Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20.02.2023 г. N 2 "О судебной практике по делам о нарушении таможенного законодательства и контрабанде"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

20.02.2023 г.

N 2



О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И КОНТРАБАНДЕ



Анализ судебной практики показал, что законодательство, предусматривающее ответственность за нарушение таможенного законодательства и контрабанду, чаще всего применяется судами правильно. Вместе с тем, при рассмотрении дел о нарушении таможенного законодательства и контрабанды допущены ошибки в виде различного толкования норм закона и неправильной квалификации преступлений. В связи с вопросами, возникшими в судебной практике, а также изменениями и дополнениями, внесенными в законодательство, руководствуясь статьей 22 Закона Республики Узбекистан "О судах" Пленум Верховного суда ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Разъяснить судам, что по смыслу статьи 5 Таможенного кодекса Республики Узбекистан и статьи 3 Закона "О Государственной границе Республики Узбекистан" таможенная граница Республики Узбекистан (далее - таможенная граница) совпадает с Государственной границей Республики Узбекистан. Таможенную территорию Республики Узбекистан составляют сухопутная территория Республики Узбекистан, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.

На территории Республики Узбекистан могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады, территории которых рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории, если иное не предусмотрено законодательством.


2. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу строго установлен Таможенным кодексом Республики Узбекистан (далее - ТмК) и иным законодательством, а также международными договорами.

Любое перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, совершенное с нарушением установленного порядка, считается незаконным и влечет административную либо уголовную ответственность.

Перемещение физического лица через "зеленый" коридор рассматривается как заявление лица таможенному органу о том, что у него не имеются товары, подлежащие письменному декларированию, и не освобождает от обязанности соблюдать требования таможенного законодательства.


3. Закон связывает вид ответственности за нарушение таможенного законодательства с размером незаконно перемещаемых через таможенную границу товаров или иных ценностей, который определяется, исходя из их стоимости на день совершения правонарушения.

Разъяснить судам, что непосредственным объектом преступления "нарушение таможенного законодательства" считается установленный порядок перемещения товаров или иных ценностей через таможенную границу Республики Узбекистан, при этом не имеет значения, имеются ли таможенные платежи в отношении товаров или иных ценностей.

За незаконное перемещение через таможенную границу товаров или иных ценностей до крупного размера всегда наступает административная ответственность, независимо от привлечения лица неоднократно в течение года к административной ответственности за аналогичные правонарушения.

Уголовная ответственность по части первой статьи 182 Уголовного кодекса Республики Узбекистан (далее - УК) наступает лишь в случаях, если лицо, привлеченное к административной ответственности за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в крупном размере (статьи 227-19, 227-20, 227-21, часть первая статьи 227-22 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности), в течение года после применения административного взыскания вновь совершает аналогичное правонарушение в крупном размере.

При перемещении товаров или иных ценностей через таможенную границу, ввозе или вывозе в пределах установленной нормы с использованием других лиц следует квалифицировать исходя из общего размера перемещаемых товаров или иных ценностей.

При наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных в пунктах "б", "в" и "г" части второй статьи 182 УК, уголовная ответственность наступает лишь в случае нарушения таможенного законодательства в крупном размере независимо от привлечения лица ранее к административной ответственности за такие действия.


4. Предметом преступления, предусмотренного статьей 182 УК, является, в частности:

транспортные средства и товары, предусмотренные в статье 13 ТмК;

движимые предметы, предусмотренные во втором абзаце статьи 3 Закона Республики Узбекистан "О вывозе и ввозе культурных ценностей";

объекты растительного и животного мира.


5. По смыслу статьи 182 УК незаконное перемещение товаров или иных ценностей (далее - товаров) через таможенную границу заключается в совершении действий по ввозу на таможенную территорию Республики Узбекистан или вывозу с этой территории товаров одним из следующих способов:

вывоз помимо таможенного контроля;

путем сокрытия от таможенного контроля;

путем обманного использования таможенных документов или средств таможенной идентификации;

путем недекларирования товаров или декларирования их не своим наименованием;

путем прорыва.


6. Перемещение товаров помимо таможенного контроля заключается в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию Республики Узбекистан или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через таможенную границу Республики Узбекистан или вне времени производства таможенного контроля.


7. Под сокрытием от таможенного контроля товаров понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить их обнаружение либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, подмена товаров, изъятие, погрузка других видов товаров, помещенных в грузовые помещения транспортных средств, не повреждая средства таможенной идентификации, использование тайников (пустот, проемов между стенами (рамами) чемоданов, сумок, транспортных средств, контейнеров и других средств перевозки, по своей конструктивной особенности не предназначенных для хранения и перевозки предметов, специально изготовленных или приспособленных для незаконного перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов преступления в теле человека, животного и т.п.).


8. Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации следует, в частности, понимать предъявление таможенным органам:

заведомо поддельных документов;

документов, заведомо содержащих недостоверные сведения;

документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам;

недействительных документов;

а также использование поддельных средств таможенной идентификации (пломб, печатей, маркировки, идентификационных знаков, штампов и иных средств идентификации, предусмотренных статьей 197 ТмК) или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Обратить внимание судов на то, что для каждой процедуры перемещения товаров через таможенную границу законодательством предусмотрен отдельный перечень документов и сведений, подлежащих представлению таможенному органу (статьи 9, 18 - 19, 267 ТмК), не могут рассматриваться как незаконные действия лица, не представившего таможенным органам документы и сведения, не предусмотренные в указанных перечнях.


9. Перемещение товаров через таможенную границу путем недекларирования предполагает неуказание в таможенной декларации сведений о товарах, необходимых для принятия решения о разрешении на ввоз или вывоз (о выпуске) товаров, помещении их под избранный таможенный режим, об исчислении и взимании таможенных платежей либо перемещение через "зеленый" коридор товаров, подлежащих декларированию.

Под перемещением товаров через таможенную границу путем декларирования не своим наименованием следует понимать заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования ложных сведений о товарах (наименование, качество, свойства).

Разъяснить, что самостоятельное исправление декларантом ошибок в таможенной декларации до начала проверки таможенной декларации, досмотра товаров и установления таможенным органом недостоверности указанных в таможенной декларации сведений, исключает административную и уголовную ответственность.

Неиспользование права под таможенным контролем осматривать и измерять товары, отбирать их пробы и образцы до подачи таможенной декларации и других документов, необходимых для таможенных целей (статья 275 ТмК), не исключает ответственности декларанта.


10. Судам следует иметь в виду, что момент окончания преступления, предусмотренного статьей 182 УК, по каждому конкретному делу должен определяться в зависимости от способа незаконного перемещения товаров (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или декларированием не своим наименованием).

Перемещение товаров, совершенное помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, считается оконченным преступлением с момента фактического пересечения с товарами таможенной границы.

Перемещение товаров через таможенную границу, совершенное с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или декларированием не своим наименованием, считается оконченным преступлением с момента оформления принятия таможенной декларации (статья 264 ТмК).


11. При определении стоимости товаров, незаконно перемещаемых через таможенную границу, следует исходить из рыночных цен на момент совершения преступления.

В случае отсутствия товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу и прошедших таможенное оформление (в результате их выпуска в свободное обращение, реализации и т.д.), их стоимостью признается таможенная стоимость, установленная при таможенном оформлении в соответствии с главой 44 ТмК.

При невозможности определения стоимости товаров (например, фальсифицированные спиртные напитки, контрафактные товары) их стоимость определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

При определении размера незаконно перемещаемых через таможенную границу товаров должна приниматься во внимание стоимость только той части товаров, которая перемещена через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или декларированием не своим наименованием.


12. Если лицо наряду с нарушением таможенного законодательства совершит преступление в виде незаконного выезда за границу или въезда в Республику Узбекистан, его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 182 и 223 УК.

Деяния лица, представившего таможенным органам заведомо подложный документ в качестве достоверного документа, следует квалифицировать по статье 182 УК, и дополнительной квалификации по статье 228 УК не требуется.


13. Разъяснить судам, что действия лица подлежат квалификации по пункту "б" части второй статьи 182 УК, если преступление совершено путем прорыва таможенной границы.

При этом под прорывом следует понимать действия, выразившиеся в пересечении таможенной границы путем нападения на таможенный пост или открытого неподчинения требованиям режима таможенной границы любыми техническими средствами либо другими различными способами.

Если при совершении прорыва через таможенную границу виновным причинено умышленное тяжкое или средней тяжести телесное повреждение лицу или лицо умышленно убито, либо каким-то образом нанесен имущественный вред, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом "б" части второй статьи 182 УК и соответственно статьями 97, 104, 105, 173 УК. Причинение в таких случаях умышленного легкого телесного повреждения, а также активное противодействие правомерной деятельности сотрудника, исполняющего служебные обязанности или лица, выполняющего гражданский долг, принуждение к отказу от исполнения служебных обязанностей или выполнения гражданского долга охватывается диспозицией части второй 182 УК и дополнительной квалификации по статьям 109 и 219 УК не требует.


14. В тех случаях, когда незаконное перемещение через таможенную границу товаров или иных ценностей признается совершенным организованной группой, по пункту "в" части второй статьи 182 УК квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные ценности через таможенную границу (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его незаконного ввоза на таможенную территорию Республики Узбекистан, содействовали его перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов, зная о незаконности груза).


15. Лицом, совершившим преступление с использованием своего служебного положения (пункт "г" части второй статьи 182 УК), следует понимать лицо, которое в силу своих служебных полномочий обязано осуществлять таможенный контроль (проверку документов и информации, устный опрос, таможенный досмотр, таможенную идентификацию, учет товаров) за товарами, перемещаемыми через таможенную границу. К таким лицам относятся также лица, освобожденные от определенных форм таможенного контроля в соответствии со статьей 189 ТмК, и использующие свое служебное положение для незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Действия лиц, совершивших незаконное перемещение через таможенную границу товаров с использованием своего служебного положения, подлежат квалификации по пункту "г" части второй статьи 182 УК и дополнительной квалификации по статьям УК, предусматривающим ответственность за злоупотребление властью или должностными полномочиями (статьи 192-11, 205 УК) и превышение власти или должностных полномочий (статья 206 УК), не требуют.

Действия лица (организатора, подстрекателя, пособника преступления), использовавшего свое служебное положение для незаконного перемещения товаров через таможенную границу, квалифицируются по статье 28 УК и пункту "г" части второй статьи 182 УК за исключением действия участников организованной группы.


16. При разрешении вопроса о виновности лица в незаконном перемещении через таможенную границу валюты судам следует иметь в виду, что количество свободно ввозимой и вывозимой из Республики Узбекистан наличной иностранной и национальной валюты установлено:

Законом Республики Узбекистан "О валютном регулировании";

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 января 2018 года N 66 "Об утверждении Правил ввоза и вывоза наличной валюты Республики Узбекистан и наличной иностранной валюты физическими лицами через таможенную границу Республики Узбекистан".

Квалификация лица определяется исходя из размера суммы, превышающей сумму единовременно ввозимой или вывозимой через таможенную границу Республики Узбекистан наличной валюты Республики Узбекистан и наличной иностранной валюты, не подлежащей декларированию; часть, которая не подлежит декларированию, не считается предметом преступления или административного правонарушения.

При этом в случае установление факта перемещения наличных валютных ценностей через таможенную границу с участием нескольких лиц путем распределения между ними, деяние квалифицируется исходя из общей суммы валютных ценностей.

Разъяснить, что преступления связанные с перемещением валютных ценностей через таможенную границу, охватываются статьей 182 УК и дополнительной квалификации по статье 177 УК не требуется.


17. Судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 246 УК перемещение через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документации или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или декларированием не своим наименованием сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, взрывных устройств, вооружения, огнестрельного оружия, боеприпасов или основных частей огнестрельного оружия, а также наркотических средств, их аналогов или психотропных веществ, либо материалов, пропагандирующих религиозный экстремизм, сепаратизм и фундаментализм, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, радиоактивных материалов, которые заведомо могут быть использованы при его создании (далее - предметы контрабанды) образует состав другого преступления - контрабанды.

Для квалификации действий, выраженных в перемещении через таможенную границу предметов контрабанды, перечисленных в части первой статьи 246 УК количество и размер предметов контрабанды правового значения не имеет.

В тех случаях, когда лицо наряду с перемещением через таможенную границу товаров, подпадающих под действие статьи 182 УК, совершает контрабанду, его действия следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 182 и 246 УК.

Если лицо наряду с контрабандой совершает другие преступления, связанные с незаконным оборотом предметов контрабанды (статьи 247, 248, 273 УК и др.), его действия квалифицируются по совокупности преступлений.


18. Для правильной квалификации действий лица при незаконном перемещении через таможенную границу материалов религиозного содержания во всех случаях необходимо назначение по делу судебно-религиоведческой экспертизы на предмет определения содержания в них пропаганды идей религиозного экстремизма, сепаратизма, фундаментализма. Если по результатам экспертизы в материалах религиозного содержания будет установлена пропаганда идей религиозного экстремизма, сепаратизма, фундаментализма, действия такого лица подлежат квалификации по статье 246 УК.


19. В случае перемещения через таможенную границу Республики Узбекистан товаров или иных материальных ценностей помимо таможенного контроля, а также предметов контрабанды с использованием беспилотных летательных аппаратов действия лица подлежит квалификации по совокупности преступлений по статье 244-4 либо по статье 248-1 УК.


20. Перемещение через таможенную границу психотропных веществ или наркотических средств в количестве, указанном в Положении о порядке ввоза и вывоза лекарственных средств и изделий медицинского назначения физическими лицами для личного пользования, утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 июня 2016 года N 191, при наличии документов, подтверждающих рекомендуемое количество на курс лечения, выданных физическому лицу медицинским учреждением, не влечет уголовной или административной ответственности.

При этом указанное в медицинском документе количество психотропных веществ или наркотических средств должно быть равным ввозимому количеству, а также данные лица или его доверенного лица, перемещающего психотропные вещества или наркотические средства, должны соответствовать данным, содержащимся в документах.

В случаях ввоза и вывоза психотропных веществ или наркотических средств с нарушением таможенного законодательства в количестве, разрешенном в соответствии с Положением, следует обсудить вопрос о прекращении уголовного дела на основании статьи 65 УК.


21. В соответствии со статьей 211 УПК при вынесении приговора, определения (постановления) о прекращении уголовного дела суд должен разрешить вопрос о предметах, признанных по делу вещественными доказательствами, в том числе транспортных средств (контейнеров).

При рассмотрении данного вопроса судам необходимо также руководствоваться разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 декабря 2012 года N 17 "О некоторых вопросах применения законодательства о вещественных доказательствах по уголовным делам".

По преступлениям, связанным с нарушением Таможенного законодательства, товарно-материальные ценности подлежат обращению в доход государства.

Если за товарно-материальные ценности произведена оплата таможенных платежей, в этом случае подлежит обсуждению вопрос о возвращения этих платежей.

Имущественный ущерб, причиненный другим лицам в результате передачи вещественных доказательств в собственность государства, разрешается в порядке гражданского и экономического судопроизводства.


22. Следует иметь в виду, что транспортные средства (контейнеры), используемые при незаконном перемещении товаров или иных ценностей через таможенную границу (статья 182 УК), признаются орудием преступления лишь в тех случаях, когда товары или иные ценности перемещаются помимо или с сокрытием от таможенного контроля.


23. При рассмотрении дел о нарушении таможенного законодательства и контрабанде судам следует устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению таких преступлений, также необходимо тщательно проверять соблюдение законодательства при получении, учете, оценке вещественных доказательств и реагировать путем вынесения частных определений в случаях выявления нарушений норм процессуального законодательства.


24. Военному суду Республики Узбекистан, суду Республики Каракалпакстан, областным, Ташкентскому городскому судам периодически обобщать судебную практику по делам о нарушении таможенного законодательства и контрабанде, а также принять меры к своевременному устранению допущенных нарушений закона.


25. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 06 сентября 2013 года N 18 "О судебной практике по делам о нарушении таможенного законодательства и контрабанде".



Председатель

Верховного суда

Республики Узбекистан                                                           Б. Исламов



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                            И. Алимов



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 2023 г.