Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20.11.2023 г. N 29 "О судебной практике по рассмотрению дел о преступлениях против порядка несения военной службы"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

20.11.2023 г.

N 29



О СУДЕБНОЙ

ПРАКТИКЕ ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ

О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ ПОРЯДКА

НЕСЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ


В соответствии со статьей 152 Конституции Республики Узбекистан Вооруженные Силы Республики Узбекистан созданы для защиты государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Узбекистан, мирной жизни и безопасности ее населения.

Основой деятельности Вооруженных Сил и других воинских формирований, а также гарантией выполнения ими своих задач является четкое и безусловное соблюдение порядка несения военной службы.

Военным судам следует иметь ввиду, что общественная опасность воинских преступлений заключается в том, что они, ослабляя воинскую дисциплину и боевую готовность войск, наносят ущерб обороноспособности страны.

Наиболее распространенными преступлениями среди военнослужащих являются нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, злоупотребление властью или ее превышение, другие воинские преступления. Кроме этого, военнослужащими совершаются другие виды преступлений, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса.

В связи с проводимыми реформами в судебно-правовой системе и в целях обеспечения правильного применения законодательства о преступлениях против порядка несения военной службы, руководствуясь статьей 22 Закона Республики Узбекистан "О судах" Пленум Верховного суда ПОСТАНОВЛЯЕТ:



ГЛАВА I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ


1. Под преступлениями против порядка несения военной службы следует понимать совершенные военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими военных сборов, преступления против порядка несения военной службы.

Порядок несения военной службы представляет собой отношения, возникающие в процессе жизни и боевой деятельности войск, закрепленные в законах и воинских уставах. В этих актах законодательства закреплены принципы военной организации: воинская служба как конституционная обязанность гражданина, единоначалие и основанное на нем повиновение подчиненных начальникам, четкое определение прав и свобод субъектов воинских отношений.


2. Субъектами преступлений против порядка несения военной службы могут быть военнослужащие Министерства обороны, Службы государственной безопасности, Государственной службы безопасности Президента Республики Узбекистан, Национальной гвардии, Министерства по чрезвычайным ситуациям, войск Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и военнослужащие других воинских формирований, создаваемых в соответствии с законодательством, а также военнообязанные лица во время прохождения ими военных сборов.


3. Подсудность уголовных дел военным судам определена статьей 45 Закона "О судах" и статьей 4 Положения об организации деятельности военных судов, утвержденное этим законом.

Согласно Положению военным судам подсудны все уголовные дела в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, а также дела о преступлениях, совершенных лицами в период прохождения военной службы, но уволенных с нее к моменту рассмотрения дела в суде.

Также, согласно Закону, военные суды могут рассматривать и другие дела (например, дела о совершении преступлений служащими и сотрудниками Вооруженных Сил и других воинских формирований, связанных со служебной деятельностью, и т.д.).

Кроме того, военным судам подсудны все уголовные дела, имеющие гриф секретности, касающиеся государственных (государственных, военных, служебных) секретов (ст. 162, 163 УК и т.д.).

В связи с этим всем судам следует строго соблюдать требования закона о подсудности дел.


4. При рассмотрении дел о преступлениях против порядка несения военной службы судам следует обратить внимание на несколько основных понятий.

Единоначалие - согласно пункту 30 "Устава внутренней службы Вооруженных Сил Республики Узбекистан", является одним из принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и требовать их выполнения.

В соответствии с пунктами 31 - 32 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Республики Узбекистан по своему служебному положению и воинскому званию некоторые военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальник должен быть для подчиненного примером тактичности и выдержанности и не должен допускать как фамильярности, так и предвзятости. За действия, унижающие человеческое достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.


5. Военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками или подчиненными, могут быть старшими или младшими.

Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих.

Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины, общественного порядка, правил поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия должны требовать от них устранения этих нарушений. Младшие по званию обязаны беспрекословно выполнять эти требования старших.


6. При совместном выполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по должности, а при равных должностях - старший по воинскому званию является начальником.


7. Приказ - распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение.

Приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Письменный приказ является основным распорядительным служебным документом (правовым актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений). Устные приказы отдаются всеми командирами (начальниками).

Приказ (приказание) должен соответствовать требованиям законов и воинских уставов.


8. Боевая обстановка - это оперативная ситуация, характеризующаяся непосредственным столкновением воинской части или подразделения лицом к лицу с противником либо угрозой такого столкновения.

Такое столкновение может возникнуть как в военное, так и в мирное время. Боевая обстановка мирного времени может возникнуть в случае вооруженных действий незаконных формирований, направленных против целостности и неприкосновенности территории Республики Узбекистан.


9. Оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. К оружию не относятся конструктивно сходные с оружием изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, а также спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (статья 3 Закона "Об оружии").


10. Взрывчатые вещества - это вещества или смеси, которые под влиянием внешнего воздействия (биения, возжигания, удара, самовозгорания) способны к быстрым химическим превращениям, сопровождающимся образованием и выделением большого количества тепла и нагретых газов, способных производить работу метания или разрушения.


11. Радиоактивные вещества - это не относящиеся к ядерным материалам вещества, в любом агрегатном состоянии содержащие радионуклиды с активностью, превышающей минимальные значения, установленные нормами и правилами радиационной безопасности (пункт 3 Положения "О порядке государственного учета и контроля за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов", утвержденного постановлением Кабинета Министров от 13 августа 2009 года N 231).


12. Боевые машины - танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские и ракетные установки, машины, предназначенные для буксирования артиллерийских систем и прицепов с аппаратурой управления огнем, другие самодвижущиеся технические средства.


13. Специальные машины - самодвижущиеся технические средства, используемые по особому специальному предназначению, соответствующему типу машины или установленному на ней оборудованию. Специальными являются различные инженерные машины, санитарный транспорт, передвижные ремонтные мастерские, лаборатории и т.д.


14. К транспортным относятся машины, предназначенные для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, военно-технического имущества, а также машины, используемые для повседневного хозяйственного, культурно-бытового, медицинского и другого обслуживания воинской части.



ГЛАВА II. ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ

С РАССМОТРЕНИЕМ ДЕЛ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

ПРОТИВ  ПОРЯДКА  ПОДЧИНЕННОСТИ

И СОБЛЮДЕНИЯ ВОИНСКОЙ ЧЕСТИ


15. Объектом преступлений против порядка подчиненности и соблюдения воинской чести является установленный порядок воинской подчиненности, который является частью установленного в Вооруженных Силах порядка несения военной службы, регулирующего отношения между командирами (начальниками) и подчиненными при исполнении ими обязанностей по службе.


16. Субъектами преступлений против порядка подчиненности и соблюдения воинской чести являются военнослужащие, состоящие на действительной военной службе.


17. Открытый и демонстративный отказ от исполнения приказа является неповиновением. При неповиновении подчиненный, получив приказ начальника, открыто показывает, что он не будет исполнять приказ.


18. Судам следует отличать неповиновение от пререкания, когда подчиненный проявляет недовольство по поводу отданного ему приказа, вступает в его обсуждение, но приказ выполняет. Такие действия не должны расцениваться как неповиновение.

Иное умышленное неисполнение приказа - внешне приказ принимается подчиненным к исполнению, но в последующем сознательно им не выполняется. При этом умысел на неисполнение приказа может возникнуть сразу по получении приказа или по истечении некоторого времени. Под неисполнением приказа понимается не совершение действий, предписанных приказом, совершение действий, запрещенных приказом, или ненадлежащее (несвоевременное, неполное, неточное) исполнение приказа.

Если в отношении наступивших последствий вина субъекта преступления проявляется в форме неосторожности, то деяние должно квалифицироваться по статье 280 УК.

Мотив и цель неповиновения не имеют значения при квалификации преступления.


19. При квалификации деяния по статье 280 УК судам следует иметь ввиду, что с субъективной стороны неисполнение приказа по неосторожности заключается в совершении действий, запрещенных приказом, или невыполнении действий, предписанных приказом, либо в ненадлежащем (несвоевременном, неполном, неточном) исполнении приказа. От неповиновения (ст. 279 УК) неисполнение отличается только субъективной стороной, так как совершается по неосторожности в виде преступной самонадеянности или небрежности.

Судам следует иметь ввиду, что исходя из требований статьи 40 УК Республики Узбекистан и пункта 38 Устава внутренней службы, не образует состава преступления, предусмотренного статьями 279, 280 УК, умышленное неисполнение приказа либо неисполнение по неосторожности подчиненным заведомо незаконного приказа.


20. При рассмотрении дел, связанных с сопротивлением начальнику или принуждением его к нарушению служебных обязанностей, суды должны иметь ввиду, что диспозиция статьи 281 УК содержит указания на два самостоятельных преступления: сопротивление начальнику и принуждение начальника к нарушению служебных обязанностей.


21. Сопротивление начальнику, а также иному лицу, исполняющему обязанности по военной службе, и принуждение его к нарушению этих обязанностей представляют собой открытое противодействие их деятельности или попытку изменить содержание этой деятельности вопреки интересам военной службы.

Сопротивлением начальнику, а также иному лицу, исполняющему обязанности по военной службе, или принуждением его к нарушению этих обязанностей могут квалифицироваться преступные действия в отношении не только начальников и старших, а также начальников, подчиненных и младших по должности или воинскому званию, при исполнении воинских обязанностей.


22. Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного статьей 282 УК Республики Узбекистан (угроза начальнику убийством или применением насилия) является совершение его в боевой обстановке.

Под угрозой убийством или применения насилия следует понимать, объективное наличие угрозы (словесно, письменно, демонстрация оружия и т.д.) непосредственно начальнику или через иного лица убийством или причинения телесного повреждения).


23. Уголовная ответственность по статье 283 УК за причинение телесных повреждений наступает только в случае применения насилия к начальнику в связи с исполнением последним обязанностей по военной службе.

Такие действия, совершенные в отношении начальника не связанные с воинскими взаимоотношеньями и с исполнением служебных обязанностей должны квалифицироваться как преступления против личности.


24. Для наступления уголовной ответственности за оскорбление подчиненным начальника или начальником подчиненного необходимо, чтобы ранее он был привлечен к дисциплинарной ответственности, которая не была снята в установленном порядке.

Оскорбление одним военнослужащим другого военнослужащего при отсутствии между ними отношений подчиненности или гражданского лица, действия виновного влечет ответственность по статье 140 УК, исходя из требований статьи 16 КоАО Республики Узбекистан.

Оскорбление может быть совершено не только в расположении воинской части и в служебное время, но и вне расположения воинской части и внеслужебное время.


25. Под нарушением уставных правил взаимоотношений следует понимать унижение чести и достоинства, использование различных насильственных действий одним военнослужащим по отношению к другому в целях обеспечения подчиненности к себе сослуживцев, создания льготных условий для прохождения службы.

В тех случаях, когда эти правила нарушаются лицами, равными по служебному положению и воинскому званию, а также между старшими и младшими, но не состоящими в отношениях подчиненности, уголовная ответственность наступает по статье 285 Уголовного кодекса.

Определенную сложность для квалификации представляют случаи совместного совершения насильственных действий лицами, находящимися и не находящимися в отношениях подчиненности друг к другу.

Например, к неуставным действиям, совершенным военнослужащим срочной военной службы, подключается сержант, являющийся начальником как для виновного, так и для потерпевшего, либо насильственные действия начальника поддерживает подчиненный. В этих случаях действия начальника, принявшего участие в учиненных его подчиненным неуставных насильственных действиях, следует квалифицировать как воинское должностное преступление, предусмотренное статьей 301 Уголовного кодекса.

Если к неуставным действиям начальника в отношении равных ему по служебному положению военнослужащих присоединяется лицо, находящееся в подчиненности как у виновного, так и у потерпевшего, действия начальника следует квалифицировать по статье 285 Уголовного кодекса, а действия подчиненного - как соучастника в этом преступлении, по статьям 28, 285 Уголовного кодекса.


26. Часть первая статьи 285 Уголовного кодекса устанавливает ответственность за нарушение уставных правил взаимоотношений, выразившееся в систематическом издевательстве, истязании, причинении легкого телесного повреждения с расстройством здоровья или средней тяжести телесного повреждения, незаконном лишении свободы. В связи с этим действия виновного дополнительной квалификации по соответствующим статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за преступления против личности, не требуется.


27. Пунктами "а", "б" части второй статьи 285 Уголовного кодекса установлена ответственность за преступление, совершенное группой лиц или с применением оружия.

Понятие "группой лиц" в данном случае аналогично понятию, содержащемуся в статье 29 Уголовного кодекса. Групповые неуставные насильственные действия совершаются совместно двумя или более военнослужащими, объединенными общностью умысла, каждый из которых является субъектом преступления, предусмотренного статьей 285 Уголовного кодекса, и выступает в качестве соисполнителя. При совершении такого преступления в группе лицами, не являющимся военнослужащими, их действия должны квалифицироваться с применением статьи 28 УК. Преступление группой лиц может быть совершено как по предварительному сговору между собой, так и при его отсутствии. Необходимым условием квалификации действий виновных в последнем случае по пункту "а" части второй статьи 285 Уголовного кодекса является осознанием каждого из них того, что неуставные действия совершаются им в группе.

Неуставные действия, совершенные в группе и единолично, должны получать самостоятельную юридическую оценку и рассматриваться как реальная совокупность преступлений.

Оружие может применяться для причинения телесных повреждений, а также как средство психического воздействия при ином насилии, когда виновный путем угрозы оружием заставляет потерпевшего выполнять за него отдельные обязанности по военной службе или отказаться от выполнения этих обязанностей, оказывать ему различные услуги, а также при совершении действий, унижающих человеческое достоинство.

Не могут рассматриваться как применение оружия случаи использования не его поражающих свойств, обусловленных конструкцией и назначением, а лишь в качестве предмета для нанесения ударов.


28. Под иными тяжкими последствиями, предусмотренными пунктом "б" части четвертой статьи 285 Уголовного кодекса, подразумеваются находящиеся в причинной связи с неуставными действиями виновного последствия, тяжесть которых должна оцениваться судом в зависимости от их характера.

Если неуставные насильственные действия завершаются умышленным убийством потерпевшего, содеянное виновным подлежит квалификации по совокупности: части третьей статьи 285 Уголовного кодекса и соответствующими статьями кодекса, предусматривающими преступления против личности.

В практике нередки случаи смерти потерпевшего от рефлекторной остановки сердца либо механической асфиксии, последовавшей в результате нанесения виновным, как правило, одного удара рукой в область грудной клетки. Такие действия при отсутствии достоверных доказательств умысла виновного на лишение жизни потерпевшего следует квалифицировать как нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, повлекшее смерть человека.

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в некоторых случаях может привести не только к человеческим жертвам, но и срыву выполнения боевой задачи, выводу из строя боевой техники, другим последствиям. Эти последствия, если они признаны судом тяжкими, также могут служить основанием для квалификации действий виновного по пункту "б" части четвертой статьи 285 Уголовного кодекса.

Когда в процессе неуставных насильственных действий в отношении нескольких потерпевших причиняется вред, предусмотренный различными частями статьи 285 УК, то содеянное надлежит квалифицировать по правилам статьи 33 УК.


29. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими может совершаться при исполнении виновными обязанностей по несению специальных видов воинской службы (караульной, внутренней, боевого дежурства и т.п.). Если виновным при этом нарушаются правила несения этих служб, содеянное следует квалифицировать по совокупности статьи 285 Уголовного кодекса и статьями, предусматривающими ответственность за нарушение того или иного вида службы.

Нарушение правил несения специальных видов службы могут получать самостоятельную правовую оценку лишь в том случае, когда нарушение уставных правил взаимоотношений, одновременно являлось и нарушением правил несения соответствующего вида службы (например, лицом, входящим в состав внутреннего наряда в части, подразделении).


30. Нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, в частности, выразившееся в систематическом издевательстве могут сопровождаться изъятием у потерпевших продуктов питания, предметов обмундирования и других материальных ценностей. Если при этом у потерпевшего изымаются предметы, являющиеся его личной собственностью, то действия виновного, кроме статьи 285 Уголовного кодекса, подлежат дополнительной квалификации по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против собственности.

Отобрание с применением насилия или под угрозой его применения отдельных предметов продовольственного пайка или предметов обмундирования, выдаваемых военнослужащему, полностью охватывается диспозицией статьи 285 Уголовного кодекса.


31. Предоставляя командирам и иным начальникам необходимые служебные полномочия, в том числе право отдавать приказы, распоряжения подчиненным и добиваться их неукоснительного выполнения вплоть до применения принудительных мер к нарушителям дисциплины, государство ограждает их личность и служебный авторитет от каких бы то ни было посягательств.

В этих целях в уголовном законодательстве предусмотрена ответственность за причинение телесных повреждений, оскорбление, угрозу начальнику, а также сопротивление ему или принуждение к нарушению служебных обязанностей.

Особенностью указанных преступлений является то, что они совершаются в процессе военно-служебных отношений. Если же указанные действия совершаются на почве личных взаимоотношений, то они не могут быть признаны воинским преступлением и подлежат квалификации как преступления против личности.



ГЛАВА III. ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ

С РАССМОТРЕНИЕМ ДЕЛ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

ПРОТИВ ПОРЯДКА ПРОХОЖДЕНИЯ

ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ


32. При рассмотрении конкретных дел следует иметь ввиду, что уклонение от военной службы совершается путем самовольного оставления части или места службы, дезертирства, членовредительства, а также иными способами.


33. Самовольное оставление части представляет собой отсутствие военнослужащего срочной службы на месте службы без уважительных причин продолжительностью свыше одних суток.

Согласно части четвертой статьи 287 УК, если такие действия совершаются в боевой обстановке, продолжительность не имеет значения.

Для самовольного оставления части характерны такие мотивы как желание навестить родственников и знакомых, отдохнуть от службы, уладить семейные и личные дела, решить проблемы временного характера и другие.


34. Под дезертирством признается самовольное оставление части или места службы с целью вовсе уклониться от военной службы, а равно неявка с той же целью на службу.

Совершая дезертирство, военнослужащий противозаконно прекращает несение военной службы, пытается исключить себя из сферы военно-служебных отношений. Дезертирство считается оконченным преступлением с момента, когда субъект (лицо) оставил расположение войсковой части или место службы с целью уклониться от военной службы и с этого момента начинается исчисление срока давности привлечения к ответственности.

При наличии такой цели продолжительность самовольного отсутствия значения не имеет.

Для дезертирства характерны приобретение виновным подложных документов, переодевание в гражданскую одежду, уничтожение военной формы, попытки устроиться на работу или получить иной постоянный источник существования и т.д.

Продолжительность отсутствия может иметь значение при оценке степени общественной опасности совершенного преступления и определении виновному наказания.

Основными мотивами дезертирства могут быть нежелание переносить тяготы и лишения воинской службы, стремление решить личные и семейные проблемы постоянного характера, избежать ответственности за совершенное во время несения военной службы преступление и т.д.


35. Уклонение от военной службы путем членовредительства заключается в причинении военнослужащим вреда своему здоровью. Членовредительство - это умышленное искусственное повреждение какого-либо органа или тканей тела (например, ноги или кисти руки), нарушение функции какого-либо органа (например, расстройство пищеварения, сердечной деятельности), вызывание какого-либо заболевания или симуляция болезни либо обострение имеющегося заболевания.

Вред здоровью может быть причинен огнестрельным или холодным оружием, колющими или режущими предметами, различными ядами, другими механическими, тепловыми или подобными им средствами. Для состава уклонения не имеет значения каким образом было совершено членовредительство.


36. Симуляция болезни состоит в том, что военнослужащий с целью получения освобождения от несения обязанностей военной службы притворяется больным, приписывая себе такие болезни, физические или психические недостатки, которые будто бы препятствуют ему исполнять военные обязанности, но в действительности является здоровым.


37. Подлог документа как способ уклонения состоит в том, что военнослужащий представляет командиру поддельный документ с целью получения освобождения от службы. Во всех случаях подлог состоит в несоответствии действительности указанных в документе событий и обстоятельств, ссылаясь на которые военнослужащий ходатайствует о временном или постоянном освобождении от несения воинских обязанностей.

Так как подлог документов - обязательный признак объективной стороны уклонения, то дополнительной квалификации по статье Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за подделку документов, не требуется.


38. Иной обман как способ уклонения заключается в том, что военнослужащий сообщает заведомо ложные сведения о событиях или обстоятельствах с целью получения освобождения от несения военной службы либо сознательно умалчивает с той же целью об обстоятельствах, о которых обязан был доложить.


39. Отказ от несения обязанностей военной службы характеризуется тем, что военнослужащий открыто, не прибегая к обману, устно, письменно или иным способом выражает свое нежелание нести военную службу или выполнять отдельные ее обязанности и фактически прекращает их исполнение.

Отказ подчиненного выполнять конкретные требования командира (например, убыть в командировку, заступить в суточный наряд и т.п.) не может рассматриваться как отказ от несения обязанностей военной службы. Такие действия могут образовать состав неповиновения, поскольку в данном случае требования командира носят характер приказа, а сами действия состоят не в отказе от несения военной службы, а в открытом неисполнении приказа.


40. В отдельных случаях в соответствии с законом и общевоинскими уставами Вооруженных Сил военнослужащие имеют специальные права и несут специальные обязанности (боевое дежурство, нахождение в суточном или гарнизонном нарядах и т.д.).

Судам следует иметь ввиду, что за нарушения правил несения специальной службы предусмотрена уголовная ответственность военнослужащих по статьям 291 - 294 Уголовного кодекса (специальный субъект).

Учитывая, что диспозиция этих норм являются бланкетными, судам следует иметь ввиду, что они должны указать конкретную статью или пункт если лицо совершившее такие преступления своими действиями нарушил требования ссылаемого нормативного документа либо Устава.



ГЛАВА IV. ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ

С РАССМОТРЕНИЕМ ДЕЛ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ

ПОРЯДКА СОХРАННОСТИ ИЛИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ВОЕННОГО ИМУЩЕСТВА


41. Нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми, радиоактивными и иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, характеризуется тем, что военнослужащий при обращении с ними не соблюдает специальные правила предосторожности, что может привести к гибели и увечьям людей, уничтожению военного имущества, срыву воинских мероприятий и другим тяжким последствиям.

Порядок обращения с оружием, веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, определяется воинскими уставами и другими нормативными актами (руководствами, курсами стрельб для различного рода оружия и др.), в которых содержится перечень правил, обеспечивающих безопасные условия обращения с оружием, соответствующими веществами и предметами.

Нарушением правил признается невыполнение или ненадлежащее выполнение установленных приемов либо несоблюдение установленной последовательности действий с оружием, а также веществами и предметами в процессе пользования ими, а равно нарушение правил, обеспечивающих безопасность хранения указанных веществ и предметов.

Субъектами преступления, предусмотренного статьей 297 Уголовного кодекса, могут быть военнослужащие, которые по роду своей служебной деятельности пользуются оружием, веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, или обеспечивающие их хранение, перевозку или доставку, либо имеющий к ним доступ и нарушающие при этом правила обращения с ними.

Диспозиция статьи 297 УК охватывает только огнестрельное оружие (пистолет, автомат, гранатомет, артиллерийское и ракетное оружие и т.д.), холодное оружие из этой группы исключается. Оружие должно быть заводского изготовления и находиться на вооружении воинской части. Различного рода самодельные огнестрельные устройства к оружию, предусмотренному статьей 297 Уголовного кодекса, не относятся. В эту группу не включаются также строительные, сигнальные, стартовые пистолеты и все иные стреляющие устройства, не предназначенные для поражение живой силы.


42. Использование боевой, специальной или транспортной машины в соответствии с их назначением предполагает строгое соблюдение порядка, определенного Уставом внутренней службы, Правилами дорожного движения и другими правовыми актами.


43. Обязательным признаком преступления, предусмотренного статьей 298 Уголовного кодекса, является наступление в результате допущенных нарушений определенного вреда: гибель людей либо причинение им тяжких или средней тяжести телесных повреждений. Причинение вреда жизни или здоровью охватывается составом этого преступления и не требует дополнительной квалификации по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности.

Под другими тяжкими последствиями следует понимать выведения из строя на длительное время железнодорожных, морских (водных), воздушных сообщений, уничтожение близлежащих домов (зданий), вооружения, обмундирования, складов горюче-смазочных материалов и других сооружений (в результате взрыва, пожара, падения) и других подобных случаев.

Ущерб нематериального характера может выражаться в срыве важных военных заданий, боевых, учебно-боевых задач или иных мероприятий.


44. Нарушение правил вождения и эксплуатации боевой, специальной и транспортной машины необходимо отличать от других сходных с ним преступлений.

От преступления, предусмотренного статьей 266 Уголовного кодекса, рассматриваемое преступление отличается по объекту, некоторым признакам объективной стороны и субъекту. Объектом преступления по статье 298 Уголовного кодекса является установленный в Вооруженных силах порядок несения воинской службы, связанный с эксплуатацией военных боевой, специальной или транспортной машины, а преступление, предусмотренное статьей 266 Уголовного кодекса, посягает на безопасность движения и эксплуатации транспорта. Преступление, указанное в статье 298, совершается военнослужащим на боевой, специальной или транспортной машине. Нарушение военнослужащим правил вождения на машине, не являющейся боевой, специальной или транспортной, как и нарушение гражданским лицом правил вождения боевой, специальной или транспортной машиной, подпадают под признаки состава статьи 266 Уголовного кодекса.

Выпуск в эксплуатацию технически неисправных боевых, специальных или транспортных машин лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, если это повлекло последствия, указанные в статье 262 Уголовного кодекса, не требует дополнительной квалификации по статье 262, т.к. содеянное охватывается диспозицией статьи 298 Уголовного кодекса.


45. Статья 298 УК предусматривает все возможные последствия нарушения правил вождения или эксплуатации военных машин, в том числе гибель нескольких лиц. Поэтому наличие такого признака, как причинение смерти нескольким лицам, не дает само по себе оснований для квалификации содеянного по статье 262 Уголовного кодекса.

Нарушение правил вождения, сопряженное с последующим неоказанием помощи пострадавшему, выходит за пределы диспозиции статьи 298 Уголовного кодекса и требует квалификации также по статье 117 Уголовного кодекса по совокупности.


46. Субъектом преступления может быть военнослужащий, ответственный за эксплуатацию боевой, специальной или транспортной машины либо непосредственно управляющей ею. Для привлечения к ответственности за нарушение правил вождения не имеет значения, является ли нарушитель штатным водителем и умеет ли он водить машину. Не подлежит ответственности за деяния, предусмотренные статьей 298 Уголовного кодекса, военнослужащий, обучающийся езде на учебной машине под контролем инструктора. В этом случае обязанность по обеспечению безопасности движения возлагается на инструктора, который и будет нести ответственность за нарушение правил вождения.


47. Нарушение правил полетов или подготовки к ним относится к числу преступлений против порядка эксплуатации военной техники.

Объектом этого преступления является установленный в Вооруженных силах порядок производства полетов и подготовки к ним. Поэтому вопрос об ответственности за данное преступление возникает лишь при нарушении правил управления летательным аппаратом в воздухе либо при движении по взлетно-посадочной полосе при взлете или посадке до остановки двигателя, а также правил предполетной подготовки машин и экипажей. Происшествия, случившиеся вне связи с подъемом машины в воздух или ее посадкой, не дают оснований для привлечения к ответственности по статье 299 УК, они могут образовать состав иного преступления.

К летательным аппаратам относятся самолеты и вертолеты, а также беспилотные самолеты и планеры, принадлежащие Вооруженным силам.


48. Статья 299 УК предусматривает ответственность за происшествия, повлекшие катастрофы или иные тяжкие последствия.

Под катастрофой понимается разрушение или повреждение движущегося летательного аппарата, повлекшее гибель кого-либо из членов экипажа, личного состава перевозимых подразделений либо иных лиц, находившихся на борту воздушного судна.

К другим тяжким последствиям могут быть отнесены:

тяжкие телесные повреждения, причиненные лицам, находившимся на борту;

гибель людей или причинение тяжких телесных повреждений лицам, находившимся на земле, если это имело место, например, при падении или аварийной посадке летательного аппарата;

авария, т.е. повреждение самолета до полной негодности;

уничтожение или повреждение государственного, в том числе военного, или личного имущества в особо крупных размерах при происшествиях, падении или вынужденной посадке машины.


49. Нарушение правил полетов может быть связано с ошибками в пилотировании, в потере ориентировки или путевого управления, в запаздывании с выходом из пикирования, приземлении с недолетом или перелетом, приземлении с не полностью выпущенным шасси, в превышении скорости снижения на посадку и т.п.

Нарушения правил подготовки к полету связаны с невыполнением правил подготовки и допуска к полету членов экипажа либо нарушением правил подготовки к вылету самой машины (вылет больного пилота, непрохождение медицинского осмотра, выпуск машины с техническими неисправностями и т.п.).

Обязательным признаком состава преступления является наличие причинной связи допущенного нарушения с его последствиями.


50. Субъектом преступлений, предусмотренных статьей 299 Уголовного кодекса, могут быть военнослужащие, на которых специально возложены обязанности по обеспечению полетов и подготовки к ним.

К ответственности могут быть привлечены также руководитель полетов, командир корабля, пилот, бортовой инженер, штурман и др.

За нарушение правил подготовки к полетам могут нести ответственность техники самолетов, механики, иные лица службы обеспечения полетов.


51. Объектом промотания, утраты или порчи военного имущества, его уничтожения или повреждения является порядок пользования и сбережения военного имущества, установленный воинскими уставами, наставлениями, инструкциями, приказами. Соблюдение этого порядка обеспечивает правильное использование и сбережение вооружения, боевой и другой техники, снаряжения, обмундирования и иного имущества.

Военное имущество выдается военнослужащим в личное или служебное пользование. В личное пользование выдаются только предметы обмундирования и снаряжения, а в служебное - оружие, боеприпасы, средства передвижения и т.п.


52. Часть первая статьи 295 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за промотание военнослужащим срочной службы выданного для личного пользования воинского снаряжения.

Предметы обмундирования и снаряжения лицам офицерского состава и военнослужащим, проходящим службу по контракту, выдаются в личную собственность, что исключает ответственность этих лиц за передачу кому-либо, утрату или порчу таких предметов.

Военнослужащим срочной службы, а также офицерам и военнослужащим, проходящим службу по контракту, могут выдаваться инвентарные вещи, которые являются собственностью военной части. Их отчуждение не может рассматриваться как промотание, а образует состав хищения государственного имущества.


53. В отличие от статьи 295 в статье 296 Уголовного кодекса имеется в виду порядок сбережения любого военного имущества, а не только тех предметов, которые выдаются в личное или служебное пользование. Оружие, боеприпасы, средства передвижения и другое военное имущество является государственной собственностью, поэтому при умышленном уничтожении или повреждении их виновный одновременно посягает на государственную собственность.

Промотание выражается в продаже, залоге либо передаче в пользование другому лицу предметов обмундирования или снаряжения. Обязательный признак промотания - переход предметов обмундирования или снаряжения из владения военнослужащего, которому они выданы для личного пользования, в неправомерное владение другого лица.

При промотании военное имущество всегда остается собственностью государства, и поэтому оно в любом случае подлежит изъятию из неправомерного владения, а в случаях, если невозможен возврат, с виновного взыскивается его стоимость в установленном законом размере.

Промотание предполагает вину в форме прямого умысла. Виновный сознает, что им продается, передается в залог или в пользование другому лицу имущество, выданное ему в личное пользование, и желает этого.

Утрата или порча предметов обмундирования или снаряжения характеризуется также виной в форме неосторожности - преступной самонадеянности или небрежности.


54. Уничтожение или повреждение военного имущества, причиненное общеопасным способом (поджог, затопление и т.п.), охватываются статьей 296 Уголовного кодекса и не требуют дополнительной квалификации по статье 173 Уголовного кодекса.

Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества иногда сопряжено с хищением какой-то части поврежденного имущества. Такие деяния следует квалифицировать по совокупности преступлений как хищение государственного имущества и умышленное уничтожение или повреждение этого имущества.

Преступление, предусмотренное статьей 296 Уголовного кодекса, совершается в форме прямого или косвенного умысла. При этом лицо либо ставит цель уничтожения или повреждения имущества, либо сознательно допускает такие последствия. Виновный сознает, что уничтожению или повреждению подвергается именно военное, а не какое-то иное имущество.

Если виновный полагает, что им уничтожается военное имущество, а фактически оно не является таковым, содеянное следует расценивать как покушение на уничтожение военного имущества.

Важное значение имеет установление действительного мотива преступления. Если уничтожение или повреждение военного имущества совершается с целью ослабления Республики Узбекистан, содеянное образует государственное преступление - диверсию (статья 161 Уголовного кодекса).



ГЛАВА V. ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ

С РАССМОТРЕНИЕМ ДЕЛ О ВОИНСКИХ

ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ


55. Воинские должностные преступления посягают на правильную, отвечающую интересам укрепления Вооруженных сил деятельность органов военного управления, на установленный порядок осуществления воинскими начальниками и должностными лицами служебных функций.

Субъектом воинских должностных преступлений могут быть воинские начальники и иные должностные лица. В соответствии с Уставом внутренней службы начальники могут быть по служебному положению (должности) и по воинскому званию. Примерные перечни воинских должностных лиц содержатся в Уставе внутренней службы, Дисциплинарном уставе, Уставе гарнизонной и караульной службы, других правовых актах.

Должностными лицами могут быть и другие военнослужащие, которые, не являясь начальниками, занимают постоянно или временно должности, связанные с выполнением определенных организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняют такие обязанности по специальному поручению командования. Для осуществления указанных функций военнослужащие наделяются определенными полномочиями, связанными с возможностью совершать действия, имеющие юридическое значение.

Исполнителями воинских должностных преступлений могут быть только начальники и должностные лица, а соучастниками - также и иные лица.

Особенностью воинских должностных преступлений является то, что при их совершении общественно опасные последствия иногда причиняются виновным не непосредственно, а путем использования подчиненных ему по службе лиц, отдачи им незаконного приказа. Должностное лицо, умышленно отдавшее такой приказ, несет ответственность за последствия, связанные с его исполнением. В этом случае содеянное, как и при совершении им действий лично, следует квалифицировать как должностное преступление, а если последствия сами по себе образуют самостоятельное преступление - то по совокупности совершенных деяний.

Между неправильными действиями должностного лица и последствиями совершенного им преступления должна быть установлена причинная связь.


56. Злоупотребление властью или служебным положением заключается в умышленном использовании начальником или иным должностным лицом своего служебного положения в ущерб интересам военной службы.

При злоупотреблении властью или служебным положением совершаемые должностным лицом действия могут выражаться в нарушении им своих полномочий, но могут быть и не связаны с нарушением виновным тех или иных конкретных прав и обязанностей, возложенных на него по службе. Однако при всех условиях они должны быть деяниями, которые это лицо могло совершить исключительно вследствие занимаемого им служебного положения и которые по своему содержанию противоречат служебному долгу.

Совершенными вопреки интересам службы следует считать действия, не вызывавшиеся служебной необходимостью, нарушающие служебный долг и должностные обязанности, противоречащие требованиям законов, воинских уставов, приказов командования. При этом нарушение должностным лицом возложенных на него по службе обязанностей, злоупотребление предоставленными ему правами, отступление в своей деятельности от требований закона не может быть оправдано ссылками на целесообразность или служебную необходимость.


57. Превышение власти или служебных полномочий в отличие от злоупотребления властью имеет место тогда, когда начальник или иное должностное лицо умышленно совершает действия, явно выходящие за пределы его служебных прав и полномочий. Как превышение власти или служебных полномочий могут рассматриваться такие действия по службе, которые правомочно было совершить вышестоящее или специально уполномоченное на то лицо, либо действия, которые должностное лицо имело право совершить лишь при наличии определенных обстоятельств, в данном случае не имевших места.

Решая вопрос о виновности лица в превышении власти или служебных полномочий, всегда важно установить его компетенцию. Права и полномочия воинских должностных лиц четко определены законами, уставами, положениями, приказами командования. При этом необходимо иметь в виду, что применение оружия и иного физического насилия со стороны должностного лица может квалифицироваться как превышение власти, если эти действия связаны с исполнением им своих служебных обязанностей и выражаются в превышении полномочий, которыми оно наделено по службе в отношении потерпевшего. Определенные полномочия могут иметь место, когда потерпевший являлся подчиненным виновного или когда находился в зависимости от последнего вследствие того, что виновный являлся представителем военной власти. В противном случае ответственность может наступить по соответствующим статьям Уголовного кодекса, предусматривающим преступления против личности.


58. Бездействие власти представляет собой умышленное невыполнение начальником действий, которые он по обязанностям военной службы должен был совершить.

Воинские уставы требуют, чтобы каждый начальник использовал в полной мере предоставленную ему власть в интересах военной службы, повышения боеспособности вверенной ему части (подразделения), строгого соблюдения дисциплины и порядка. Преступное бездействие начальника, непринятие им мер, которые он обязан был принять в данной обстановке для предотвращения общественно опасных последствий, может нанести большой вред воинской службе.

Так, если командир отделения, видя, что его подчиненный во время перевозки имущества подразделения похищает боевые патроны и продает их постороннему лицу, не пресекает этого, то командир должен нести ответственность за преступное бездействие.

Непринятие начальником мер к пресечению неуставных действий в отношении подчиненных должно также рассматриваться как бездействие власти.

Поскольку бездействие власти - умышленное деяние, оно этим отличается от халатности. От злоупотребления властью бездействие отличается тем, что оно возможно только в сфере властных функций начальника и лишь в форме несовершения действий, которые он должен был совершить в силу своих служебных обязанностей. Поэтому в каждом случае необходимо устанавливать, входило ли в компетенцию данного должностного лица совершение действий, которые оказались невыполненными, и имелась ли у него для этого фактическая возможность.


59. Злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий и бездействие власти - преступления умышленные.

Виновный сознает, что его действия (бездействие), совершаемые с использованием должностного положения, противоречат интересам военной службы, и желает именно так поступать или безразлично относится к такому характеру своих действий.

Отношение виновного к последствиям - существенному вреду, являющемуся, согласно закону, одним из обязательных признаков состава преступления, может выразиться в форме как умысла, так и неосторожности.

Существенным признается вред, выражающийся, в подрыве интереса и престижа Вооруженных Сил, воинской дисциплины в подразделении (части), срыве боевого задания, стрельб, работ и другие.

Также, поскольку понятие существенного вреда охватывает причинение вреда жизнью и здоровью потерпевшего, что характерно для преступлений, связанных с превышением власти или служебных полномочий, действия, выражающиеся в причинении легких телесных повреждений, не повлекших кратковременного расстройства здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности, не должны расцениваться как существенный вред и должны признаваться малозначительными деяниями.


60. Халатное отношение к службе заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении должностным лицом возложенных на него обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения.

Ненадлежащее выполнение обязанностей проявляется в том, что последние выполняются формально, нерадиво, без должной внимательности, вдумчивости и усердия, необходимой оперативности и достаточной инициативы. Это форма халатности может выражаться в небрежном отношении воинского должностного лица к вверенному по службе военному имуществу, повлекшим его порчу или повреждение, ненадлежащем учете и контроле за расходованием материальных ценностей или плохой организации их хранения, следствием чего явилось хищение или недостача, непринятии командиром надлежащих мер по наведению воинского порядка в подразделении, что привело к случаям грубого нарушения подчиненными дисциплины или срыву выполнения задания командования и т.п.

Халатность как должностное преступление предполагает невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом таких действий по службе, которые относятся к его служебной компетенции, входят в круг обязанностей, возложенных на него в силу занимаемой должности.

Должностное лицо может отвечать за халатность только в том случае, когда оно не только должно было в силу своего служебного долга выполнить те или иные обязанности, но и могло, имело реальную возможность выполнить их надлежащим образом. Если должностное лицо находилось в таких условиях, когда оно не имело фактической возможности надлежаще осуществить свои служебные обязанности, то ответственность за халатность исключается.

Если начальник или должностное лицо совершает преступление, предусмотренное статьей 301 УК, с помощью другого лица, его действия должны квалифицироваться непосредственно по настоящей статье, а действия другого лица, оказавшего ему содействие, необходимо квалифицировать с применением статьи 28 УК.



ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


61. Судам надлежит строго соблюдать требования Закона об индивидуализации наказания, определять его во всех случаях с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности военнослужащего, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.

Разъяснить, что при назначении наказания, суды, учитывая личность подсудимого и факт его увольнения с военной службы до момента вынесения приговора, имеют право применять в отношении него наказание в установленном законодательством порядке в виде обязательных общественных работ, исправительных работ, ограничения свободы.

При назначении наказания в виде лишения свободы на срок не свыше трех лет, суд, учитывая обстоятельства дела и личность осужденного, вправе применить к военнослужащим срочной службы направление в дисциплинарную часть, а в отношении военнослужащих, указанных в статье 47 УК, за преступление, не представляющее большой общественной опасности, или неосторожное преступление, не повлекшее тяжких последствий - ограничение по службе.

При осуждении за тяжкие или особо тяжкие преступления лица, имеющего воинское или специальное звание, суд во всех случаях в соответствии со статьей 52 Уголовного кодекса обязан обсуждать вопрос о лишении его такого звания.


62. Военному суду Республики Узбекистан следует усилить надзор за точным соблюдением судами требований законодательства об ответственности за преступления против порядка несения воинской службы, систематически обобщать судебную практику по этому вопросу и принимать меры к устранению недостатков.

С целью недопущения в последующим выявленных недостатков и их искоренения суды должны реагировать на это путем вынесения частных определений


63. В связи с принятием настоящего постановления считать утратившим силу постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 15 сентября 2000 года за N 23 "О судебной практике по делам о преступлениях против порядка несения военной службы".



Председатель

Верховного суда

Республики Узбекистан                                                        Б. Исламов



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                          Н. Хакимова