Полезное для бухгалтера в ноябре:
Как составить ценовую политику и защитить предприятие от налоговых доначислений
С вступлением в силу раздела VI НК у предприятий возникает много вопросов по ценообразованию, поскольку цены теперь тесно связаны с налоговыми рисками. Что учесть, составляя ценовую политику, рассказала эксперт «Нормы» Эльвира ЖИЛЬЦОВА:
– В 2022 году в договорных отношениях и в бухгалтерском учете предприятия могут продолжать назначать цены, опираясь на условия рынка. Однако теперь они должны также вести налоговый учет ценообразования в целях исчисления налогов: налога на прибыль, НДФЛ, налога за пользование недрами, НДС, акцизного налога. А также – четко понимать, как та или иная ситуация выглядит с позиции налогового органа.
В частности:
При этом вышеперечисленные ситуации для ОГНС могут выглядеть совсем иначе, чем это происходит на практике. Предприятие может устанавливать цены не с целью уклонения от налогов, а чтобы получить максимальную прибыль. Цена может быть снижена с целью стимулировать реализацию и получить максимальную выручку. Например, предприятие применяет скидки, бонусы, проводит рекламные акции или просто снижает цену для определенного контрагента, с которым давно работает и в котором заинтересовано на перспективу.
Чем убедить налоговую
Единственный действенный аргумент – правильно оформленный расчет цен.
Существуют разные подходы к ценообразованию, не меняется только базовое правило: вы покрываете расходы предприятия и обеспечиваете вклад в прибыль.
Первым делом проведите бюджетирование: спланируйте объемы продаж, суммы и видов расходов. Основываясь на этих данных предприятие может определять для себя точку безубыточности, ассортимент продаж и, собственно, цены.
Ценообразование «затраты плюс» может применяться по формуле надбавки к полным или переменным затратам. Надбавка к полным затратам должна обеспечивать вклад в прибыль, надбавка к переменным затратам – покрывать постоянные расходы и опять же обеспечивать вклад в прибыль.
«Целевая цена» назначается определенной группе товаров с целью сохранения доли рынка и положения в конкурентной среде. В качестве аргументации используйте данные маркетинговых исследований цен конкурентов. Целевая цена также может быть установлена на товары, цены на которые регулирует государство.
Одновременно с этим примите в расчет территорию покрытия продаж – г. Ташкент и области, оптовые рынки, обычные рынки и отдельно стоящие магазины. Этот вопрос следует изучать отдельно, т.к. могут быть «вторичные продажи» вашего товара через покупателей, купивших продукт с целью перепродажи. Может возникнуть перетекание запасов между территориями продаж и это будет влиять на ваш результат.
Нормы ПКМ №489 от 14.08.2020 г. также накладывают на предприятия обязательство – исчислять НДС на базе рыночных цен. Т.е. какие бы цены не назначало предприятие на реализуемые активы, налогообложение будет происходить без ущерба государству. Рыночную стоимость можно определить по:
- собственным сведениям о рыночных ценах (прайс-листы);
- данным информационно-ценовых агентств;
- данным СМИ;
- биржевым сводкам;
- таможенной статистике ГТК (по запросу или в официальном источнике);
- сведениям уполномоченных органов, устанавливающих нормативы для определения цен в случаях, предусмотренных законодательством.
Отдельно опишите в ценовой политике ситуации, возникающие в связи с сезонностью. Так, чтобы повысить оборачиваемость запасов, предприятие может снижать цены в «не сезон». Либо, если скоро истекает срок годности, предприятие также может снизить цены (предоставить скидки) на свои товары. Эти ситуации предусмотрены ПКМ №489, и законодатель допускает снижение рыночной цены в связи с этим.
Есть и другие важные вопросы составления ценовой политики, мы их рассмотрим в ходе вебинара:
- «Что такое ценовая политика предприятия и как она поможет при налоговом контроле рыночных цен» (12 марта 2022 года, начало в 11:00).
Вам могут пригодиться публикации: