• beta

ГНК обещает за два года свести к нулю необоснованные доначисления

27.11.2019

Налоговый комитет признал наличие проблем в работе своих подразделений из-за большой нагрузки на сотрудников ОГНС и притока новых кадров, которые еще нужно обучать. Чтобы минимизировать необоснованные требования, выставляемые налогоплательщикам, комитет разрабатывает специальный программный комплекс. О том, как это будет работать, рассказал заместитель председателя ГНК Абдулла АЗИЗОВ.

- В последние годы в налоговом администрировании многое кардинально поменялось: риск-анализ и сегментация налогоплательщиков, камеральный контроль, активное внедрение современных информационных технологий, многие другие вещи. На сотрудниках налоговых органов лежит колоссальная нагрузка и очень большая ответственность. И они не всегда с этим справляются в силу разных причин.

Мы получаем много критики относительно содержания требований о доначислении налогов, которые рассылает служба камерального контроля. И мы согласны с тем, что проблема действительно есть. Возможно, это новый, не очень опытный сотрудник ОГНС, и он еще не успел изучить все нормы и нюансы их применения досконально. И он очень загружен. Также могут быть  другие причины, почему появляются необоснованные требования. А бухгалтерам приходится на них отвечать, что отнимает у них время и отвлекает от работы.

С одной стороны – мы сейчас четко понимаем, что число таких требований можно сократить многократно. С другой стороны – у нас уже есть план. Мы знаем, как можно оптимизировать деятельность сотрудников ОГНС на всех ее этапах.

- Как будет решаться проблема?

- Предстоит сложная работа по реинжинирингу, как минимум, двух управлений: сегментации налогоплательщиков и камерального контроля. А также предстоит очень четко отладить их взаимодействие.

Специалисты в области сегментации должны заниматься аналитикой правоприменительной практики. Результатом их труда станут высокоточные рекомендации для специалистов камерального контроля. Сейчас камеральщики таких точных рекомендаций и ориентиров не имеют.

При этом деятельность этих двух подразделений ни при каких обстоятельствах не должна дублироваться. Если нам удастся решить эту задачу, необоснованных требований больше не будет.

- Сколько времени займет такая работа?

- Примерно полгода нам нужно на то, чтобы изучить положение дел, понять источник проблем и разработать стандарты. И еще около полутора лет понадобится, чтобы разработать, отладить и запустить программный комплекс, который поможет каждому сотруднику работать строго по стандартам.

Мы планируем детально расписать, чем должно заниматься каждое подразделение и каждый сотрудник. По сути, это будут четкие пошаговые инструкции, как достигнуть поставленной цели самым оптимальным путем и с соблюдением требований законодательства.

Мы изучали опыт разных стран и остановились на примере компании Danfoss в Дании. Там специальная компьютерная программа позволяет сотруднику путем нескольких щелчков компьютерной мыши получить четкую пошаговую инструкцию по выполнению поставленной перед ним задачи. И он не может уклониться от стандарта и от исполнения инструкции.

Сегодня у налоговых органов нет такого единого стандарта и единых четких инструкций. Поэтому все налоговые инспекции работают по-разному. Так происходит потому, что каждый сотрудник решает поставленные перед ним задачу в меру своего представления и опыта. А новичкам и вовсе сложно сориентироваться, что и как делать. Так быть не должно, конечно. И мы сделаем все, чтобы исправить ситуацию в ближайшие два года.

Что уже сделано для этого?

– В ГНИ Яшнобадского района уже работает группа специалистов. Они описывают все без исключения бизнес-процессы, составляющие деятельность налоговых органов.

При этом каждый процесс мы описываем во всевозможных вариациях в схематичной форме. Это очень важно. Можно было бы подойти с позиции человека, который заявляет: «Я знаю, как это должно быть…». Однако, когда мы начинаем рисовать схему, выясняется, что даже самым опытным нашим специалистам подчас непросто ответить на все возникающие на практике вопросы. И приходится заново открывать нормативно-правовые акты и разбираться.

Очень важно чтобы эта работа велась не в комитете, а именно в районной инспекции, потому что успех работы всей налоговой системы зависит от того, как работает этот самый нижний уровень.

- Сегодня и налоговики, и налогоплательщики уже работают со многими программными комплексами и сервисами. Чем больше компонентов, тем сложнее ими управлять…

- Налоговые органы Узбекистана в настоящий момент используют 49 программных комплексов и применяют 45 интерактивных сервисов. В том числе - по приему платежей от налогоплательщиков. Все они были разработаны в разное время и разными специалистами, созданы с использованием разных языков программирования.

При этом остро стоит вопрос эффективности использования информации, поступающей в налоговые органы из внешних источников - министерств и ведомств. Это очень важная информация для аналитиков того же управления сегментации налогоплательщиков. Но она не используется в полной мере, потому что не структурирована, не стыкуется с нашим ПО и по многим другим причинам.

Чтобы максимально эффективно наладить взаимодействие  всех этих систем, будем создавать единую информационную платформу.

Сегодня мы также прорабатываем проект по строительству большого дата-центра. Объемы информации, поступающей в налоговые органы, растут. Чтобы ее эффективно хранить, анализировать и использовать, нужна соответствующая материально-техническая база.

Олег ГАЕВОЙ

 

 

Чтобы получать новости от Buxgalter.uz первыми, подписывайтесь на Telegram-канал