Всё, что важно знать бухгалтеру, – есть в Buxgalter Pro:
Как ответить на письмо ГНИ по исчислению налога на прибыль исходя из прошлогодней рентабельности

Налоговики рассылают письма, в которых просят пересчитать налог на прибыль исходя из показателя рентабельности предыдущего периода.
Что просит ГНИ
По результатам камерального контроля ГНИ установила, что по итогам 2018 года сумма налога на прибыль у предприятия составила 120 млн сум. при годовой рентабельности 20%. По расчету за I полугодие 2019 года:
- рентабельность упала до 7%;
- прибыль уменьшилась;
- сумма налога на прибыль снизилась.
ГНИ, ссылаясь на ст. 70 НК, просит налогоплательщика:
- Пересчитать прибыль и налог с нее исходя из 20%.
- Пересдать отчеты и доплатить налог.
Если налогоплательщик не согласен это сделать, налоговики предлагают представить письменное обоснование и приглашают в удобное время посетить ГНИ для беседы.
Как реагировать
Первый вариант – «по закону». Предприятие вправе никак не реагировать на это письмо. Ни по форме, ни по содержанию оно не предусмотрено законодательством. Понятно стремление налоговых органов обеспечить пополнение бюджета – это их прямая обязанность. Но использовать для этого «дружеские письма» с «просьбами» доплатить налоги исходя из воображаемой прибыли или представить информацию о причинах падения рентабельности – неправомерно.
Налоговики в своем письме ссылаются на ст. 70 НК. Однако в ней прямо сказано, что цель камерального контроля – предоставить налогоплательщику право самостоятельно устранить налоговые правонарушения, выявленные по его результатам. Единственная установленная форма письменного обращения налоговиков к налогоплательщику – это требование. Оно выставляется только при выявлении ошибок в заполнении налоговой отчетности или противоречий между данными налоговой отчетности и имеющимися в ГНИ (ст. 70 НК).
Между тем снижение уровня рентабельности – не ошибка, а факт хозяйственной жизни. Ему не рады не только налоговые органы, но и сами налогоплательщики. И требовать обоснование по этому вопросу, значит, – вмешиваться в деятельность субъектов предпринимательской деятельности. Это прямо запрещено законом (ст. 34 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»). Налогоплательщики вправе не выполнять акты и требования ГНИ, не соответствующие НК и другим нормативно-правовым актам (ст. 31 НК).
Вывод: снижение рентабельности по сравнению с прошлыми периодами – это не нарушение и не ошибка. Это – часто встречающаяся ситуация в хозяйственной практике. Ни в какой форме – в виде «дружественного» письма или «требования» – запрашивать причины снижения рентабельности налоговики не вправе.
Второй вариант – «по жизни». На практике большинство налогоплательщиков уважительно относятся к таким просьбам налоговиков и идут им навстречу. Большинство налоговых консультантов и адвокатов, опрошенных «Нормой», рекомендуют: «хотите сохранить рабочие, нормальные отношения с налоговиками – отвечайте на письма ГНИ».
В письме и на встрече объясните, почему произошло снижение рентабельности:
Причина № 1. В связи с окончанием сезона на реализуемые товары и в целях снижения затрат на их хранение и транспортировку, фирма решила продать их со скидкой. В результате выручка от продаж выросла, но прибыль снизилась, так как наценка, с учетом скидок, была минимальной.
Причина № 2. В 2019 году предприятие начало активно продвигать свой бренд. Много денег потратили на рекламу – на ТВ, наружную, в интернете. В результате расходы по реализации увеличились, что привело к снижению прибыли.
Причина № 3. На начало 2019 года у предприятия имелись обязательства по реализации продукции (услуг) по договорной цене. Повышать цены по этим обязательствам предприятие не могло. Но значительное подорожание сырья и материалов привело к увеличению себестоимости реализованной продукции и, соответственно, снижению прибыли за отчетный период.
Причина № 4. В первом квартале 2019 года предприятие не полностью использовало производственные мощности по причинам экономического (технологического, технического или организационного) характера. При этом постоянные издержки – на аренду, постоянный персонал, ремонт оборудования и т.п. – не уменьшились. В результате прибыль за отчетный период снизилась.
Другие примеры уменьшения прибыли и снижения рентабельности, смотрите ниже:
- потери от простоя оборудования в период аварии и оплаты работникам времени простоя;
- убытки от брака, полученного при аварии;
- расходы на ликвидацию последствий аварии – на материалы, ремонт помещения и т.п.
Конечно, это далеко не все обстоятельства, которые могут привести к снижению уровня рентабельности. Хозяйственная жизнь столь разнообразна, что перечислить все варианты невозможно.
Исходите из реальной ситуации, которая у вас складывается. Главное – объясните налоговикам, что снижение уровня рентабельности имеет объективные причины. А вы – законопослушный налогоплательщик, который не занижает прибыль в целях «экономии» на налогах.