Как сделать онлайн-кассу менее проблемной

preview

До 1 августа 2020 года переход на онлайн-кассы должны завершить предприниматели с годовым оборотом (выручкой) по итогам 2019 года свыше 5 млрд сум. Некоторые хозсубъекты, уже совершившие этот переход, столкнулись с различными неудобствами в работе. Как это исправить? Корреспондент buxgalter.uz разобрался в ситуации.

 

Купили кассу, но она не подходит

Если не понравилась приобретенная касса и вы узнали, что в реестре есть другая модель, в большей степени отвечающая вашим требованиям, от установленной можно отказаться, а другую – приобрести и установить.

При этом придется пройти тот же путь, что и при установке первой онлайн-кассы. Подробная инструкция – здесь. Чтобы снять с учета онлайн-ККМ или виртуальную кассу, нужно обращаться не в ГНИ, а в центр технического обслуживания (ЦТО).

И тут возникает вопрос: что делать с нормальной рабочей онлайн-ККМ, которую вы пытаетесь заменить на другую? Можно ли ее вернуть продавцу? Ответ на этот вопрос нужно искать в вашем договоре купли-продажи.

Мы поинтересовались у нескольких производителей кассовой техники и ЦТО, как у них решается вопрос с возвратом.  Ответили нам так: если будет выявлен брак или несоответствие устройства заявленным требованиям и этот факт будет доказан, производители готовы вернуть деньги и принять устройство назад.  Однако, если речь идет об онлайн-ККМ надлежащего качества, производитель назад ее не примет и, естественно, денег возвращать не будет. Заменять на другое устройство с доплатой он не станет тоже. А ЦТО предпочитают работать с новыми ККМ, полученными непосредственно от производителя, так как слишком велик риск, что возвращенное устройство окажется неисправным.

При установке новой онлайн-ККМ или виртуальной кассы также есть возможность воспользоваться льготой, предусмотренной №УП-5813 от 06.09.2019 г. Старший инспектор управления консультирования по налогообложению ГНК Евгения ГУСАКОВА подтвердила, что субъектам предпринимательства при переходе на использование онлайн-ККМ предоставляется право уменьшения суммы начисленного и подлежащего уплате налога на прибыль, единого налогового платежа или фиксированной суммы налога на сумму расходов, связанных с приобретением, установкой, запуском каждой онлайн-ККМ, но не более 10 БРВ – с условием регистрации онлайн-ККМ в органах государственной налоговой службы до 1 января 2021 года. Как применить эту льготу, читайте здесь.

При этом остается неурегулированным вопрос – нужно ли в случае отказа от онлайн-ККМ или виртуальной кассы, установленной с применением льготы, возвращать деньги в бюджет. Нет нормы в нормативно-правовых документах, значит, нет и однозначного ответа на вопрос.

Устно озвученная позиция ГНК такова: пользуешься онлайн-ККМ – пользуешься целевой льготой, перестал использовать – должен сделать перерасчет с бюджетом по ранее использованным суммам льгот. Однако никаких инструкций по данному вопросу нет.


Не можем получить «базовую часть»

Предприниматели интересуются, где можно получить базовую часть программного продукта виртуальной кассы, которую ГНК согласно №УП-5813 должен предоставлять бесплатно, а также – ее возможностями. Представитель ГНК сообщила: «На сегодняшний день предоставление и регистрацию базовой части программного продукта виртуальной кассы осуществляет ГУП «Soliq Servis», районные филиалы которого находятся в районных инспекциях. Обратиться в ГУП «Soliq Servis» можно по телефону 71-202-32-82. В базовой части программного продукта виртуальной кассы имеется возможность:

  • учета продукции;
  • формирования чеков;
  • интеграции с фискальным модулем;
  • отправки чеков оператору фискальных данных в режиме онлайн;
  • формирования Z-отчетов;
  • управления пользователями;
  • работы в режиме оффлайн;
  • ведения номенклатуры товаров;
  • создания общих отчетов».

Корреспондент позвонил по указанному телефону. С первого раза call-операторы не поняли, о какой бесплатной программе идет речь, и рекомендовали обратиться в любой ЦТО из реестра, размещенного на сайте ГНК. Оператор уверял, что есть только льгота для устанавливающих онлайн-ККМ. Однако мы проявили настойчивость и указали конкретный пункт в №УП-5813 от 06.09.2019 г., оператор взял паузу, чтобы проконсультироваться, и через некоторое время сообщил, что – да, такая версия есть, чтобы ее получить, нужно обращаться в районные филиалы ГУП.

Однако даже с учетом этой возможности установка виртуальной кассы пока остается самым затратным вариантом перехода на онлайн технологию, так как под нее понадобится приобрести отдельный компьютер, сканер для штрих-кодов, принтер для распечатки чеков.

Выбравшие виртуальную кассу, также как и переходящие на онлайн-ККМ, должны оплатить НИЦ «Янги технологиялар» за фискальный модуль и его обслуживание 223 тыс. сум. в год. Договор технического обслуживания с ЦТО обойдется еще до 100 тыс. в месяц и пусконаладка – согласно расценкам ЦТО. При этом льгота по уменьшению суммы начисленного и подлежащего уплате налога пока распространяется исключительно на тех, кто переходит на онлайн-ККМ.

Сегодня процесс установки онлайн-кассы отработан и занимает гораздо меньше времени, чем раньше. В общей сложности понадобится от 1–2 дней до недели, если вы не затянете с платежами.


Трудоемкая работа с номенклатурой товаров

Онлайн-касса требует ввода в нее каждой номенклатурной единицы так, чтобы ее можно было легко идентифицировать среди прочего товара в вашей торговой точке. Делать это пока приходится вручную.

Как оптимизировать эту часть работы, чтобы она доставляла как можно меньше хлопот, рассказал специалист ЦТО «Марон» Рустам ЯКУБОВ:

  1. Если у вас часто меняется или пополняется ассортимент, выберите такую модель онлайн-ККМ или виртуальной кассы, которая позволяет изменять номенклатурную баз без участия сотрудников ЦТО и производителя. Есть модели, при работе с которыми набранный вами список нужно обязательно передать сотрудникам ЦТО для его дальнейшего ввода в кассу. Далеко не всем это будет удобно…
  2.  При помощи ЦТО обучите сотрудника, который будет отвечать за ввод наименований товаров в кассу.
  3. В самом начале работы постарайтесь создать максимально полную базу товаров, которые бывают у вас в ассортименте. При этом можно воспользоваться существующими перечнями, созданными сотрудниками ЦТО.
  4. Из кассы удаляйте ранее введенные позиции только в том случае, если база переполнена и нужно ввести новые наименования товаров. А до этого момента только пополняйте ее. Позиции, невостребованные сегодня, еще могут понадобиться в будущем.
  5. Сохраняйте созданный вами перечень товаров на флешке или другом носителе информации, и в случае поломки ККМ или виртуальной кассы вам не понадобится создавать его вновь.

И еще один – совет: если часто приходится продавать неполную упаковку (например, аптека допускает продажу лекарства отдельными блистерами или поштучно), приобретаемая вами модель онлайн-ККМ или виртуальная касса должны поддерживать такую возможность. На сегодняшний день это позволяют делать далеко не все онлайн-ККМ и виртуальные кассы.


Какой бизнес, такая и касса…

При выборе конкретной модели учредитель ООО «Гаров тараккиет» Владимир ГИБЕЛЬ рекомендует принять во внимание, что:

  • «планшетные онлайн-кассы – это модное, стильное решение. Однако их ремонт – дорогое удовольствие, а нередко он попросту невозможен. По своим техническим характеристикам они больше подходят для бутиков, где сравнительно небольшое число покупателей и есть условия для работы в щадящем режиме;
  • кнопочные онлайн-кассы – это бюджетный и износостойкий вариант, они работают практически в любых условиях. Кроме того, их можно ремонтировать. Ремонт не будет дорогим, поскольку эти ККМ состоят из достаточно недорогих взаимозаменяемых блоков и узлов;
  • виртуальные кассы – решение для электронной коммерции и крупных магазинов с большим ассортиментом и большим количеством пробиваемых чеков. Производители прорабатывают решения интеграции касс с программами бухгалтерского и складского учета. 

С учетом того, что сама по себе виртуальная касса – это затратный вариант, оптимальным решением может стать бесплатная «база», созданная ГНК. Однако на сегодняшний день ее распространением занимается только одно ЦТО – ГУП «Солик сервис». Если бы ею занимались и другие ЦТО, она бы была более привлекательна и доступна для предпринимателей. Но когда наш ЦТО письменно обратился к разработчику НИЦ «Янги технологиялар» и в ГНК с просьбой включить в число занимающихся обслуживанием этого продукта, нам отказали».

Олег ГАЕВОЙ