Закон Республики Узбекистан от 02.02.2024 г. N ЗРУ-903 "Об охране почв и повышении их плодородия" (Принят Законодательной палатой 15.08.2023 г., одобрен Сенатом 24.11.2023 г.)
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
02.02.2024 г.
N ЗРУ-903
ОБ ОХРАНЕ ПОЧВ
И ПОВЫШЕНИИ ИХ ПЛОДОРОДИЯ
Принят Законодательной палатой 15 августа 2023 года
Одобрен Сенатом 24 ноября 2023 года
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области охраны почв и повышения их плодородия.
Статья 2. Законодательство об охране почв
и повышении их плодородия
Законодательство об охране почв и повышении их плодородия состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
рекультивация земель - восстановление разрушенного почвенного покрова, приведение его в состояние, пригодное для использования;
почва - верхняя часть земной поверхности, состоящая из нескольких слоев, формирующихся в результате воздействия природных или антропогенных факторов, обладающая необходимыми свойствами плодородия для жизни растений;
разрушение почвы - физическое повреждение, частичное или полное уничтожение почвенного покрова в процессе добычи полезных ископаемых, проведения геологоразведочных, геодезических, строительных и других работ;
деградация почв - совокупность процессов, приводящих к снижению плодородия почв, ухудшению эколого-мелиоративного состояния, а также к негативным изменениям в количественном и качественном отношении почвы в результате воздействия природных или антропогенных факторов;
загрязнение почвы - выпадение и накопление вредных химических и радиоактивных веществ, нефти, нефтепродуктов и микроорганизмов, ухудшающих качество почвы и оказывающих негативное влияние на окружающую среду;
охрана почв - комплекс правовых, организационных, хозяйственных и иных мероприятий, направленных на рациональное использование почв и их сохранение, предотвращение загрязнения, разрушения и деградации, а также защиту от природных и техногенных воздействий;
качество почвы - свойства, определяющие плодородие почвы;
оценка качества почв (бонитировка почв) - сравнительная оценка качества и естественной производительной способности почвы по 100-балльной шкале;
восстановление почв - мероприятия, направленные на улучшение состояния, качества и повышение плодородия почвы;
плодородие почвы - свойства почвы, обеспечивающие растения питательными веществами, теплом, влагой, воздухом и другими факторами жизнедеятельности;
плодородный слой почвы - верхний слой почвы с благоприятными свойствами для роста растений;
эрозия почвы - процесс разрушения почвы под воздействием осадков, орошения и ветра;
состояние почвы - совокупность показателей, характеризующих состав, структуру и свойства почвы.
Статья 4. Основные принципы в области
охраны почв и повышения их плодородия
Основными принципами в области охраны почв и повышения их плодородия являются:
законность;
приоритет здоровья человека и безопасности окружающей среды;
открытость и прозрачность;
приоритет прав и законных интересов землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.
Объектом охраны почв являются плодородные и почвообразующие слои почв всех категорий земельного фонда.
Статья 6. Мероприятия по охране почв
и повышению их плодородия
Мероприятия по охране почв и повышению их плодородия включают:
реализацию государственных и иных программ в области охраны почв и повышения их плодородия;
восстановление загрязненных, разрушенных или иным образом деградировавших почв;
ведение мониторинга почвы;
установление соответствующих обязанностей землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков по обеспечению охраны почв, их рациональному использованию и сохранению плодородия почв;
применение механизма заинтересованности при проведении экономических мероприятий по охране почв и повышению их плодородия;
использование методов, исключающих засоление, заболачивание и загрязнение почвы и водных источников при производстве сельскохозяйственной продукции;
осуществление мелиоративных мероприятий на засоленных землях;
периодическую планировку земель;
создание защитных лесных насаждений, предотвращение миграции песка и его укрепление;
использование экономически эффективных систем земледелия исходя из территориальных условий;
использование водосберегающих технологий при орошении сельскохозяйственных культур;
посадку многолетних трав, кустарников и деревьев для борьбы с водной эрозией на склонах;
применение мероприятий против ветровой эрозии;
улучшение механического состава песчаных, супесчаных и легкосуглинистых почв с использованием грунта, полученного при очистке коллекторно-дренажных и оросительных сетей, а также водоемов;
применение противоэрозионных мероприятий на орошаемых землях в соответствии с научно обоснованными рекомендациями, соблюдение режимов и норм орошения;
предотвращение техногенного уплотнения почвы;
применение минеральных, органических, органоминеральных, бактериальных и других удобрений, а также компоста и сидератов с учетом почвенно-климатических условий и потребности растений.
Мероприятия по охране почв и повышению их плодородия могут включать и иные мероприятия в соответствии с законодательством.
и рациональному использованию почв
при осуществлении градостроительной или иной
несельскохозяйственной деятельности
Требованиями к охране и рациональному использованию почв при осуществлении градостроительной или иной несельскохозяйственной деятельности являются:
в проектах размещения объектов и их строительства - предусмотрение мероприятий, направленных на соблюдение природоохранных и санитарных требований и сохранение плодородия почв с учетом результатов почвенных исследований;
в проектах строительства объектов - установление приоритета сохранения имеющихся почв на земельных участках;
при проектировании объектов на прилегающих территориях, не входящих в проектную территорию, - принятие мер по предотвращению загрязнения, разрушения или иной деградации почв;
при проектировании объектов - определение мероприятий по снятию, сохранению и использованию плодородного слоя почвы;
при строительстве проектируемых объектов - соблюдение требований по охране почв.
При осуществлении градостроительной или иной несельскохозяйственной деятельности могут устанавливаться и другие требования в соответствии с законодательством об охране почв и повышении их плодородия.
Статья 8. Финансирование работ по охране почв
и повышению их плодородия
Финансирование работ по охране почв и повышению их плодородия осуществляется за счет:
средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
средств землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков, а также предприятий и организаций;
спонсорских пожертвований и других источников, не запрещенных законодательством.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПОЧВ И ПОВЫШЕНИЯ
ИХ ПЛОДОРОДИЯ
Статья 9. Основные направления государственной
поддержки деятельности в области охраны почв
и повышения их плодородия
Основными направлениями государственной поддержки деятельности в области охраны почв и повышения их плодородия являются:
стимулирование инвестиционной деятельности по охране почв и повышению их плодородия;
развитие инфраструктуры почвенных услуг;
организация научно-исследовательских и экспериментальных работ в области охраны почв и повышения их плодородия;
предоставление льгот по уплате земельного налога в соответствии с налоговым законодательством в случае улучшения качества земель сельскохозяйственного назначения (повышения балла бонитета).
Статья 10. Полномочия Кабинета Министров
Республики Узбекистан в области охраны почв
и повышения их плодородия
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области охраны почв и повышения их плодородия;
утверждает и организует реализацию государственных программ в области охраны почв и повышения их плодородия, а также контролирует их выполнение;
в пределах своих полномочий принимает нормативно-правовые акты в области охраны почв и повышения их плодородия;
координирует деятельность органов исполнительной власти на местах в области охраны почв и повышения их плодородия;
обеспечивает осуществление государственного контроля за охраной почв и повышением их плодородия;
определяет порядок проведения мониторинга почв, порядок снятия, хранения и использования плодородного слоя почвы.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 11. Полномочия Министерства сельского
хозяйства Республики Узбекистан в области
охраны почв и повышения их плодородия
Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан:
реализует единую государственную политику в области охраны почв и повышения их плодородия;
разрабатывает, реализует и контролирует государственные и иные программы, стратегии;
разрабатывает нормативно-правовые акты по охране почв и повышению их плодородия и принимает их в пределах своих полномочий;
осуществляет почвенные и агрохимические исследования, разрабатывает научно обоснованные рекомендации;
ведет и координирует учет деградированных земель;
осуществляет государственный контроль за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, организацией, развитием и реализацией севооборотов;
в соответствии с законодательством осуществляет экономическое стимулирование рационального использования почв и их охраны;
вносит в органы исполнительной власти на местах предложения о принятии мер при совершении действий, приводящих к разрушению или уничтожению почв, а также невыполнении обязательств по восстановлению почв;
на основе почвенных исследований определяет оптимальные нормы минеральных и других видов удобрений для растения;
осуществляет государственный контроль за рекультивацией сельскохозяйственных угодий.
Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 12. Полномочия Министерства водного
хозяйства Республики Узбекистан в области
охраны почв и повышения их плодородия
Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан:
внедряет водосберегающие, почвозащитные технологии орошения земель;
принимает меры по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель, обеспечению их устойчивости и предотвращению деградации;
принимает меры по обеспечению работоспособности коллекторно-дренажных сетей и сооружений, оценивает и ведет отчетность мелиоративного состояния орошаемых земель;
внедряет научно-технические достижения, а также инновационные методы современных водосберегающих технологий и передового опыта.
Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 13. Полномочия Министерства экологии,
охраны окружающей среды и изменения климата
Республики Узбекистан в области охраны почв
и повышения их плодородия
Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан:
осуществляет государственный контроль за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства об охране почв и повышении их плодородия;
осуществляет охрану почв от загрязнения при транспортировке, хранении и применении средств защиты растений, веществ, ускоряющих их рост, минеральных удобрений, других химикатов и препаратов;
осуществляет государственный контроль за выполнением землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков мероприятий по охране почв и повышению их плодородия;
осуществляет государственный контроль за восстановлением земель, переданных во временное пользование и поврежденных в результате строительства, добычи полезных ископаемых и других воздействий, приведением их в состояние, пригодное для использования;
разрабатывает и осуществляет мероприятия по предотвращению опустынивания, восстановлению лесов и созданию защитных лесонасаждений;
организует создание противоэрозионных насаждений (лесных рассадок) на горных склонах, оврагах, заброшенных, пастбищных и залежных землях;
внедряет научные достижения и передовой опыт в систему лесомелиоративного земледелия;
осуществляет государственный надзор за осуществлением рекультивации земель лесного фонда.
Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 14. Полномочия органов исполнительной
власти на местах в области охраны почв
и повышения их плодородия
Органы исполнительной власти на местах:
организуют реализацию государственных программ и других программ и стратегий, принятых в области охраны почв и повышения их плодородия;
реализуют территориальные программы в области охраны почв и повышения их плодородия;
определяют места для хранения снятого плодородного слоя почвы при осуществлении градостроительной деятельности, геологической разведки и добычи полезных ископаемых, а также другой несельскохозяйственной деятельности. При этом места определяются из числа нарушенных и низкоплодородных земель в сельском хозяйстве;
определяют мероприятия, направленные на охрану почв и повышение их плодородия, за счет средств местного бюджета.
Органы исполнительной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 3. ОХРАНА ПОЧВ И ПОВЫШЕНИЕ
ИХ ПЛОДОРОДИЯ. ЭФФЕКТИВНОЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЧВ
Статья 15. Государственный контроль в области
охраны почв и повышения их плодородия
Государственный контроль в области охраны почв и повышения их плодородия осуществляется в отношении:
выполнения требований и норм в области охраны почв и повышения их плодородия, сохранения состояния почв;
осуществления мероприятий по охране почв и повышению их плодородия, улучшению состояния почв, а также предотвращению деградации, разрушения и загрязнения почв;
принятия мер по устранению недостатков в области охраны почв и повышения их плодородия;
достоверности информации о состоянии почвы.
Государственный контроль в области охраны почв и повышения их плодородия осуществляется Министерством сельского хозяйства и Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан в пределах своих полномочий.
Статья 16. Права землевладельцев, землепользователей
и арендаторов земельных участков в области
охраны почв и повышения их плодородия
Землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков имеют право на:
самостоятельное осуществление мероприятий по охране почв и повышению их плодородия, улучшению состояния почв, предупреждению их деградации, разрушения и загрязнения за счет собственных и иных привлекаемых средств;
использование научных, технических и технологических достижений при охране почв и повышении их плодородия;
требование возмещения вреда, причиненного почве физическими и юридическими лицами;
получение информации об оценке качества почвы на принадлежащем им земельном участке в Институте почвоведения и агрохимических исследований Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан (далее - Институт почвоведения и агрохимических исследований);
получение от соответствующих государственных органов или хозяйствующих субъектов сведений о влиянии средств механизации, химической обработки и защиты растений, а также семенного материала на состояние почвы.
Землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Статья 17. Обязанности землевладельцев,
землепользователей и арендаторов земельных участков
в области охраны почв и повышения их плодородия
Землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков на принадлежащем им земельном участке обязаны:
обеспечить защиту почв, сохранение, восстановление и повышение их плодородия при пользовании землями, а также не допускать действий (бездействия), приводящих к загрязнению и снижению плодородия почв;
соблюдать научно обоснованные агротехнические мероприятия в земледелии исходя из почвенно-климатических условий;
не использовать технику и технологии, приводящие к уплотнению почвы;
сотрудничать в проведении почвенных исследований;
не допускать загрязнения почвы;
проводить агротехнические мероприятия против засоления почвы;
проводить периодическую планировку орошаемых пахотных земель;
соблюдать режим и нормы полива;
дифференцированно использовать минеральные удобрения с учетом почвенно-климатических условий и потребности растений;
проводить мероприятия против деградации почв, информировать соответствующие государственные органы о случаях деградации почв;
при осуществлении градостроительной деятельности, геологической разведки и добычи полезных ископаемых, а также другой несельскохозяйственной деятельности снимать и сохранять имеющийся плодородный слой почвы.
Землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков могут нести и другие обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 18. Сохранение плодородного слоя почвы
и рекультивация земель
При осуществлении градостроительной деятельности, геологической разведки и добычи полезных ископаемых, а также другой несельскохозяйственной деятельности плодородный слой почвы снимается и хранится субъектами, осуществляющими эти виды деятельности.
Плодородный слой почвы, снятый при осуществлении градостроительной деятельности, вывозится строительными организациями в места, определенные органами исполнительной власти на местах, для хранения.
При разработке проектов отвода земель для градостроительной деятельности, геологической разведки и добычи полезных ископаемых, а также другой несельскохозяйственной деятельности плодородный слой почвы определяется Институтом почвоведения и агрохимических исследований на основании заказа исполнителей проекта.
При установлении факта неснятия и несохранения плодородного слоя почвы при проведении градостроительной деятельности, геологической разведки и добычи полезных ископаемых, а также другой несельскохозяйственной деятельности причиненный ущерб в установленном порядке возмещается местному бюджету. Данные денежные средства будут использованы для ввода в оборот неиспользуемых в сельском хозяйстве орошаемых земель и улучшения мелиоративного состояния земель.
Субъекты, осуществляющие геологическую разведку и добычу полезных ископаемых, а также другую несельскохозяйственную деятельность на землях сельскохозяйственного назначения и землях лесного фонда, обязаны за свой счет произвести рекультивацию данных земель.
Статья 19. Нормы оценки состояния
и качества почв
Нормы оценки состояния и качества почв разрабатываются Институтом почвоведения и агрохимических исследований и утверждаются Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан по согласованию с соответствующими министерствами.
Изучение почвы проводится путем изучения состояния почвы, оценки ее качества и определения степени ее деградации с целью охраны почвы и повышения ее плодородия.
Изучение почвы проводится уполномоченными организациями Министерства сельского хозяйства, Министерства водного хозяйства, Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан.
Землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков могут проводить изучение почв на принадлежащих им земельных участках.
Анализ проб почвы, отобранных в ходе изучения, проводится в аккредитованных лабораториях.
Отчеты о результатах изучения почв оформляются по соответствующим формам, установленным Министерством сельского хозяйства, Министерством водного хозяйства, Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан.
В почвенных картах Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также районов (городов) отражаются географическое распространение почв по типам, механический состав, степень засоления, эрозии, давность освоения и почвообразующие породы.
Почвенная карта составляется на основе использования данных изучения почвенного покрова, мониторинга почв и другой информации о почвах.
Институт почвоведения и агрохимических исследований составляет почвенные карты Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также районов (городов) и на их основе организует составление и обновление почвенной карты Республики Узбекистан.
Институтом почвоведения и агрохимических исследований на основе результатов изучения почв составляются карты оценки качества (бонитировка) почв, засоления, эрозии, агрохимические, экологические и другие тематические почвенные карты.
Порядок составления и обновления почвенных карт утверждается Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан.
Статья 22. Фонд почвенных данных
Данные (материалы) о состоянии и качестве почв, полученные в результате изучения почв и мониторинга почв, составляют фонд почвенных данных.
Фонд почвенных данных включает в себя:
почвенные карты Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также районов (городов);
карты оценки качества (бонитировка) почв, засоления, эрозии, агрохимические, экологические и другие тематические почвенные карты;
данные изучения почвы;
данные мониторинга почвы.
Фонд почвенных данных находится в распоряжении Института почвоведения и агрохимических исследований.
Порядок учета, хранения и использования фонда почвенных данных определяется Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан.
Мониторинг почв представляет собой систему периодического наблюдения за изменениями почвы и является составной частью мониторинга земель.
Определение изменений химических, биологических, физических и других свойств почв под влиянием природных и антропогенных факторов является объектом мониторинга почв.
Мониторинг почв осуществляется Институтом почвоведения и агрохимических исследований.
По результатам мониторинга почв разрабатываются рекомендации по прогнозированию, предупреждению и устранению негативных процессов в состоянии почв. Результаты мониторинга почв и рекомендации представляются соответствующим государственным органам.
Статья 24. Научные исследования в области
охраны почв и повышения их плодородия
Научные исследования в области охраны почв и повышения их плодородия осуществляются Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан, Академией наук Республики Узбекистан, соответствующими профильными научно-исследовательскими учреждениями и высшими образовательными организациями, а также другими научными организациями.
В области охраны почв и повышения их плодородия осуществляются следующие научные исследования по:
улучшению экологического, мелиоративного состояния и биологической активности почвы;
оценке состояния и качества почвы;
разработке агротехнических, агрохимических, мелиоративных и противоэрозионных технологий;
предотвращению и ликвидации последствий деградации почв;
внедрению дистанционного зондирования состояния почв, современных геоинформационных систем и технологий искусственного интеллекта.
ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Споры, возникающие в области охраны почв и повышения их плодородия, разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 26. Ответственность за нарушение
законодательства об охране почв и повышении
их плодородия
Лица, виновные в нарушении законодательства об охране почв и повышении их плодородия, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 27. Обеспечение исполнения, доведения,
разъяснения сути и значения настоящего Закона
Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 28. Приведение законодательства
в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 февраля 2024 г.
"Народное слово", 2 февраля 2024 г.