Кто должен обучать операторов онлайн-ККМ?

preview

Кто поможет предпринимателю освоить полноценную работу с онлайн-кассой? Как ни странно, но вопрос пока остается открытым, а возможности онлайн-ККМ не используются в полной мере. Вuxgalter.uz поддерживает инициативу организовать подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области применения контрольно-кассовой техники. 


Проблема и позиция ГНК

Поводом обсудить ситуацию с кадрами стало письмо ГНК к производителю и ЦТО одной из марок онлайн-ККМ. Помимо прочего, налоговики в нем сообщили, что предприниматели жалуются на недостаток знаний и сложности в использовании онлайн-ККМ. Письмо содержит просьбу к производителю и ЦТО – «принять меры по исправлению ситуации». Налоговый комитет считает, что проблему кадров можно решить консультированием в рамках договора с клиентом.


Позиция ЦТО и производителей ККТ

Озабоченность сервисников понятна: сегодня проверили одних, завтра проверят других, а проблема у всех общая.

Эти организации – не учебные центры, у них – свои цели и бизнес-задачи. Под строгим надзором ГНК они обеспечивают, чтобы каждая устанавливаемая онлайн-ККМ и виртуальная касса позволяли предпринимателю работать с соблюдением всех правил ПКМ №943. Решать проблему отсутствия у предпринимателя специалистов, которые могут работать строго с установленными правилами, – не их задача.

Проблема требует внимания со стороны уполномоченных органов. С одной стороны, они должны обеспечить беспрекословное соблюдение требований ст. 221 НК, предусматривающей санкции за нарушение порядка применения ККТ. С другой стороны, позволяет ли существующая инфраструктура работать с соблюдением установленных норм? Слабое звено – дефицит кадров.

Производители и ЦТО в силу своих возможностей активно помогают предпринимателям при переходе на онлайн-ККМ: консультируют, размещают обучающую информацию на своих сайтах. Однако, судя по всему, это не может заменить полноценное обучение.


Что делать?

Buxgalter.uz полагает, что, помимо консультирования со стороны ЦТО,  проблему дефицита товароведов, продавцов и  кассиров, владеющих базовыми навыками работы с онлайн-ККМ, могут решать техникумы и колледжи.

Также многочисленные учебные центры должны быстро сориентироваться и при содействии ЦТО и производителей кассовой техники создать условия для обучения и повышения квалификации операторов онлайн-ККМ на краткосрочных курсах.

Евгения САДЫКОВА, специалист в области производства и обслуживания ККТ:

– «Сегодня контрольно-кассовая техника воспринимается как инструмент налоговиков. А могла бы стать для предпринимателя инструментом повышения эффективности бизнеса. С ее помощью можно наладить точный учет реализации товаров, принимать решения по оптимизации работы торговой точки, производить множество других полезных операций.

Но для этого нужны операторы, умеющие программировать онлайн-ККМ, работать с номенклатурой товаров, использовать функционал устройства на 100%. Такие специалисты сегодня в большом дефиците.

Считаю, – ситуация требует внимания и решительных действий со стороны Министерства занятости и трудовых отношений и Министерства высшего и среднего специального образования».

 Рустам ЯКУБОВ, специалист ООО «Maрон»:

– «Если сейчас не принять должных мер, обсуждаемый вопрос станет еще острее. Работа с номенклатурой товаров становится не просто требованием законодательства, а насущной необходимостью: Узбекистан готовится внедрить маркировку товаров и систему мониторинга за их движением. Дефицит квалифицированных товароведов и кассиров ставит под угрозу реализацию этой глобальной и важной инициативы, от успеха которой зависит дальнейшее усиление защиты прав и интересов потребителей, решение проблемы правильности исчисления и уплаты налогов и обязательных платежей».

Олег ГАЕВОЙ