Как новый Налоговый кодекс обеспечит нейтральность НДС

preview

В теории, налог на добавленную стоимость – идеальный налог. Бремя его уплаты несет конечный потребитель. Но  многие предприниматели считают, что это они платят НДС, поскольку им так или иначе приходится расставаться с частью выручки.

Как и когда наш НДС будет приближен к международным стандартам, в интервью buxgalter.uz рассказывает заместитель министра финансов Дильшод СУЛТАНОВ.

– Не все понимают, что такое «нейтральность НДС». Поясните, пожалуйста!

–  Налог  должен оказывать минимальное влияние на поведение экономических субъектов. Это и есть нейтральность.  Она  заложена в природе НДС: его платит конечный потребитель. А каждый предприниматель выступает своего рода агентом, обеспечивающим  постепенное, ступенчатое взимание и перечисление налога в бюджет.

Благодаря механизму налогового вычета при  непрерывности цепочки взимания НДС он  не  сказывается на финансовых результатах бизнеса. Предприниматели принимают такие же решения, как если  бы налога не было вовсе. Точно так же не страдает и рыночная конкуренция.

В Узбекистане  НДС не всегда был нейтральным. Множество налоговых режимов и льгот разрывали цепочки добавленной стоимости, превращали НДС  в налог с оборота. Если прибавить к этому  ограниченность применения механизма зачета НДС, становится понятным, почему бизнес считает, что он платит НДС.

Проект НК в новой редакции делает большой шаг в сторону  обеспечения  нейтральности НДС.

– Какие изменения для этого введены в законопроект?

– Прежде всего – уменьшено количество видов деятельности,  для которых созданы «особые» налоговые условия. Обеспечить нейтральность НДС в условиях «лоскутности» налоговой системы, включающей множество налоговых режимов,  невозможно. В новой редакции  НК  их два – общеустановленный и упрощенный.

Расширен круг плательщиков НДС. К ним прибавятся  иностранные юрлица, действующие через постоянные учреждения, рынки, адвокатские бюро и фирмы,  сельхозпроизводители. При этом для последних  установлена  нулевая ставка  налога на прибыль и освобождение  от налога на имущество.

– Но у Узбекистана есть международные обязательства, когда мы обязаны не взимать НДС. Как быть с ними?

– Обязательства будем соблюдать, но через механизм нулевой ставки. Освобождение по НДС приводит к нарушению нейтральности налога. При этом  «вирус освобождения» охватывает все большее количество хозсубъектов.

Возьмем предприятия, реализующие  проекты на средства международных  или зарубежных правительственных финансовых организаций. Они стремятся к тому, чтобы их поставщики тоже были освобождены от НДС. Те в свою очередь хотят льгот для своих поставщиков, и так до бесконечности.  В результате  количество неплательщиков растет в геометрической прогрессии и все больше подрывает нейтральность НДС.

Поэтому в новой редакции предусмотрено применение нулевой ставки по НДС не только для экспортеров, но и для тех субъектов, которые не должны платить налог в соответствии с принятыми Узбекистаном обязательствами.  Это позволит возвращать им уплаченные суммы  НДС  при приобретении товаров  и услуг.

Аналогично будет  возмещаться  НДС, уплаченный при импорте товаров. Это  должно привести к более конкурентному ценообразованию импортных и отечественных товаров, поскольку все будет реализоваться с НДС.  

– Принципиально важной для обеспечения нейтральности НДС является возможность вернуть налог, уплаченный поставщику. Что для этого предусмотрено в новой редакции Налогового кодекса?

– Как правило, предприятие возвращает себе уплаченный поставщику налог через механизм зачета. В бюджет поступает разница между собранным с покупателя и  уплаченным при покупке товаров  и услуг налогом. Но вот по некоторым товарам – их называют инвестиционными – из-за бюджетных ограничений зачет растягивался  на месяцы, а то и на годы.

Например, вы купили недвижимость на 6 млрд сумов, заплатив сверх этой суммы 1,2 млрд НДС. Сейчас зачесть вы их можете в течение 36 месяцев  – каждый месяц по 33,4 млн сумов. Проект новой редакции Налогового кодекса  позволяет сразу и полностью зачесть  НДС с инвестиционных вложений. Все 1,2 млрд сумов вы сможете вернуть себе сразу, вычтя эту сумму из налога, взятого с покупателя.

– Получается, чтобы вернуть уплаченный поставщику НДС, надо продать свой товар. А если вы  только купили и не продали,  государство вернет  эти деньги? 

– Вернет. Например, вновь созданное предприятие приобретает на миллиарды сумов оборудование, сырье и материалы, но оно  еще не начало свою деятельность. Или продажи ниже стоимости приобретенного товара. Бюджет вернет  ему так же,  как он сегодня платит живыми деньгами экспортерам и прочим организациям, для которых установлена  нулевая ставка.  

Но для этого предприятие должно пройти камеральный контроль. В противном случае мы можем столкнуться с криминальными схемами возврата НДС. В ускоренном режиме деньги смогут получать только крупные налогоплательщики, экспортеры и предприятия, представившие банковские гарантии.

– А хватит ли в бюджете денег на возврат НДС?

– В некоторых странах с экспортоориентированной экономикой возвраты по НДС могут достигать 50% доходов бюджета по этому налогу. У нас, конечно, доля возмещения будет намного ниже. По предварительным прогнозам, это может составить около 15 процентов от общих поступлений НДС. Важно, чтобы  НДС действительно не влиял на экономическую деятельность налогоплательщика, был нейтральным.

– И последний вопрос – по поводу льгот. Сохранятся ли они у кого-либо?

– В новой редакции количество льгот уменьшилось. Уже ранее приняты решения по отмене отдельных льгот в этом году. Но курс на сокращение льгот будет продолжен. Например, мы изучаем опыт стран, где отдельные страховые и финансовые услуги облагаются НДС.