Что изменится в бухгалтерском учете до 2024 года

preview

Министерство финансов готовит новую редакцию Закона «О бухгалтерском учете». Цель – согласовать систему бухгалтерского учета с действующим НК, учесть в законе внедрение МСФО и способствовать повышению профессионализма бухгалтеров. Изменения затронут вопросы квалификации бухгалтеров и деятельности аутсорсинговых организаций, представляющих услуги по ведению бухучета.

Что и почему будет меняться, по просьбе buxgalter.uz разъяснил директор департамента методологии бухгалтерского учета и аудита МФ Иброгим АХМАДХОНОВ:

 

– К 2024 году должен появиться качественно новый закон, который будет учитывать все новые требования к бухгалтерскому учету. И таких требований накопилось за последние годы немало.

Во-первых, в 2019 году принята новая редакция Налогового кодекса, согласно которой налогоплательщики, помимо бухгалтерского учета, ведут налоговый учет. Т.е. эти 2 вида учета – разделены. В Законе «О бухгалтерском учете» это не отражено.

Во-вторых, согласно №ПП-4611 от 24.02.2020 г. акционерные общества, коммерческие банки, страховые организации и юридические лица – крупные налогоплательщики начиная с 1 января 2021 года организуют ведение бухгалтерского учета, а начиная с итогов 2021 года – составляют финансовую отчетность на основе МСФО.

И Закон «О бухгалтерском учете» нужно пересмотреть с позиций МСФО, в том числе – применяемую в нем терминологию.

К примеру, согласно ст. 7 Закона объектами бухгалтерского учета являются активы, обязательства, собственный капитал, резервы, доходы, расходы, прибыль, убытки и хозяйственные операции, связанные с их движением. А согласно Концептуальным основам представления финансовой отчетности (МСФО) элементами финансовой отчетности являются активы, обязательства, собственный капитал, доходы и расходы. Кратко и ясно.

В-третьих, №ПП-4611 предусматривает совершенствование НСБУ и их гармонизацию с МСФО. Министерство финансов сотрудничает в этом вопросе с Фондом МСФО и АБР. В частности, сейчас разрабатывается единый Национальный стандарт финансовой отчетности на основе МСФО для субъектов малого и среднего бизнеса.

В Узбекистане будет сформирована двухуровневая система стандартов финансовой отчетности. В новой редакции Закона нужно прописать, кто должен работать по МСФО, а кто – по национальному стандарту.

В-четвертых, в Закон нужно внести норму о публикации финансовой отчетности в открытом доступе на специально созданном для этого ресурсе. Наш бизнес не привык раскрывать данные, но с течением времени это становится необходимым. Опыт стран, внедривших такую практику, показывает, что публикация финотчетности в открытом доступе приносит  большую пользу. Предпринимателям будет проще искать надежных и платежеспособных партнеров.

В-пятых, изменений требует ст. 25 Закона, в ней содержатся требования сдавать квартальные отчеты. Согласно №ПП-419 от 10.11.2022 г. с 1 января 2023 года отменяется требование к субъектам бухгалтерского учета ­– ежеквартально представлять финотчетность в налоговые и статистические органы.

Нельзя не согласиться с мнением, что квартальные финансовые отчеты создают трудности для некоторых предпринимателей. Но есть немало хозяйствующих субъектов, которые заинтересованы в этой разновидности отчетности. К примеру, – акционерные общества. Открытость делает их более привлекательными на биржах.

В-шестых, внимания требуют кадровые вопросы. В действующей редакции Закона нет таких понятий, как «профессиональный бухгалтер», «сертифицированный профессиональный бухгалтер», «дипломированный профессиональный бухгалтер» и т.п. Этот пробел нужно устранить.

Согласно ст. 12 Закона руководитель службы бухгалтерского учета хозсубъекта (за исключением банков и иных кредитных организаций), подлежащего обязательной аудиторской проверке, должен отвечать следующим требованиям:

  • иметь высшее образование;
  • иметь стаж работы.

Возникает вопрос: как само по себе наличие высшего образования подтверждает квалификацию бухгалтера крупной компании?

В новой редакции Закона предлагается установить минимальные требования к квалификации бухгалтеров в зависимости от специфики деятельности организации, ее уровня и масштабов.

 В-седьмых, из года в год растет количество компаний, предоставляющих аутсорсинговые услуги в сфере бухгалтерского учета. Однако в действующем законодательстве нет норм, устанавливающих требования к ним, в том числе:

  • регулирующих контроль качества таких услуг;
  • устанавливающих требования к квалификации сотрудников  и  соблюдению Кодекса этики профессиональных бухгалтеров;
  • исключающих возможность конфликта интересов.

В-восьмых, нужно прописать деятельность Совета по развитию методологии бухгалтерского учета. Он должен стать мостом между бухгалтерами, налоговыми консультантами, аудиторами с одной стороны и Министерством финансов, Центральным банком и другими органами госрегулирования – с другой. Методологические проблемы, в первую очередь, должны обсуждаться не в социальных сетях, а именно в Совете. И этот орган должен способствовать оперативному их решению. Чтобы это эффективно работало, механизмы взаимодействия нужно прописать в Законе.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ