 2021 г.