Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Закон Республики Узбекистан от 02.02.2024 г. N ЗРУ-903 "Об охране почв и повышении их плодородия" (Принят Законодательной палатой 15.08.2023 г., одобрен Сенатом 24.11.2023 г.)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

02.02.2024 г.

N ЗРУ-903



ОБ ОХРАНЕ ПОЧВ

И ПОВЫШЕНИИ ИХ ПЛОДОРОДИЯ


Принят Законодательной палатой 15 августа 2023 года

Одобрен Сенатом 24 ноября 2023 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области охраны почв и повышения их плодородия.



Статья 2. Законодательство об охране почв

и повышении их плодородия


Законодательство об охране почв и повышении их плодородия состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.



Статья 3. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


рекультивация земель - восстановление разрушенного почвенного покрова, приведение его в состояние, пригодное для использования;


почва - верхняя часть земной поверхности, состоящая из нескольких слоев, формирующихся в результате воздействия природных или антропогенных факторов, обладающая необходимыми свойствами плодородия для жизни растений;


разрушение почвы - физическое повреждение, частичное или полное уничтожение почвенного покрова в процессе добычи полезных ископаемых, проведения геологоразведочных, геодезических, строительных и других работ;


деградация почв - совокупность процессов, приводящих к снижению плодородия почв, ухудшению эколого-мелиоративного состояния, а также к негативным изменениям в количественном и качественном отношении почвы в результате воздействия природных или антропогенных факторов;


загрязнение почвы - выпадение и накопление вредных химических и радиоактивных веществ, нефти, нефтепродуктов и микроорганизмов, ухудшающих качество почвы и оказывающих негативное влияние на окружающую среду;


охрана почв - комплекс правовых, организационных, хозяйственных и иных мероприятий, направленных на рациональное использование почв и их сохранение, предотвращение загрязнения, разрушения и деградации, а также защиту от природных и техногенных воздействий;


качество почвы - свойства, определяющие плодородие почвы;


оценка качества почв (бонитировка почв) - сравнительная оценка качества и естественной производительной способности почвы по 100-балльной шкале;


восстановление почв - мероприятия, направленные на улучшение состояния, качества и повышение плодородия почвы;


плодородие почвы - свойства почвы, обеспечивающие растения питательными веществами, теплом, влагой, воздухом и другими факторами жизнедеятельности;


плодородный слой почвы - верхний слой почвы с благоприятными свойствами для роста растений;


эрозия почвы - процесс разрушения почвы под воздействием осадков, орошения и ветра;


состояние почвы - совокупность показателей, характеризующих состав, структуру и свойства почвы.



Статья 4. Основные принципы в области

охраны почв и повышения их плодородия


Основными принципами в области охраны почв и повышения их плодородия являются:

законность;

приоритет здоровья человека и безопасности окружающей среды;

открытость и прозрачность;

приоритет прав и законных интересов землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.



Статья 5. Объект охраны почв


Объектом охраны почв являются плодородные и почвообразующие слои почв всех категорий земельного фонда.



Статья 6. Мероприятия по охране почв

и повышению их плодородия


Мероприятия по охране почв и повышению их плодородия включают:

реализацию государственных и иных программ в области охраны почв и повышения их плодородия;

восстановление загрязненных, разрушенных или иным образом деградировавших почв;

ведение мониторинга почвы;

установление соответствующих обязанностей землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков по обеспечению охраны почв, их рациональному использованию и сохранению плодородия почв;

применение механизма заинтересованности при проведении экономических мероприятий по охране почв и повышению их плодородия;

использование методов, исключающих засоление, заболачивание и загрязнение почвы и водных источников при производстве сельскохозяйственной продукции;

осуществление мелиоративных мероприятий на засоленных землях;

периодическую планировку земель;

создание защитных лесных насаждений, предотвращение миграции песка и его укрепление;

использование экономически эффективных систем земледелия исходя из территориальных условий;

использование водосберегающих технологий при орошении сельскохозяйственных культур;

посадку многолетних трав, кустарников и деревьев для борьбы с водной эрозией на склонах;

применение мероприятий против ветровой эрозии;

улучшение механического состава песчаных, супесчаных и легкосуглинистых почв с использованием грунта, полученного при очистке коллекторно-дренажных и оросительных сетей, а также водоемов;

применение противоэрозионных мероприятий на орошаемых землях в соответствии с научно обоснованными рекомендациями, соблюдение режимов и норм орошения;

предотвращение техногенного уплотнения почвы;

применение минеральных, органических, органоминеральных, бактериальных и других удобрений, а также компоста и сидератов с учетом почвенно-климатических условий и потребности растений.

Мероприятия по охране почв и повышению их плодородия могут включать и иные мероприятия в соответствии с законодательством.



Статья 7. Требования к охране

и рациональному использованию почв

при осуществлении градостроительной или иной

несельскохозяйственной деятельности


Требованиями к охране и рациональному использованию почв при осуществлении градостроительной или иной несельскохозяйственной деятельности являются:

в проектах размещения объектов и их строительства - предусмотрение мероприятий, направленных на соблюдение природоохранных и санитарных требований и сохранение плодородия почв с учетом результатов почвенных исследований;

в проектах строительства объектов - установление приоритета сохранения имеющихся почв на земельных участках;

при проектировании объектов на прилегающих территориях, не входящих в проектную территорию, - принятие мер по предотвращению загрязнения, разрушения или иной деградации почв;

при проектировании объектов - определение мероприятий по снятию, сохранению и использованию плодородного слоя почвы;

при строительстве проектируемых объектов - соблюдение требований по охране почв.

При осуществлении градостроительной или иной несельскохозяйственной деятельности могут устанавливаться и другие требования в соответствии с законодательством об охране почв и повышении их плодородия.



Статья 8. Финансирование работ по охране почв

и повышению их плодородия


Финансирование работ по охране почв и повышению их плодородия осуществляется за счет:

средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;

средств землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков, а также предприятий и организаций;

спонсорских пожертвований и других источников, не запрещенных законодательством.



ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПОЧВ И ПОВЫШЕНИЯ

ИХ ПЛОДОРОДИЯ


Статья 9. Основные направления государственной

поддержки деятельности в области охраны почв

и повышения их плодородия


Основными направлениями государственной поддержки деятельности в области охраны почв и повышения их плодородия являются:

стимулирование инвестиционной деятельности по охране почв и повышению их плодородия;

развитие инфраструктуры почвенных услуг;

организация научно-исследовательских и экспериментальных работ в области охраны почв и повышения их плодородия;

предоставление льгот по уплате земельного налога в соответствии с налоговым законодательством в случае улучшения качества земель сельскохозяйственного назначения (повышения балла бонитета).



Статья 10. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области охраны почв

и повышения их плодородия


Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области охраны почв и повышения их плодородия;

утверждает и организует реализацию государственных программ в области охраны почв и повышения их плодородия, а также контролирует их выполнение;

в пределах своих полномочий принимает нормативно-правовые акты в области охраны почв и повышения их плодородия;

координирует деятельность органов исполнительной власти на местах в области охраны почв и повышения их плодородия;

обеспечивает осуществление государственного контроля за охраной почв и повышением их плодородия;

определяет порядок проведения мониторинга почв, порядок снятия, хранения и использования плодородного слоя почвы.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 11. Полномочия Министерства сельского

хозяйства Республики Узбекистан в области

охраны почв и повышения их плодородия


Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан:

реализует единую государственную политику в области охраны почв и повышения их плодородия;

разрабатывает, реализует и контролирует государственные и иные программы, стратегии;

разрабатывает нормативно-правовые акты по охране почв и повышению их плодородия и принимает их в пределах своих полномочий;

осуществляет почвенные и агрохимические исследования, разрабатывает научно обоснованные рекомендации;

ведет и координирует учет деградированных земель;

осуществляет государственный контроль за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, организацией, развитием и реализацией севооборотов;

в соответствии с законодательством осуществляет экономическое стимулирование рационального использования почв и их охраны;

вносит в органы исполнительной власти на местах предложения о принятии мер при совершении действий, приводящих к разрушению или уничтожению почв, а также невыполнении обязательств по восстановлению почв;

на основе почвенных исследований определяет оптимальные нормы минеральных и других видов удобрений для растения;

осуществляет государственный контроль за рекультивацией сельскохозяйственных угодий.

Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 12. Полномочия Министерства водного

хозяйства Республики Узбекистан в области

охраны почв и повышения их плодородия


Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан:

внедряет водосберегающие, почвозащитные технологии орошения земель;

принимает меры по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель, обеспечению их устойчивости и предотвращению деградации;

принимает меры по обеспечению работоспособности коллекторно-дренажных сетей и сооружений, оценивает и ведет отчетность мелиоративного состояния орошаемых земель;

внедряет научно-технические достижения, а также инновационные методы современных водосберегающих технологий и передового опыта.

Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 13. Полномочия Министерства экологии,

охраны окружающей среды и изменения климата

Республики Узбекистан в области охраны почв

и повышения их плодородия


Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан:

осуществляет государственный контроль за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства об охране почв и повышении их плодородия;

осуществляет охрану почв от загрязнения при транспортировке, хранении и применении средств защиты растений, веществ, ускоряющих их рост, минеральных удобрений, других химикатов и препаратов;

осуществляет государственный контроль за выполнением землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков мероприятий по охране почв и повышению их плодородия;

осуществляет государственный контроль за восстановлением земель, переданных во временное пользование и поврежденных в результате строительства, добычи полезных ископаемых и других воздействий, приведением их в состояние, пригодное для использования;

разрабатывает и осуществляет мероприятия по предотвращению опустынивания, восстановлению лесов и созданию защитных лесонасаждений;

организует создание противоэрозионных насаждений (лесных рассадок) на горных склонах, оврагах, заброшенных, пастбищных и залежных землях;

внедряет научные достижения и передовой опыт в систему лесомелиоративного земледелия;

осуществляет государственный надзор за осуществлением рекультивации земель лесного фонда.

Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 14. Полномочия органов исполнительной

власти на местах в области охраны почв

и повышения их плодородия


Органы исполнительной власти на местах:

организуют реализацию государственных программ и других программ и стратегий, принятых в области охраны почв и повышения их плодородия;

реализуют территориальные программы в области охраны почв и повышения их плодородия;

определяют места для хранения снятого плодородного слоя почвы при осуществлении градостроительной деятельности, геологической разведки и добычи полезных ископаемых, а также другой несельскохозяйственной деятельности. При этом места определяются из числа нарушенных и низкоплодородных земель в сельском хозяйстве;

определяют мероприятия, направленные на охрану почв и повышение их плодородия, за счет средств местного бюджета.

Органы исполнительной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 3. ОХРАНА ПОЧВ И ПОВЫШЕНИЕ

ИХ ПЛОДОРОДИЯ. ЭФФЕКТИВНОЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЧВ


Статья 15. Государственный контроль в области

охраны почв и повышения их плодородия


Государственный контроль в области охраны почв и повышения их плодородия осуществляется в отношении:

выполнения требований и норм в области охраны почв и повышения их плодородия, сохранения состояния почв;

осуществления мероприятий по охране почв и повышению их плодородия, улучшению состояния почв, а также предотвращению деградации, разрушения и загрязнения почв;

принятия мер по устранению недостатков в области охраны почв и повышения их плодородия;

достоверности информации о состоянии почвы.

Государственный контроль в области охраны почв и повышения их плодородия осуществляется Министерством сельского хозяйства и Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан в пределах своих полномочий.



Статья 16. Права землевладельцев, землепользователей

и арендаторов земельных участков в области

охраны почв и повышения их плодородия


Землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков имеют право на:

самостоятельное осуществление мероприятий по охране почв и повышению их плодородия, улучшению состояния почв, предупреждению их деградации, разрушения и загрязнения за счет собственных и иных привлекаемых средств;

использование научных, технических и технологических достижений при охране почв и повышении их плодородия;

требование возмещения вреда, причиненного почве физическими и юридическими лицами;

получение информации об оценке качества почвы на принадлежащем им земельном участке в Институте почвоведения и агрохимических исследований Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан (далее - Институт почвоведения и агрохимических исследований);

получение от соответствующих государственных органов или хозяйствующих субъектов сведений о влиянии средств механизации, химической обработки и защиты растений, а также семенного материала на состояние почвы.

Землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.



Статья 17. Обязанности землевладельцев,

землепользователей и арендаторов земельных участков

в области охраны почв и повышения их плодородия


Землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков на принадлежащем им земельном участке обязаны:

обеспечить защиту почв, сохранение, восстановление и повышение их плодородия при пользовании землями, а также не допускать действий (бездействия), приводящих к загрязнению и снижению плодородия почв;

соблюдать научно обоснованные агротехнические мероприятия в земледелии исходя из почвенно-климатических условий;

не использовать технику и технологии, приводящие к уплотнению почвы;

сотрудничать в проведении почвенных исследований;

не допускать загрязнения почвы;

проводить агротехнические мероприятия против засоления почвы;

проводить периодическую планировку орошаемых пахотных земель;

соблюдать режим и нормы полива;

дифференцированно использовать минеральные удобрения с учетом почвенно-климатических условий и потребности растений;

проводить мероприятия против деградации почв, информировать соответствующие государственные органы о случаях деградации почв;

при осуществлении градостроительной деятельности, геологической разведки и добычи полезных ископаемых, а также другой несельскохозяйственной деятельности снимать и сохранять имеющийся плодородный слой почвы.

Землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков могут нести и другие обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 18. Сохранение плодородного слоя почвы

и рекультивация земель


При осуществлении градостроительной деятельности, геологической разведки и добычи полезных ископаемых, а также другой несельскохозяйственной деятельности плодородный слой почвы снимается и хранится субъектами, осуществляющими эти виды деятельности.

Плодородный слой почвы, снятый при осуществлении градостроительной деятельности, вывозится строительными организациями в места, определенные органами исполнительной власти на местах, для хранения.

При разработке проектов отвода земель для градостроительной деятельности, геологической разведки и добычи полезных ископаемых, а также другой несельскохозяйственной деятельности плодородный слой почвы определяется Институтом почвоведения и агрохимических исследований на основании заказа исполнителей проекта.

При установлении факта неснятия и несохранения плодородного слоя почвы при проведении градостроительной деятельности, геологической разведки и добычи полезных ископаемых, а также другой несельскохозяйственной деятельности причиненный ущерб в установленном порядке возмещается местному бюджету. Данные денежные средства будут использованы для ввода в оборот неиспользуемых в сельском хозяйстве орошаемых земель и улучшения мелиоративного состояния земель.

Субъекты, осуществляющие геологическую разведку и добычу полезных ископаемых, а также другую несельскохозяйственную деятельность на землях сельскохозяйственного назначения и землях лесного фонда, обязаны за свой счет произвести рекультивацию данных земель.



Статья 19. Нормы оценки состояния

и качества почв


Нормы оценки состояния и качества почв разрабатываются Институтом почвоведения и агрохимических исследований и утверждаются Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан по согласованию с соответствующими министерствами.



Статья 20. Изучение почвы


Изучение почвы проводится путем изучения состояния почвы, оценки ее качества и определения степени ее деградации с целью охраны почвы и повышения ее плодородия.

Изучение почвы проводится уполномоченными организациями Министерства сельского хозяйства, Министерства водного хозяйства, Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан.

Землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков могут проводить изучение почв на принадлежащих им земельных участках.

Анализ проб почвы, отобранных в ходе изучения, проводится в аккредитованных лабораториях.

Отчеты о результатах изучения почв оформляются по соответствующим формам, установленным Министерством сельского хозяйства, Министерством водного хозяйства, Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан.



Статья 21. Почвенные карты


В почвенных картах Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также районов (городов) отражаются географическое распространение почв по типам, механический состав, степень засоления, эрозии, давность освоения и почвообразующие породы.

Почвенная карта составляется на основе использования данных изучения почвенного покрова, мониторинга почв и другой информации о почвах.

Институт почвоведения и агрохимических исследований составляет почвенные карты Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также районов (городов) и на их основе организует составление и обновление почвенной карты Республики Узбекистан.

Институтом почвоведения и агрохимических исследований на основе результатов изучения почв составляются карты оценки качества (бонитировка) почв, засоления, эрозии, агрохимические, экологические и другие тематические почвенные карты.

Порядок составления и обновления почвенных карт утверждается Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан.



Статья 22. Фонд почвенных данных


Данные (материалы) о состоянии и качестве почв, полученные в результате изучения почв и мониторинга почв, составляют фонд почвенных данных.

Фонд почвенных данных включает в себя:

почвенные карты Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также районов (городов);

карты оценки качества (бонитировка) почв, засоления, эрозии, агрохимические, экологические и другие тематические почвенные карты;

данные изучения почвы;

данные мониторинга почвы.

Фонд почвенных данных находится в распоряжении Института почвоведения и агрохимических исследований.

Порядок учета, хранения и использования фонда почвенных данных определяется Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан.



Статья 23. Мониторинг почв


Мониторинг почв представляет собой систему периодического наблюдения за изменениями почвы и является составной частью мониторинга земель.

Определение изменений химических, биологических, физических и других свойств почв под влиянием природных и антропогенных факторов является объектом мониторинга почв.

Мониторинг почв осуществляется Институтом почвоведения и агрохимических исследований.

По результатам мониторинга почв разрабатываются рекомендации по прогнозированию, предупреждению и устранению негативных процессов в состоянии почв. Результаты мониторинга почв и рекомендации представляются соответствующим государственным органам.



Статья 24. Научные исследования в области

охраны почв и повышения их плодородия


Научные исследования в области охраны почв и повышения их плодородия осуществляются Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан, Академией наук Республики Узбекистан, соответствующими профильными научно-исследовательскими учреждениями и высшими образовательными организациями, а также другими научными организациями.

В области охраны почв и повышения их плодородия осуществляются следующие научные исследования по:

улучшению экологического, мелиоративного состояния и биологической активности почвы;

оценке состояния и качества почвы;

разработке агротехнических, агрохимических, мелиоративных и противоэрозионных технологий;

предотвращению и ликвидации последствий деградации почв;

внедрению дистанционного зондирования состояния почв, современных геоинформационных систем и технологий искусственного интеллекта.



ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 25. Разрешение споров


Споры, возникающие в области охраны почв и повышения их плодородия, разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 26. Ответственность за нарушение

законодательства об охране почв и повышении

их плодородия


Лица, виновные в нарушении законодательства об охране почв и повышении их плодородия, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 27. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона


Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 28. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 февраля 2024 г.


"Народное слово", 2 февраля 2024 г.