Как зарегистрировать ККМ

preview

У предпринимателей возникает вопрос, как производится регистрация ККМ для начала розничной торговли за наличные.  Он стал актуальным с распространением инструкции по регистрации фискального модуля и применения онлайн-ККМ для  желающих стать участником пилотного проекта по внедрению онлайн-ККМ. Разберемся  вместе.

Участие в пилотном проекте добровольное и не освобождает  от обязанности соблюдать установленный законодательством порядок применения ККМ (ПКМ от 21.02.2019 г. № 150).

Это значит, что участники пилотного проекта одновременно ведут учет при помощи двух ККМ. Одна из них работает в соответствии с порядком, установленным для всех (ПКМ от 17.11.2011 г № 306), а другая, участвующая в эксперименте, – в соответствии с правилами ПКМ от 21.02.2019 г. № 150.

Подробнее с правилами  для участников пилотного проекта, а также желающих присоединиться к ним, можно ознакомиться здесь.

В этой публикации обратимся к правилам установки и регистрации, обязательным для всех хозяйствующих субъектов, намеревающихся осуществлять реализацию товаров, работ, оказание услуг за наличный расчет (ПКМ от 17.11.2011 г № 306).

Итак, при покупке ККМ в обязательном порядке должен быть сертификат соответствия, выданный аккредитованным органом по сертификации.

Перед началом эксплуатации ККМ нужно обратиться в органы государственной налоговой службы (ОГНС) по месту осуществления деятельности для ее регистрации и получения регистрационной карточки.

Напомним, регистрационная карточка  является документом разрешительного характера, предоставляющим право на реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг за наличный денежный расчет с населением.

При обращении в ОГНС для получения регистрационной карточки ККМ нужны следующие документы:

1) заявление о выдаче регистрационной карточки с указанием следующих сведений:

  • для юридических лиц – наименование, местонахождение (почтовый адрес), организационно-правовая форма, ИНН, банковские реквизиты, контактные телефоны, фамилия, имя и отчество руководителя и адрес дислокации стационарной точки или планируемого места выездной торговли, при необходимости электронный адрес;
  • для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя и отчество, паспортные данные, почтовый адрес, адрес дислокации стационарной точки, ИНН, банковские реквизиты, контактные телефоны, при необходимости электронный адрес;

2) копия сертификата соответствия ККМ, выданного аккредитованными органами по сертификации;

3) копии документов, подтверждающих наличие стационарной точки (договор аренды помещения, ордер и т. д.) или схему планируемого места выездной торговли;

4) копия договора об инкассации наличной денежной выручки с обслуживающим банком либо копию договора о наличии расчетного счета;

5) копия договора на техническое обслуживание и ремонт ККМ;

6) копия заключения обслуживающей организации о состоянии программ обслуживания ККМ и программ фискальной памяти ККМ, а также на предмет отсутствия посторонних технических изменений (отсутствие каких-либо внешних изменений и соответствие эталонным версиям);

7) книга ККМ, пронумерованную и прошнурованную, заверенную печатью хозяйствующего субъекта (возвращается заявителю при выдаче регистрационной карточки ККМ);

8) копия акта фиксирования показаний счетчика фискальной памяти ККМ — при снятии с предыдущей регистрации и регистрационную карточку ККМ с отметкой о снятии с учета (если ККМ ранее была зарегистрирована и снята с регистрации).

Требовать от хозяйствующего субъекта представления других документов запрещено.

Документы можно предоставить через средства почтовой связи или в электронной форме через соответствующий сервис в персональном кабинете на my.soliq.uz.   

Документы, представленные в электронной форме, подтверждаются
ЭЦП хозяйствующего субъекта. За рассмотрение заявления о получении регистрационной карточки ККМ и за выдачу регистрационной карточки ККМ сбор не взимается.

Обратите внимание! Указание в заявлении о выдаче регистрационной карточки электронного адреса хозяйствующего субъекта является его согласием на получение уведомления о принятом решении по его заявлению в электронной форме через информационную систему.

Сотрудники ОГНС принимают документы по описи, копия которой направляется (вручается) хозяйствующему субъекту с отметкой о дате приема. Она и уведомление в письменной или электронной форме  до получения регистрационной карточки ККМ являются основанием для осуществления реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг за наличный денежный расчет с населением с применением ККМ.

ОГНС после проверки достоверности представленных документов проводит кодирование доступа в фискальную память ККМ. После чего специалистом обслуживающей организации проводятся пуско-наладочные работы, о чем составляется акт фиксирования показаний счетчика фискальной памяти ККМ в 3-х экземплярах по установленной форме  с приложением контрольного чека. После составления акта фиксирования показаний счетчика фискальной памяти ККМ ОГНС устанавливают пломбу.

Далее – остается ждать выдачи регистрационной карточки ККМ. Это должно произойти в течение не более 5 рабочих дней с момента подачи заявления. Регистрационная карточка ККМ выдается на каждую зарегистрированную машину отдельно.

Со стороны ОГНС может последовать и отказ в выдаче регистрационной карточки. В этом случае хозяйствующий субъект получает уведомление с указанием причин отказа  в письменной форме или электронной форме через информационную систему. Нужно в  срок указанный в уведомлении устранить  недостатки и предоставить документы для повторного рассмотрения. В этом случае срок их рассмотрения займет не более 3 рабочих дней.

Важно не забывать, что:

  • использование ККМ, не имеющих сертификата и (или) не отвечающих установленным единым техническим требованиям либо не зарегистрированных в ОГНС, рассматривается как деятельность без применения ККМ, с привлечением к ответственности виновных лиц и хозяйствующих субъектов в соответствии с законодательством;
  • при необходимости ремонта ККМ в связи с ее неисправностью, хозяйствующий субъект обязан незамедлительно известить об этом ОГНС по месту регистрации ККМ в произвольной форме с указанием модели, заводского номера и номера регистрации ККМ и вызвать специалиста из обслуживающей организации. Во время ремонта ККМ, равно как и во время отсутствия электроэнергии, взаиморасчеты с потребителями должны осуществляться с выдачей квитанций, установленного образца;
  • в случае преобразования хозяйствующего субъекта, изменения его наименования (фамилии, имени, отчества – для индивидуального предпринимателя) и (или) дислокации стационарной точки либо объекта выездной торговли в пределах района (города), хозяйствующий субъект либо его правопреемник обязан в течение 7 рабочих дней после перерегистрации подать в ОГНС для внесения соответствующих изменений в регистрационную карточку ККМ;
  • при ликвидации, реорганизации хозяйствующего субъекта, изменении места нахождения ККМ, а также в иных случаях, когда ККМ выбывает из эксплуатации в данном хозяйствующем субъекте, хозяйствующий субъект обязан снять с регистрации ККМ в ОГНС. Снятие с регистрации ККМ при ликвидации хозяйствующего субъекта в ОГНС осуществляется после внесения записи о его ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц.

 

Олег Гаевой.